Информационное перенасыщение – феномен ли? – ПиПермь

Информационное перенасыщение – феномен ли?

Интернет – вот главный инструмент в работе, в учебе на данный момент. Через Интернет мы узнаем большее количество информации, если не вообще всю. Есть вопрос – сразу гуглить. Чтобы уточнить какую-либо информацию, берем в руки телефон. Без Интернета мы сейчас никуда. Но что с нами происходит, когда мы слишком часто листаем ленту, чекаем новости, ищем свежий контент? Бывает, что и голова начинает болеть от всей этой информации.

Если рассматривать тот факт сейчас, что мы заключены в самоизоляцию, то Интернет – необходимый ресурс для работы, для обучения. В принципе, чтобы быть в курсе всех новостей, что же происходит в мире и в стране. В Перми выявлены случаи частых перебоев с Интернетом. Он виснет, лагает, теряется скорость. Это связано с тем, что люди стали больше сидеть дома, соответственно, работать в дистанционном режиме или удаленном. Детям и студентам надо учиться. Стала потребность в большей скорости Интернета. Некоторые компании Интернет-обеспечения просто не были к этому готовы. Что говорить про города, если вся страна и до этого днем и ночью в соц. сетях сидит. Люди стали замечать, что наступает усталость быстрее, голова перегружена информацией и начинает болеть.

В последнее время все чаще стали говорить о том, что мозг современного человека перегружен большим количеством информации. Для описания данного феномена в науке используется понятие «синдром информационной усталости» или «информационное перенасыщение». Доступность информации растет с каждым днем, и ее огромное количество остается в памяти, перегружая наш мозг. А что еще хуже, вся эта информация не используется, не структурируется, а также не подвергается сомнению. Информационная усталость является причиной резкой смены настроения человека, вызывает необоснованные решения и поступки. Мозг перенасыщен информацией, он перегружен и находится в состоянии тревоги, что приводит к неспособности адекватно воспринимать и перерабатывать необходимый объем поступающей информации.

При активном пользовании сети Интернет, нервная система перевозбуждается. Это перерастает в хронические стресс и тревогу. Таким образом, происходит снижение количества информации, которую человек может усвоить и качественно переработать. Мозг пытается сохранить энергию и поэтому замедляет работу. То есть быстро принимать решения и обрабатывать данные становится сложнее и происходит снижение эффективности.

Виды информационной перегрузки:

1. Информационный вампиризм – зависимость от Интернета или телевизора. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, чтобы уйти от личных проблем и компенсировать жизненную неустроенность. Этот вид информационной перегрузки похож на алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.

2. Многозадачность – необходимость заниматься несколькими делами одновременно и быстро переключаться между ними. В такой ситуации человек тратит больше сил на переключение, чем на саму работу, и теряет продуктивность.

3. Добывание фактов – ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются.

4. Информационная тревога – состояние, вызываемое не столько избытком информации, сколько ее непредсказуемостью. Часто информация находит получателя, когда он ее не ждет и не готов ее воспринять, и вносит хаос в его представления о мире.

Для чего используют Интернет россияне?

Чтобы проанализировать данный вопрос, обратимся к статистике из Росстата о целях использования сети Интернет среди населения Российской Федерации за 2014-2018 гг.

Рисунок 1. Участие населения в социальных сетях за 2014-2018 гг.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

На основе рисунка 1 можно сделать вывод о том, что все больше населения России использует Интернет для участия в социальных сетях, так как социальные сети являются источником «легкой информации» (новости, общение с людьми, просмотры «мемов»).

Рисунок 2. Дистанционное обучение населения за 2014-2018 гг.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

На основе рисунка 2 можно сделать вывод о том, что очень мало людей использует Интернет для обучения, и их количество постоянно уменьшается, поскольку дистанционное обучение требует больших затрат энергии и сил, чтобы в огромном потоке информации выделить самое нужное, и желательно усвоить полученный материал.

Рисунок 3. Поиск информации населением об объектах культурного наследия и культурных мероприятиях,
прохождение виртуальных туров по музеям и галереям и др. за 2014-2018 гг.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

По рисунку 3 можно сказать, что количество людей, интересующихся культурой, невелико, а также постоянно уменьшается, поскольку люди больше отдают предпочтение просмотру новостей и переписке с друзьями, чем изучению культурного наследия нации. Такая информация трудна для понимания и представляет мало интереса молодому поколению.

Рисунок 4. Получение знаний и справок населением на любую тему с использованием Википедии, онлайн – энциклопедий и т.д. по населению 2014-2018 гг.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

На основе рисунка 4 можно сделать вывод, что людей, черпающих информацию из онлайн – энциклопедий достаточно велико, но их количество также уменьшается. Википедия – легкодоступный ресурс для получения информации, однако даже им пользуются все меньше людей, поскольку социальные сети отнимают много энергии и времени.

Также в ходе исследования были собраны статистические данные о целях использования сети Интернет по субъектам Российской Федерации за 2014-2018 г.

Рисунок 5. Цели использования сети Интернет по субъектам Российской Федерации за 2014 г.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

По рисунку 5 можно сказать, что во всех регионах отмечается разное количество людей, использующих Интернет, однако во всех регионах заметна зависимость людей от социальных сетей.

Рисунок 6. Цели использования сети Интернет по субъектам Российской Федерации за 2015 г.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

На основе рисунка 6 можно сделать вывод, что происходит незначительное увеличение количества людей, принимающих активное участие в социальных сетях.

