Современное искусство в PERMM: выставка Александра Бродского

Музей PERMM не перестаёт удивлять посетителей своими выставками, но прежде, чем говорить о современном искусстве пермского музея, посмотрим, как же понимать такое искусство.

Эпоха современного искусства началась в 60-х годах 20 века. Тогда оно выражалось во всем новом: образы, средства, материалы. Современное искусство в 21 веке – это привлечение внимания к различным социальным, политическим, экологическим и многим другим проблемам. Не все понимают современное искусство, называя его бессмысленным, а это всего лишь ощущение мира автором. И если прочитать аннотацию-табличку к произведению автора, то можно понять ход его мыслей. Если у вас есть желание понять то, что автор хочет донести, то нужно прочитать хотя бы о выставке, об авторе и его работах. Современное искусство – это пища для ума. Его знание повышает осознанность и развивает масштабное мышление.

Разберёмся, как можно интерпретировать для себя те или иные выставки и отдельные инсталляции на примере выставок в музее современного искусства PERMM.

С 11 февраля по 4 апреля 2021 года в музее PERMM проходит вторая персональная выставка Александра Бродского «Александр Бродский. Дар». А. Бродский – архитектор и художник, является ярким представителем советского и российского современного искусства. Его называют «бумажным архитектором», мастером инсталляций. Считает, что архитектура – это свидетель событий. Основная тема в его творчестве – хрупкость, а подчеркивает он ее нестойкими материалами.

Итак, на первом этаже музея представлен проект «Окна и фабрики». Здесь автор передает атмосферу конца 90-х годов 20 века. «Фабрики» – это производственные здания, которые покинули люди. Все мы видим их до сих пор. Одни прошли реновацию и используются, другие ждут своего часа: будут снесены или так и останутся разрушенными, напоминая нам о прошлом. «Окна» – лайтбоксы, закрашенные серым цветом. Они будто отражения той жизни.

Второй этаж – тотальная инсталляция «Ночь перед наступлением». Одинаковые носатые человечки с лайтбоксов первого этажа обрели жизнь, сидя в палатках-теплушках перед огнем. Есть здесь и сейчас, а дальше неизвестность.

Звездные работы на третьем этаже – это инсталляция «Дорога» (2010) и объект «Предпоследний день Помпеи» (1997). «Дорога» 11 лет назад получила Премию Кандинского, в номинации «Проект года».

 Инсталляция «Дорога» имеет много смысловых отражений. Одно из них: куда и зачем мы движемся.

Инсталляция «Предпоследний день Помпеи» – это фрагмент инсталляции «Точки схода».  Мы видим, как накренившееся сооружение проваливается. Мы не знаем, что держит его «на плаву», но здание обречено, обратного пути нет. Что-то исчезает: часть жизни или эпохи.

Инсталляция «Предпоследний день Помпеи»
Фото: Татьяна Емельянова

«Живой уголок» – на первый взгляд это место обитания животных, общения с ними и, как следствие, расслабление от умиления. Но инсталляция описывает жизнь человека в современном городском пространстве.

Инсталляция «Живой уголок»
Фото: Татьяна Емельянова

«Чайный домик» – инсталляция составлена из множества высушенных пакетиков чая. На каждом пакетике рисунок – профиль с большим носом или клювом, как с лайтбоксов первого этажа. Это что-то хрупкое, непостоянное, уходящее в бесконечность, но оставляющее след.

Инсталляция «Чайный домик»
Фото: Татьяна Емельянова

«Психоделический фургон» (1997) – фургон, внутри которого перевозной кинотеатр с глиняными головками зрителей. Что это: наркотический эффект? Кто мы: пассажиры или зрители? Ассоциации могут быть разные.

Некоторые работы ранее были представлены на Венецианских биеннале и многих выставочных площадках в России и за рубежом, их возраст более 20 лет. Думаю, в целом выставка охватывает большой исторический промежуток времени. Вглядываясь в задумку автора, можно поразмышлять о прошлом, настоящем и попробовать представить себе будущее.

Источник главного фото: Музей PERMM — Posts | Facebook