Интерпретации визуальных знаков в кинонарративах – ПиПермь

Интерпретации визуальных знаков в кинонарративах

Нарратология касается не только текстов. Нарратологическому анализу поддаются и сюжеты фильмов. Однако прежде всего необходимо разобраться с интерпретацией тех визуальных знаков, что предлагает нам режиссер.

Главный механизм фильма – механизм знаков. Нельзя игнорировать визуальную составляющую кино – она избавляет режиссера от необходимости объяснять все на пальцах. Так, зритель всегда вычислит представителя другой культуры по характерным чертам: особенностям внешности или предметам национальной одежды. В этом случае уже не нужно пускаться в долгие разъяснения причин поведения персонажей. Кажется, все предельно ясно: если родина героя – Испания, то понятно, отчего у него такой пылкий нрав, а если он из Германии – не стоит объяснять его сдержанность и дотошность. Но это все мифы.

Известно, что викинги никогда не носили знаменитый рогатый шлем, но, даже обладая этим знанием, мы все равно будем изображать их с использованием этого головного убора. Ведь мы уверены – так нас точно поймут.

Если в фильме есть персонаж, отличающийся умом и сообразительностью, то почти наверняка его образ дополнят очки, которые будут знаком его высокого интеллекта.

Искусственно созданный миф может манипулировать общественным сознанием. Так, при просмотре фильмов, снятых по заказу Третьего рейха, создается обманчивое представление, что все немецкие дети тех лет были белокурыми и голубоглазыми, т. е. чистокровными арийцами. Понятно, что это не так. Всему виной – образы, демонстрируемые на экране. Кадр специально построен так, чтобы в нем оказались только нужные лица. В данном случае – белокурые дети.

Источник: canva.com

В известном образе Чаплина – Маленьком Бродяге, его стоптанная обувь – знак бедности. При этом он всегда в костюме и шляпе-котелке. Пусть этот костюм изношен и велик, мы понимаем – перед нами джентльмен.

Фильм Чаплина «Новые времена» пропитан визуальными знаками. Так, начиная со вступительных кадров, где, благодаря монтажу, стадо животных сменяет толпа людей, спешащая на завод, мы догадываемся – перед нами явная аналогия.

В этом же фильме обычный день Бродяги на заводе схож с его типичным днем в тюрьме. Эти знаки наводят на мысль, что новая индустриальная жизнь ставит человека в условия подобные тюремному заключению. В этих условиях пропадает человеческое «я», которое зарывается в толпе таких же обезличенных людей. С одной стороны – бездушные машины и конвейеры, а с другой – живые люди с их потребностями, эмоциями и мечтами.

Чарли и его босая возлюбленная наблюдают за жизнью идеальной американской семьи: муж отправляется на работу, а жена, проводив его, спешит на кухню – готовиться к его возвращению. Эта семья адаптирована к новым условиям. Главные герои мечтают об их жизни. Но все не так. Вместо идеального дома – ветхий домишко, который разваливается по частям. Вместо работы – ее отсутствие. Пафосность, картинность и нереалистичность в противовес жизни обычных людей – вот реалии Великой депрессии в США.

Знаки в кино, безусловно, важны – они создают иллюзию реальности. Но не стоит забывать, что каждый знак отличается двойственностью – выдавая себя за нечто спонтанное он, тем не менее, помогает нам глубже раскрыть сюжет фильма.

Главное фото взято с сайта canva.com.