Рисунок 7. Цели использования сети Интернет по субъектам Российской Федерации за 2016 г.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

По рисунку 7 можно сказать, что продолжается незначительное увеличение количества людей, принимающих активное участие в социальных сетях.

Рисунок 8. Цели использования сети Интернет по субъектам Российской Федерации за 2017 г.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

По рисунку 8 видно, что продолжается незначительное увеличение количества людей, принимающих активное участие в социальных сетях. Наибольшее количество людей, использующих Интернет, находится в Северо – Западном федеральном округе.

Рисунок 9. Цели использования сети Интернет по субъектам Российской Федерации за 2018 г.
Диаграмма: Валерия Кугаевская

По рисунку 9 можно сказать, что по всей стране отмечается зависимость людей от социальных сетей, причем участие в социальных сетях преобладает над другими видами деятельности в Интернете.

Что в результате?

Все больше населения России использует Интернет для нахождения в социальных сетей, чем для получения информации и самообразования. Такая тенденция образовалась в связи с тем, что в наше время количество информации, которая нагружает человека ежедневно, также увеличивается, и людям становится труднее ее потреблять. Социальные сети хоть и являются источником «легкой информации» (новости, общение с людьми, просмотры «мемов»), достаточно сильно нагружают наш мозг, и на просмотр различных статей, чтение книг и т.д. просто не остается энергии. Поэтому люди больше времени в Интернете тратят на общение в социальных сетях, чем на саморазвитие.

«Информационным перенасыщением» страдают, в основном, жители западной части России, поскольку именно там больше всего людей имеют доступ к сети Интернет, а в дальних частях России меньше, но даже там наблюдается зависимость людей от социальных сетей.

Количество людей, использующих Интернет для самообучения, изучения культурных аспектов, и в целом просвещения становится все меньше, поскольку источников такой информации в Интернете огромное количество, и человек просто «теряется» в этом потоке. Чтобы найти источник достоверной информации нужно потратить много времени и энергии, но, помимо этого, человек ежедневно нагружается большим количеством новостей и различных данных, что на поиск и обработку новых знаний просто не остается сил.

Помимо зависимости от социальных сетей также отмечается активное использование Интернета с целью просмотра видео и фильмов, поскольку видеоинформация легко воспринимается человеком и не сильно нагружает мозг.

Одной из причин, почему именно текущая эпоха оказывает такое воздействие, является не столько возросшее количество доступной генерироваться и доставляться пользователю, и легкость доступа к ней. Эта доступность вызывает почти наркотическую зависимость – прочитав одно сообщение, мы нажимаем на ссылку и идем к следующему, и так почти до бесконечности, забывая, что за информацию мы искали изначально. Концентрировать внимание на одной задаче оказывается очень тяжело, второстепенная информация отвлекает нас.

Исследователь «киберпсихологии» или психологии Интернета А. Е. Войскунский, анализируя ряд проведенных в этой области исследований, рассматривает познавательное поведение в Интернете как поиск, анализ и сортировку информации с помощью использования поисковых систем или же заранее известных электронных ресурсов энциклопедического характера (Википедия и т. п.). Он отмечает специфику познавательной деятельности в Интернете, связанную с «гипертекстовым» характером информационных ресурсов Интернета, из-за которого пользователи, переходя по ссылкам из первоначального текста, работают в нескольких «параллельных сессиях», при этом из-за ограниченности кратковременной памяти не все эти сессии реализуются в полной мере успешно. Подобная работа в «параллельных сессиях» может увеличить охват различной информации, схваченной «по верхам», однако глубина и качество обработки информации будут снижены.

Второй проблемой является изменение способов подачи информации. Все больше текстовые сообщения вытесняются аудиовизуальными, воздействуя не на рациональное осмысление информации, а в первую очередь на эмоции, на непосредственную реакцию органов чувств. Умение быстро эмоционально вовлечь зрителя хорошо известно создателям телевизионных «мыльных опер» – человек склонен к эмпатии и потому «цепляется» за эмоциональные переживания персонажей на экране и с трудом может оторваться от происходящего. Схожие уловки используются СМИ для того, чтобы задержать читателя или зрителя, не дать ему «переключить канал». Не случайно одним из важных терминов современной онлайн-журналистики становится «кликбейт» (clickbate) – «щелчок» + «наживка», т. е. такая строка или изображение в Сети, которая непременно привлечет внимание и заставит «щелкнуть» на нужную ссылку и тем самым принести доход тому, кто разместил рекламу на данном новостном портале.Таким образом, главной задачей большинства современных СМИ является не передача новостей населению и даже не манипуляция общественным сознанием, они выполняют задачу сугубо экономическую – под видом передачи информации о событиях в мире привлечь внимание пользователя к рекламе.          Таким образом, можно сказать, что «информационное перенасыщение» – не феномен, а реальная проблема, скорее всего, не только россиян, но и всего мира.

Таким образом, главной задачей большинства современных СМИ является не передача новостей населению и даже не манипуляция общественным сознанием, они выполняют задачу сугубо экономическую – под видом передачи информации о событиях в мире привлечь внимание пользователя к рекламе.          Таким образом, можно сказать, что «информационное перенасыщение» – не феномен, а реальная проблема, скорее всего, не только россиян, но и всего мира.