Пермь в грустных лицах – ПиПермь

Пермь в грустных лицах

Некоторые граффити на пермских улицах имеют гораздо более сложный подтекст, чем просто «настенная клякса», а пермские стрит-артисты мелькают в инстаграме Дудя и вызывают интерес не только в России, но и за рубежом.

По сравнению с Екатеринбургом, Нижним Новгородом, Москвой или Санкт-Петербургом активность уличных художников в Перми незначительная. Конечно, у нас есть выдающиеся имена в мире стрит-арта, известные даже тем, кто от подобного искусства далек: Александр Жунёв, пожалуй, самый известный стрит-арт художник Перми, так же, как и Виктор Ершов, знакомый пермякам благодаря своим настенным маркам. Но сегодня хочется рассказать о другой, но не менее значимой персоне, задающей темп пермскому уличному искусству.

Пермский стрит-арт художник Алексей Илькаев, более известный как Sad Face, создал целую серию граффити, на которых изображены бледные печальные и плачущие лица. Его работы имеют крайне неоднозначный смысл: в этих лицах и трагизм, и отрешенность, и безысходность. В своём творчестве художник часто обращается к мотивам смерти, одна из самых знаменитых акций «смерть не за горами». В известном арт-объекте «Счастье не за горами», художник заменил слово «счастье» на «смерть», за что в его адрес было возбуждено уголовное дело. Отмечается, что Илькаев отказался считать свои действия преступлением – по его словам, он творчески переосмыслил оригинальную работу художника Бориса Матросова.

«В нашей культуре атрофировано философское отношение к смерти, духовности, подлинной силе человека, и я стараюсь в своем творчестве эти темы затронуть», – пишет автор. По мнению художника, осознание смертности дает человеку понимание того, что каждое его действие может оказаться последним, заставляет осознанно и аккуратно подходить к своим поступкам и взывает к его сильным сторонам – «мужеству, трезвости, величию, укрепляет силу духа».

В России о Sad Face широкая аудитория узнала после одного из выпусков шоу «вДудь», в котором Юрий Дудь был одет в футболку с грустным лицом. Зимой 2018 года Алексей Илькаев изобразил грустное лицо на замёрзшей Каме. Художнику не пришлось использовать краску, он просто расчистил лед от снега. Этому перформансу Дудь также посвятил пост в инстаграме. В Европе с творчеством Алексея тоже знакомы: он участвовал в арт-ярмарке в Стокгольме, выставлялся в Берлине, грустное лицо нарисовано и на Берлинской стене.

Поклонники Sad Face интересовались, можно ли как-то купить творчество художника? Так и появилась идея расписывать футболки грустными лицами. Футболки были выпущены в двух вариантах. В первом художник разрисовал футболки сам специальными красками. Таких футболок всего 20. Второй вариант – печать шелкографией. Все футболки почти сразу выкупили.

Сейчас художник хочет выйти на мировой уровень и переехать в Европу. Он планирует создавать новые проекты и устраивать флешмобы. «Но подобные вещи нужно делать с помощью поддержки крупных галерей, чтобы это оценили по достоинству», – считает художник. – Плюс такие проекты очень сложно сделать в нашей стране. Официально никто такого не позволит».

Sad Face хоть и активно задает тон пермскому стрит-арту, но далеко не оптимистичный – под стать его авторскому стилю. Пермяки не раз жаловались, что работы выглядят мрачно и облачают суровую реальность. Сам художник говорит, что в Перми он сделал больше 200 изображений Sad Face, но сколько из них сохранилось – неизвестно. Объекты стрит-арта, как правило, городские службы закрашивают. Некоторые здания, где были лаконичные образы, вовсе снесены. Иногда лица закрашиваются другими, менее символичными образами.

Главное фото взято с сайта zwezda.su