Сюрреализм Сальвадора Дали в Пермском выставочном зале

Центральный выставочный зал и петербургская галерея современного искусства PS Gallery представили в Перми графические работы, стеклянные скульптуры и фотографии Сальвадора Дали, одного из самых эпатажных художников-авангардистов ХХ века. На выставке, которая называется «Сюрреализм – это Я», можно увидеть более 100 подлинных произведений художника. По словам организаторов, уникальность этого проекта состоит в том, что выставка арт-объектов дополнена мультимедийными картинами «Живые сны Сальвадора Дали», которые позволяют зрителям погрузиться в сюрреалистические фантазии.

«Остаться безучастным к сюрреализму практически невозможно. Когда вы знакомитесь с искусством Сальвадора Дали, то либо позволяете его себе, либо нет. И если вы разрешите себе на пару часов оставить привычную реальность за стенами выставочного зала, то мастерство художника увлечёт вашу фантазию в совершенно новые пространства с особенной геометрией, наполненные образами из сновидений», – прокомментировал коллекционер, владелец PS Gallery Павел Башмаков.

Основная часть экспозиции – графика, которая ранее не выставлялась в Перми: офорты Сальвадора Дали к «Фаусту» Гёте, «Капричос Гойи Сальвадора Дали», «Божественная комедия», «Воспоминания Казановы» и «Искусство любви. Овидий».

В творчестве Сальвадора Дали темы разрушения, смерти и сексуальных переживаний человека занимают особое место, поскольку именно они принесли художнику ошеломительный успех и мировую известность.

«В начале ХХ века, после того, как школа Фрейда открыла психоанализ, многие художники, которые потом стали называться сюрреалистами, следовали именно этой научной теории. Один из ярчайших примеров – Сальвадор Дали», – считает галерист Егор Альтман.

Действительно идеи Зигмунда Фрейда, а также интерес к новеллам Джакомо Казановы оказали значительное влияние на творчество испанского художника. В 1967 году он создал серию гравюр-иллюстраций к рассказам Казановы, в которых он не только отразил содержание его мемуаров, но и интерпретировал их по-новому.

Организаторы выставки отметили, что в другой серии гравюр, «Искусство любви. Овидий», каждая работа – своего рода «подглядывание» за женским телом и женскими мыслями – объектами, которые всегда вызывали у художника противоречивые, но неизменно сильные эмоции.

Картины Сальвадора Дали отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий и глубокого символизма. Он использовал экстравагантные формы и способы, чтобы создать совершенно новый стиль искусства.

«Самая большая мечта моей жизни, чтобы обо мне постоянно говорили. В крайнем случае – хорошее», – писал Сальвадор Дали. Эта мысль была воплощена им и в жизни, и в экстраординарных работах, большинство из которых основано на ассоциациях и интерпретациях, не связанных между собой явлений.

Фотографии заимствованы с сайтов dali.com, artprecium.com и со страницы Вконтакте Центрального выставочного зала Перми