Обзор классических трудов по нарратологии – ПиПермь

Обзор классических трудов по нарратологии

В.Я. Пропп, Ж. Женетт, Р. Барт, Ю.М. Лотман – авторы, внесшие весомый вклад в развитие нарратологии. Их идеи по сей день применяются в исследовании нарративов.

1. В. Пропп, «Морфология волшебной сказки»

В своем исследовании В. Пропп выделил составные части волшебных сказок по особым приемам и затем сравнил сказки по их составным частям. Выяснилось, что в сказках есть постоянные и переменные величины. Так, меняются названия действующих лиц, но не меняются их действия или функции. Под функцией понимается поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия.

В сказке всегда есть определенные персонажи, такие как: Герой, Антагонист (Вредитель), Даритель волшебного средства, Помощник и т.д.

Так, роль Антагониста заключается в нарушении покоя Героя. Вредитель призван вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Эта функция чрезвычайно важна, т.к. именно благодаря ей создается движение сказки. Даритель призван вручить герою некоторое средство (обычно волшебное), которое позволяет впоследствии ликвидировать беду.

Зачастую функции расположены попарно (Запрет/Нарушение, Борьба/Победа, Преследование/Спасение и т.д.). Если последовательность предполагает наличие двух персонажей, то в ней присутствуют два обозначения одного и того же поступка (то, что в перспективе первого персонажа является Вредительством, в перспективе второго оказывается Обманом). В сущности, любой, даже второстепенный, персонаж становится героем своей собственной сюжетной последовательности.

Многие функции логически объединяются по известным кругам. Эти круги в целом и соответствуют исполнителям. Это – круги действий. Так, например, круг действий Антагониста охватывает: Вредительство, Бой, Преследование.

Помимо этого, В. Пропп выделил еще одну категорию – «Атрибуты», т.е. совокупность всех внешних качеств персонажей: их возраст, пол, положение, внешний облик, особенности этого облика и т.д.

2. Р. Барт, «Введение в структурный анализ повествовательных текстов»

Р. Барт предлагает различать в повествовательном произведении три уровня описания: уровень «функций», уровень «действий» и уровень «повествования». Все эти три уровня связаны между собой: отдельная функция обретает смысл лишь постольку, поскольку входит в общий круг действий данного актанта.

В своей работе Р. Барт выделил два больших класса функций – дистрибутивные и интегративные. Первые соответствуют функциям В. Проппа. Интегративный класс состоит из «признаков» (информация об отличительных чертах персонажей, об «атмосфере» действия и т.п.).

Что касается класса Функций, то не все входящие в него единицы одинаково «важны». Часть из них играет в тексте роль своеобразных шарниров, в то время как другие лишь «заполняют» пустое повествовательное пространство. Р. Барт предложил первые называть кардинальными (или ядерными) функциями, а вторые – функциями-катализаторами. Катализаторы постоянно поддерживают семантическое напряжение повествовательного дискурса.

«Признаки» в свою очередь помогают раскрыть характер персонажа, его эмоциональное состояние, обрисовать атмосферу, в которой разворачивается действие. Также Р. Барт выделил «информанты», которые позволяют идентифицировать людей и события во времени и пространстве. Таким образом, означаемые «признаков» имеют имплицитный характер, а означаемые «информантов» – эксплицитный.

«Катализаторы», «признаки» и «информанты» имеют одну общую черту: они служат развертыванию ядра. Ядерные же функции образуют конечную совокупность из небольшого числа членов, логически связанных между собой, это своего рода каркас повествовательного произведения.

3. Ж. Женетт, «Повествовательный дискурс»

Ж. Женетт заметил, что «существует время излагаемого и время повествования (время означаемого и время означающего)» и ввел понятие «анахронии», обозначая им «любые формы несоответствия между порядком истории и порядком повествования».

Кроме этого, исследуя время в нарративности, Ж. Женетт ввел понятия «пролепсис» и «аналепсис». Суть первого заключается в опережении рассказа о позднейшем событии, т.е. пролепсисы заранее ссылаются на эпизод, о котором будет рассказано позднее. Аналепсисы, напротив, выполняют по отношению к читателю функцию напоминания.

Помимо времени, Ж. Женетт уделил внимание значимой фигуре в нарративе – его автору, а именно его точке зрения. В результате было введено понятие «фокализации», которое подразумевает отношение нарратора к повествуемой истории.

С точки зрения представления персонажа в нарративе выделяют:

  • фиксированную фокализацию – повествование изображено с точки зрения одного героя;
  • переменную фокализацию – нарратив представлен с точки зрения то одного персонажа произведения, то с позиции другого;
  • множественную фокализацию – одно и то же событие повествования упоминается много раз с точки зрения разных персонажей.

Ж. Женетт отметил, что повествование «от первого лица» лучше, чем какое-либо другое, т.к. позволяет повествователю делать разнообразные ссылки на будущее и особенно на свое нынешнее положение, которые как бы входят в его роль.

4. Ю.М. Лотман, «Структура художественного текста»

Ю.М. Лотман дал определение категории «событие», на которое ссылается большинство исследователей нарративов. Так, «событие» в понимании Ю.М. Лотмана – «перемещение персонажа через границу семантического поля». В отношении к границе сюжетного поля действователь выступает как преодолевающий ее, а граница в отношении к нему – как препятствие».

Ю.М. Лотман заявил, что «восприятие художественного текста – всегда борьба между слушателем и автором». Так, восприняв часть текста, слушатель «достраивает» целое. Следующий «ход» автора может подтвердить эту догадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. Но следующий авторский «ход» вновь выдвигает эти две возможности. И так до того момента, пока автор, «победив» предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности.

Обладая способностью концентрировать огромную информацию на «площади» очень небольшого текста, художественный текст имеет еще одну особенность: он выдает разным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания.

Главное изображение взято с сайта russkaja-skazka.ru.