COVID-19: нарратив, дискурс и миф. Практика деконструирования – ПиПермь

COVID-19: нарратив, дискурс и миф. Практика деконструирования

Нарратив, дискурс, миф – взаимодополняющие категории. Так, чтобы глубже понять специфику нарратива, необходимо учитывать контекст. С появлением контекста возникает дискурс. На актуальном событии, связанным с пандемией коронавируса, появляется возможность выявить способы освещения информации в российских СМИ, касающейся COVID-19 и деконструировать ее.

Освещая событие, медиа придает ему значимость. Мы, в свою очередь, воспринимая новость, погружаемся в дискурс. В нем важно все: и информационное поле, и политика издания, которое освещает событие, и даже политические ситуации в стране и мире. Но важнее – тот, кто говорит, и тот, кто воспринимает дискурс. А воспринимает его конкретный индивид. Не зря к дискурсу обращались постструктуралисты, которые заявляли: человек – не структура. Действительно, каждый из нас обладает индивидуальными особенностями психики, у каждого есть свои личные желания и переживания. Игнорировать их никак нельзя. Все зависит от видения человека – именно оно создает рамку реальности.

Российские медиа освещают новую коронавирусную инфекцию и формируют дискурсы. Как это происходит? Например, Lenta.ru сообщает: «Губернатора Ленинградской области проверят на коронавирус после заражения нескольких сотрудников администрации». Наткнувшись на этот заголовок, мы понимаем, речь идет о представителе власти, соответственно дискурс политический. В новости сообщается, что чиновники в условиях пандемии вынуждены работать, что ставит их в уязвимое положение – они рискуют своим здоровьем, в то время как мы находимся в более выгодной позиции – дома в безопасности.

Заголовок «Новой газеты» гласит: «В Москве умер врач, заразившийся при лечении больных коронавирусом». В этой новости встречается как медицинский, так социальный и политический дискурсы. Читатель думает: «если умирают врачи, значит у них недостаточно средств индивидуальной защиты. Больных людей заражается все больше. Врачи тоже заболевают. Кто, в случае чего, будет лечить меня или близкого мне человека?». Далее «Новая газета» сообщает: «Ранее о смерти медика, у которого было подозрение на коронавирус, писали издания Ульяновской области и, не смотря на появившиеся симптомы, врача госпитализировали в инфекционное отделение только после инсульта». У читателя этой новости вероятней всего появится агрессия в отношении власти, которая даже врачам не может обеспечить должную безопасность и лечение.

Источник: regnum.ru

В материале «Медузы» встречается и церковный дискурс: «Настоятель Елоховского собора в Москве умер от коронавируса. По данным РПЦ на 16 апреля коронавирусная инфекция выявлена у 24 священнослужителей Московской епархии». А в новости «Интерфакса» встречаются как экономический, так и культурный дискурсы: «Коронавирус лишил Эрмитаж половины годового бюджета».

Власть – это контроль, который совершает одна группа в отношении других групп и их членов. Злоупотребление властью – это контроль, который направлен в интересах тех, кто реализует власть против интересов других. Злоупотребление властью в дискурсе выражается двояко. Во-первых, посредством контроля над контекстом, т.е. важно то, что соседствует с новостью о коронавирусе (какая еще информация транслируется в медиа и кто является приглашенным экспертом). Во-вторых, посредством контроля над дискурсом, т.е. что именно сообщается в медиа об этом вирусе и какие речевые средства используются для его описания.

Зачастую власть трактуют как контроль над сознанием масс, который предполагает контроль над публичным дискурсом. Если прежде власть осуществлялась путем принуждения, то теперь в этом нет необходимости: поведение людей программируется посредством управления дискурсом. Однако тут я согласна с позицией ван Дейк, который сознательно дистанцируется от того, что власть полностью контролирует медиа, заставляя их управлять дискурсом, который воздействует на сознание масс и определяет их поведение. Не все так просто. Человек способен отнестись к полученной информации критически и не поверить ей. А газета или телеканал могут представить собственную точку зрения, независимо от воли властных групп. Индивид в состоянии проигнорировать ту информацию, что не соответствует его представлениям.

Каждый человек делает собственный выбор: доверять полученной новости или нет. Но медиа, безусловно, обращают внимание на то, что важнее, по их мнению, в сложившихся обстоятельствах. Так, люди начали серьезней относиться к вирусу только после того, как в медиа стали освещать обращения врачей (авторитетов в этой ситуации), которые настоятельно рекомендовали гражданам не выходить из дома без весомой причины. Или новостные сюжеты о том, что в аптеках и магазинах дефицит медицинских масок и антисептиков, а люди скупают продукты первой необходимости. На многих, в частности на жителей Москвы, подействовало видео, в котором вереница машин скорой помощи создала пробку возле больницы. В медиа ежедневно обнародуют количество новых выявленных больных коронавирусом, которые растут в геометрической прогрессии – это, безусловно, воздействует на сознание россиян и их решение не выходить на улицу лишний раз.

Главное изображение взято с сайта trkterra.ru.