Три лица Юрия Гагарина – ПиПермь

Три лица Юрия Гагарина

60 лет назад, 12 апреля 1961 года, состоялся первый космический полет. Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, увидевшим Землю из открытого космоса, и до сих пор остается национальным героем. В стрит-арте Перми образ Юрия Гагарина занимает особое место, а интерес деятелей искусства к теме космоса не угасает.

Человек-легенда

Центральный фасад Дворца Культуры имени Гагарина с 1975 г. украшает фигура космонавта, подобно птице рассекающая воздух. Эта монументальная скульптура Рифката Багаутдинова (1938 – 2014 гг.) носит название «Парящий Икар» и входит в число лучших произведений, связанных с историей освоения космоса. Здесь Юрий Гагарин похож на супергероя, одетого в стальные доспехи, подчеркивающие силу мышц космонавта. Лучи, исходящие от его тела, словно волшебный шлейф, дополняют композицию и воплощают стремительное движение вперед.

Скульптура “Парящий Икар”
Рифкат Багаутдинов
Фото: gorodperm.livejournal.com

Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность воплотить этот проект, посвященный освоению космоса (Р. Багаутдинов).

В новом веке, спустя 45 лет после монтажа композиции, работа Рифката Багаутдинова воспринимается уже не только как произведение искусства, но и как символ эпохи.

60–70-е годы прошлого века — время, когда все интересовались космосом. Доктор исторических наук, профессор ПГТУ Виктор Мохов рассказал о времени появления композиции следующее: «Жизнь была стандартизированная… А вот космос давал ощущение выхода из этой реальности, определенной романтики, казалось, что там самая героическая, серьезная, настоящая жизнь». Время хрущевской оттепели, затронувшее духовную и культурную жизнь Советского Союза, принесло демократизацию общества и превозношение прав человека. Но еще важнее то, что деятели искусства начали вкладывать особый смысл в свои произведения, отличающийся от партийной идеологии.

«Парящий Икар» можно также назвать символом советского Возрождения. В этой мощной скульптуре художнику удалось соединить легенду, подвиг реального человека и веру в безграничные возможности людей.

Священный лик

Всего три года спустя после «Парящего Икара» в Перми появилось мозаичное панно «Комсомол в решающие моменты истории», созданное Вадимом Голубевым в 1978 году к 60-летию ВЛКСМ. Оно расположено на фронтоне дома № 67 по Комсомольскому проспекту и изображает три поколения комсомольцев: красноармейца Павку Корчагина, воина Великой Отечественной войны Александра Матросова и космонавта Юрия Гагарина.

Панно “Комсомол в решающие моменты истории”
Вадим Голубев
Фото: Яндекс.Дзен

Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи был частью общественно-политической системы Советского Союза. Его судьба была тесно связана с судьбой нашей страны. Комсомольцы сражались на фронте; восстанавливали разрушенные города; строили электростанции, автозаводы, магистрали и метрополитен; осваивали земли и поднимали целину; ликвидировали неграмотность. Не случайно автор изобразил фигуры на панно в разных плоскостях, подчеркивая особый вклад каждого поколения комсомольцев в историю Советской России.

С другой стороны, можно увидеть пересечение мотива героизации с сакрализацией Павки Корчагина, Александра Матросова и Юрия Гагарина. Строгость лиц, сочетание событий, происходивших в различное время и в разных местах, использование синего и красного цветов, а также «обратной перспективы» характерны для иконописи.

Герои комсомола являются для автора священными. В наши дни этот памятник монументального искусства имеет областное значение, несмотря на прекращение существования комсомола в 1991 г.

Распятые достижения

О стрит-арт художнике Александре Жунёве (1984 – 2018 гг.) заговорили не только в Перми, но и в России после того, как 12 апреля 2015г. он разместил работу «Гагарин. Распятие» на перекрёстке улиц Советской и Куйбышева. На рисунке был изображён космонавт, распятый на кресте.

Рисунок “Гагарин. Распятие”
Александр Жунёв
Фото: business-class.su

Почему Гагарин?… Это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал супер-звездой — как Иисус Христос!
Его образ используется государством как икона патриотизма. Он воскрес в медийном пространстве, в нашей памяти. И уже никогда не умрет (А. Жунёв).

По словам автора, место было выбрано неслучайно: «Стена находится рядом с бывшим ракетным училищем, в том же квартале расположен Спасо-Преображенский Кафедральный Собор».

Неслучайной была и дата появления арт-объекта – в тот день отмечали сразу два праздника – День космонавтики и православную Пасху. «Мне кажется, такое стечение календарных обстоятельств очень символично, ведь наука и религия долгое время находились по разные стороны баррикад, пытаясь отвоевать свою долю влияния на умы» – написал Александр на своей странице в FB.

Безусловно, в этой противоречивой работе заложен глубокий философский смысл. Соединение образа Гагарина и священного смысла распятия можно трактовать по-разному: как сакрализацию первого человека, полетевшего в космос, а также как обесценивание достижений советского периода России в науке и технике, гражданских свободах и искусстве.

Фотографии этого стрит-арта разлетелись в соцсетях и вызвали широкий отклик общественности, в большинстве случаев негативный. Распятый Гагарин был закрашен на следующий день сотрудниками управляющей компании.

Источник главного изображения: lksmrzn.ru