Нарративные стратегии в журналистике. Часть 2 – ПиПермь

Нарративные стратегии в журналистике. Часть 2

Ж. Женетт в своей работе «Повествовательный дискурс» делает акцент на категории «времени» в нарративности, заявляя, что «существует время излагаемого и время повествования» и вводит понятие «анахронии», обозначая им «любые формы несоответствия между порядком истории и порядком повествования».

Некоторые эпизоды в нарративе происходят после известного события, отчего можно заявить, что они произошли не только после, но и вследствие него. Связь между такими событиями сущностно важна для нарратива – ее игнорирование может повлечь за собой разрушение текста.

Источник: canva.com

Исследуя время в нарративности, Ж. Женетт вводит понятия «пролепсис» и «аналепсис». Суть первого заключается в опережении рассказа о позднейшем событии, т. е. пролепсисы заранее ссылаются на эпизод, о котором будет рассказано позднее. Аналепсисы, напротив, выполняют по отношению к читателю функцию напоминания.

Выделяют четыре формы нарративного движения, благодаря которым формируется повествование: эллипсис, описательная пауза, сцена и резюме.

– Эллипсис – это временные пропуски в тексте.

– Описательная пауза – замедление повествовательного движения текста при помощи различного рода описаний.

– Сцена – это «драматические» эпизоды, обычно диалоги персонажей, где повествовательное и историческое время совпадают.

– Резюме – краткое подведение итогов повествования.

Повествователь – значимый субъект нарратива – он его создает, поэтому его личное отношение к излагаемому является важнейшим аспектом нарративного текста. Ж. Женетт исследуя вопрос положения нарратора, предлагает выделять такие категории, как «дистанция» и «перспектива». Ж. Женетт: «Мое видение некоторой картины зависит своей четкостью от

дистанции, которая меня от нее отделяет, а своей широтой – от моей позиции по отношению к тем частичным преградам, которые в большей или меньшей степени заслоняют ее от меня».

Проблема «дистанции» была впервые поставлена Платоном в его труде «Государство», где он противопоставил две нарративные модальности в зависимости от лица, от которого автор излагает события. Так, если нарратор демонстрирует, что говорит не он сам, а кто-то другой, то это «чистое повествование», если же повествование осуществляется от первого лица – это «собственно подражание» или «мимесис». Таким образом, чистое повествование будет восприниматься более дистанционно, нежели «подражание». В миметических текстах изложение более детализировано и ощущается минимальное присутствие повествователя. Миметические тексты признаны наиболее воздействующими на аудиторию – благодаря им читатель неосознанно отождествляет себя с персонажем нарратива от лица которого ведется повествование, а, следовательно, подвержен большему воздействию.

Источник: canva.com

С точки зрения представления персонажа в нарративе выделяют (Ж. Женетт):

1) нулевую фокализацию – повествование ведется от всевидящего рассказчика, который знает и говорит больше, чем любой персонаж;

2) внешнюю фокализацию – повествователь говорит меньше, чем знает отдельный персонаж;

3) внутреннюю фокализацию – повествователь говорит только то, что знает конкретный персонаж.

В свою очередь внутренняя фокализация подразделяется на следующие виды:

1) фиксированная фокализация – повествование изображено с точки зрения одного героя;

2) переменная фокализация – нарратив представлен с точки зрения то одного персонажа произведения, то с позиции другого;

3) множественная фокализация – одно и то же событие повествования упоминается много раз с точки зрения разных персонажей.

Временная позиция нарратива по отношению к излагаемой истории подразделяется на следующие типы (Ж. Женетт):

1) последующая – повествование о прошлом, в котором нарратив изложен после известного события;

2) предшествующая – предсказательное повествование, в котором ведутся размышления о грядущем событии;

3) одновременная – повествование ведется синхронно самому событию;

4) включенная – повествование осуществляется между моментами действия.

Главное фото взято с сайта canva.com.