Нарративные стратегии в журналистике – ПиПермь

Нарративные стратегии в журналистике

Нарратология – это «теория повествования», научная дисциплина, изучающая повествование в целом. Нарратив – особый тип дискурса, то есть высказывание, в ходе которого говорящий разворачивает перед слушателем историю (последовательность событий).

Существуют две точки зрения, характеризующие нарративность. Первая концепция имеет немецкое происхождение, согласно ей, основным признаком нарративного произведения является присутствие посредника между автором и повествуемым миром, в результате чего под воздействием субъективного восприятия нарратора происходит «преломление» излагаемой истории.

Источник: canva.com

С точки зрения структуралистов решающая роль в повествовании отведена структуре самого излагаемого материала, – это вторая концепция. «Тексты, называемые нарративными в структуралистском смысле слова, излагают, обладая на уровне изображаемого мира темпоральной структурой, некую историю» (В. Шмид). Понятие «истории» подразумевает событие, которое В. Шмид сформулировал как «некое изменение исходной ситуации: или внешней ситуации в повествуемом мире или внутренней ситуации того или иного персонажа, заключающееся в нарушении одного из тех правил, соблюдение которых сохраняет порядок и устройство повествуемого мира».

Упоминание категории «событие» встречается и у Ю. М. Лотмана, который определяет его как «перемещение персонажа через границу семантического поля, то есть пересечение запрещающей границы». К этому определению В. Шмид добавляет следующее: «эта граница может быть, как топографической, так и прагматической, этической, психологической или познавательной».

П. Рикер истолковывает «событие» так: «событие – это то, что могло произойти по-другому».

Основываясь на вышеуказанных определениях, заключим, что событие – это стержень повествовательного текста, от которого зависит построение всего нарратива. События в грамотно выстроенном тексте должны быть фактическими, т. е. реальными для мира, о котором рассказывается; и результативными: изменение, которое образует событие должно быть совершено до конца нарратива.

Источник: canva.com

Стоит иметь в виду, что бессобытийность в тексте на протяжении длительного периода зачастую небезосновательна: «в художественном нарративе нет ничего нейтрального, незначимого. Здесь даже однообразие, повтор, демонстративная бессобытийность – художестенно событийны, но уже в рамках коммуникативного события, а не с точки зрения референтной событийности рассказываемого» (В.И. Тюпа).

Не менее значимой категорией в повествовательном тексте является «интрига». Интрига – это собственно то, что зачастую приковывает внимание читателя к нарративу. «Суть нарративной истории не в интриганстве персонажей, а в интригуемости читателя или слушателя» (П. Рикёр). Интрига состоит в напряжении событийного ряда и предполагает «удовлетворение ожиданий, порождаемых динамизмом произведения» (В. И. Тюпа).

В. Шмид называет основными критериями событийности релевантность, т.е. событие должно иметь значение для нарратива; и непредсказуемость: ожидаемое изменение не является событийным.

Главное фото взято с сайта canva.com.