Нарративные стратегии журналиста Андрея Колесникова – ПиПермь

Нарративные стратегии журналиста Андрея Колесникова

А. Колесников – журналист, входящий в так называемый «кремлевский пул» журналистов. «Кремлевский пул – аккредитованные журналисты крупных печатных изданий, телеканалов, радиостанций и информационных агентств. Журналисты «кремлевского пула» присутствуют на всех значимых российских событиях, проходящих с участием первого лица государства, сопровождают президента в ходе его визитов».

А. Колесников является одним из ведущих журналистов издательского дома «Коммерсантъ». Он привлекает читателей своим особым стилем. Так, О.С. Иссерс называет его стратегию «иронико-эмпатической» и подчеркивает, что «с одной стороны, в репортажах очевидна ироническая позиция комментатора событий, с другой – это позиция не оппонента, но человека «из своего лагеря», «не чужого», а готового поставить себя на место главного действующего лица и не скрывающего симпатии к нему».

Серия классических репортажей А. Колесникова о президенте РФ, посвящена игре в любительский хоккей. Общеизвестно, что В. Путин испытывает симпатию к этому виду спорта и принимает активное участие в турнирах, приуроченных к знаменательным для страны датам. В таких играх компанию российскому президенту составляют министры РФ, предприниматели и некогда профессиональные хоккеисты. Как правило, В. Путин выступает за команду «красных», тогда как его соперники играют в форме «белых». Традиционно команда президента становится победителем таких хоккейных поединков.

В этом материале приведен нарратологический анализ репортажа А. Колесникова, опубликованный в «Коммерсанте» 26.12.2019 г. – «Суровый бой вели ледовые дружилы». В заголовке репортажа, с одной стороны, применена интертекстуальная отсылка к известной песне, где трус не играет в хоккей, а с другой – определение «дружилы», которое обнажает не настоящее состязание, а своего рода «поддавки», как будто бы дружеские.

Основным признаком нарративного произведения является присутствие посредника между автором и повествуемым миром, в результате чего под воздействием субъективного восприятия нарратора происходит «преломление» излагаемой истории. В анализируемой нами статье посредником является журналист А. Колесников, который повествует о реальном событии, воссоздавая последовательно его детали.

Помимо этого, решающая роль в повествовании принадлежит структуре самого излагаемого материала. «Тексты, называемые нарративными в структуралистском смысле слова, излагают, обладая на уровне изображаемого мира темпоральной структурой, некую историю». Понятие «истории» подразумевает событие, которое В. Шмид сформулировал как «изменение исходной ситуации: или внешней ситуации в повествуемом мире или внутренней ситуации того или иного персонажа, заключающееся в нарушении одного из тех правил, соблюдение которых сохраняет порядок и устройство повествуемого мира».

Источник: vesti.ru

Упоминание категории «событие» встречается и у Ю.М. Лотмана, который определяет его как «перемещение персонажа через границу семантического поля, то есть пересечение запрещающей границы». П. Рикер истолковывает «событие» так: «событие – это то, что могло произойти по-другому».

Таким образом, событие – это стержень повествовательного текста, от которого зависит построение всего нарратива. События в грамотно выстроенном тексте должны быть фактическими, т. е. реальными для мира, о котором рассказывается; и результативными: изменение, которое образует событие должно быть совершено до конца нарратива.

В. Шмид называет основными критериями событийности релевантность, т. е. событие должно иметь значение для нарратива; и непредсказуемость: ожидаемое изменение не является событийным.

В репортаже А. Колесникова можно выделить следующие сущностно важные для нарратива события:

  1. В. Путин приезжает на стадион для игры в хоккей.
  2. Первый тайм: «красные» проигрывают.
  3. Перерыв.
  4. Счет в игре равный.
  5. Цифра на табло неожиданно меняется: «красные» ведут в счете.
  6. Команда-противник президента сравнивает счет. Атмосфера на льду накаляется.
  7. Президент доверяет забить буллит С. Шойгу.
  8. Ожидаемая, но беспокойная победа команды В. Путина.
  9. Хэппи-энд: мероприятие в Большом Кремлевском дворце.

Как можно заметить, весь нарратив выстроен вокруг хоккейного матча: все ключевые моменты сосредоточены на событиях, которые происходят на льду. В подобных условиях трудно поддерживать внимание читателя, т. к. он не сомневается: команда президента победит. Справиться с этой задачей помогают неожиданные события, включенные в нарратив, как, например, внезапное решение президента передать право забить решающий буллит разъяренному Министру обороны РФ. Подобным жестом президент ставит под сомнение победу собственной команды в матче, который с самого начала дается ей нелегко. Благодаря такой последовательности событий в нарративе А. Колесников интригует читателя. Интрига – это собственно то, что зачастую приковывает внимание читателя к нарративу. «Суть нарративной истории не в интриганстве персонажей, а в интригуемости читателя или слушателя». Интрига состоит в напряжении событийного ряда и предполагает «удовлетворение ожиданий, порождаемых динамизмом произведения». Помимо этого, А. Колесников вынес эту интригу в лид репортажа: «Почему Владимир Путин не стал бить буллит в решающем предновогоднем матче».

Главное фото взято с сайта the-village.ru.