Нарратологический анализ: с чего начать и каковы критерии? – ПиПермь

Нарратологический анализ: с чего начать и каковы критерии?

Нарратологическому анализу могут быть подвержены любые тексты и фильмы. Главное – определиться с критериями.  

Начнем с истоков. С работы Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», где сказано, что в любом повествовательном произведении (нарративе) можно выделить персонажей, их функции и круги действий.

Приступаем:
1) берем текст;
2) читаем его;
3) выделяем основных действующих лиц;
4) смотрим: какие функции они выполняют? (Какова их роль в произведении).

Источник: canva.com

Нарратология – это в первую очередь про рассказчика. О том, кто ведет повествование. Нарратив – сюжет, пропущенный через призму восприятия другого человека. Нарратор говорит о том, что на его взгляд важно и в той последовательности, которую он предпочел. Значит, необходимо осмыслить роль повествователя:

  1. Автор – кто он? Он известен читателю или нет?
  2. Какую роль в произведении он занимает? Он активный участник того, о чем рассказывает? Или сторонний наблюдатель?
  3. Как он ведет свое повествование: безлично или от первого лица?
  4. Какова цель его рассказа?
  5. Как организована его точка зрения (фокализация): автор знает и говорит больше, чем любой персонаж (нулевая фокализация); говорит меньше, чем знает отдельный персонаж (внешняя фокализация); говорит только то, что знает конкретный персонаж (внутренняя фокализация)?
  6. Автор делится с читателем своими мыслями, переживаниями?
  7. Как изображено повествование: с точки зрения одного героя (фиксированная фокализация), с точки зрения то одного персонажа, то с позиции другого (переменная фокализация), одно и то же событие повествования упоминается много раз с точки зрения разных персонажей (множественная фокализация).
Источник: canva.com

Приступаем к анализу структуры нарратива. Как организовано повествование? Начнем с темпоральности, то есть протяженности во времени:

  1. Как передана история? Последовательно или нет?
  2. Применяется ли «игра со временем» (анахрония): осознанные временные пропуски в тексте (эллипсис), опережение рассказа о событии, которое произойдет позже (пролепсис), напоминание о том, что было сказано ранее (аналепсис), замедление повествования при помощи различного рода описания (описательная пауза). 

Интрига нарратива. В чем она проявляется? Интрига – собственно то, что привлекает читателя.

Обратимся к сюжету. Нарратив – это цепочка событий. Все они в разной степени влияют на персонажей. Побуждают к действиям. Цель анализа:

  1. Определить последовательность событий.
  2. Оценить: какие из них меняют ход действия сюжета (кардинальные), а какие – лишь заполняют пустое повествовательное пространство и выполняют роль шарниров (катализаторы).
  3. Какие изменения вносят эти события? Внешние или внутренние?
Источник: canva.com

Читатель. Для кого создан нарртив? Понятно ли на какую аудиторию нацелен нарратор? Об этом свидетельствуют: специальные факты, узконаправленные термины, ирония, которую поймет не каждый. Если массовый читатель не понимает о чем идет речь, значит, автор рассчитывает на конкретного читателя. Это тоже характеризует нарратив.

Опираясь на эти критерии можно запросто проанализировать любой успешный нарратив и понять, как он сделан и благодаря чему автор удерживает интерес своего читателя.

Источник главного изображения: canva.com