Интерактивные приемы вовлечения в журналистике сегодня – ПиПермь

Интерактивные приемы вовлечения в журналистике сегодня

Развитие Интернета создает особую среду для существования современных СМИ. Новые технологии и источники информации вызывают появление новых форм журналистского контента. Проблемой становится уже не недостаток, а избыток информации, невозможность ориентироваться в перенасыщенном информационном потоке. В этих условиях изменяются задачи журналиста. Усиливается его роль не в передаче любых сведений, а в отборе наиболее значимых фактов и привлечении к ним внимания. 

Современная экосистема информационных технологий предлагает принципиально новые механизмы взаимодействия с аудиторией. Ключевой стратегией медиасреды становится вовлечение, которое формирует лояльность к медиабренду и повышает трафик сайта. Вовлекать – значит слышать и чутко реагировать на потребности аудитории. Универсальных рецептов вовлечения пока не придумано, СМИ постоянно экспериментируют, ищут что-то уникальное, релевантное интересам определенной категории пользователей. Zeit Online, цифровой аналог немецкой еженедельной газеты Die Zeit, для привлечения молодой аудитории выпустил отдельный медиапроект Zeit Campus, на котором разместил руководство по довузовской профессиональной ориентации. Приложение предлагало абитуриентам пройти тест, чтобы разобраться в многообразии образовательных программ и выбрать университет в соответствии со своими предпочтениями и возможностями. Данная инициатива позволила сайту вдвое увеличить количество посещений в месяц.

Другие издания стали просто менять дизайн оформления комментариев, например, в статьях Quartz у пользователей появилась возможность оставлять сообщения к отдельным параграфам материала, располагая их на полях. Прототипом данной идеи служат широкие поля, которые в XVII и XVIII вв. газеты специально выделяли для читательских заметок. В связи со сложившейся ситуацией вовлечение превратилось в отдельную профессию – audience engagement editor (пер. с англ. – редактор по созданию вовлекающего контента). Согласно вакансии, опубликованной на сайте The Guardian, в обязанности такого редактора входят оптимизация контента под формат социальных сетей и его продвижение на этих платформах, экспериментирование с новыми инструментами по работе с пользовательскими комментариями, инициирование краудсорсинг-проектов (от англ. «crowdsourcing», «crowd» – толпа и «sourcing» – использование ресурсов). Такие специалисты становятся все более влиятельными и востребованным в медиаиндустрии, уверен А.А. Мирошниченко, «потому что формируют и способы журналистского производства и способы читательского потребления».

Еще одним толчком к изменению подхода к работе по вовлечению аудитории стали так называемые fake news (пер. с англ. – ложные новости). Сегодня журналисты фиксируют снижение уровня доверия к СМИ, все чаще слышим об искусственном и целенаправленном искажении информации. Данное явление стало трендом современного медиапространства, что подтверждается интенсивностью его запросов в Google. Кроме того, составители словаря Oxford University Press выбрали в качестве слова 2016 года термин «постправда» (от англ. «posttruth» — эпоха развития массовых коммуникаций, когда истина становится не принципиально важной), который часто употреблялся в контексте президентских выборов в США. Отметим, что префикс «post» используется не в значении «после», а в смысле «за гранью».

Один из главных принципов современной журналистики – это интерактивность, непрерывное взаимодействие с аудиторией. Поставлять людям информацию – это не односторонняя лекция, но двусторонний разговор. Крайне важна роль аудитории. Критически необходимо стимулировать реакцию аудитории, и реагировать на нее в ответ.

Вовлечение аудитории осуществляется через ряд инструментов и каналов: через «живые события»; через прямые трансляции; через краудсорсинг контента, сгенерированного пользователями; через интерактивные программные приложения и «геймификацию» новостей (игры, тесты и т. п.). В компании должна работать «воронка вовлечения» со специальными «мультипликаторами трафика», т. е. «усиливателями» вовлечения. В компании обязательна нужна «сбалансированная система социальных показателей» (social media scorecard), которая в режиме реального времени – например на мониторе на стене – показывает показатели вовлеченности аудитории, «трафик топ-сюжетов», «время, проведенное на сайте».

Однако время вносит свои коррективы и сегодня особо следует выделить так называемую интерактивную журналистику, которая использует общение как способ существования общества в качестве субъекта социальной деятельности. Создаётся, порой весьма условно, ситуации общения журналиста с представителями аудитории как совместная творческая деятельность, основанная на интеракционизме, то есть заинтересованности и прямом общении. Сегодня, пожалуй, существуют очень мало телеканалов или радиостанций, которые не использовали бы эту форму журналистики. Например, ТВЦ использует интерактивный опрос после проблемных репортажей.

Таким образом, можно отметить, что приемов вовлечения масса, в том числе и интерактивных. Все зависит от фантазии и формата самого медиа.

Главное изображение взято с сайта bing.com.