«Музей» в опере: новый «Дон Жуан» на сцене Пермского театра оперы и балета – ПиПермь

«Музей» в опере: новый «Дон Жуан» на сцене Пермского театра оперы и балета

Премьера оперного спектакля «Дон Жуан» в постановке Марата Гацалова состоялась в Перми в декабре 2020 года. Режиссер-постановщик представил свое видение оперы Моцарта «Дон Жуан», соединив музыку, театр и современное искусство.

Опера «Дон Жуан» была написана в 1787 году и уже более 200 лет входит в репертуар ведущих театров мира. Дон Жуан – возможно, самый популярный персонаж Эпохи Просвещения, это имя давно стало нарицательным. По словам Марата Гацалова, «он олицетворяет собой энергию первозданного хаоса, жизни, творчества, свободы, воображения. Дону Жуану противопоставляется консервативный Командор – воплощение привычного порядка, структуры».

Кроме актёров в спектакле задействованы более 30 арт-объектов, среди которых «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, «Колыбель-гроб» Рудольфса Бальтиньша, «Золотая пенсионерка» Айгарса Бикше, видеосюжет Джесса Флеминга «Улитка и бритва». По словам драматурга спектакля Дмитрия Ренанского все объекты являются антагонистами, некоторые из них тесно связаны с контекстом спектакля, другие лишь вызывают у зрителей ассоциации. Таким образом постановщики соединили процессуальность театральной постановки и визуальность музея современного искусства.

Эффект арт-объектов, использованных в спектакле, усиливается за счёт отсутствия на сцене оперных певцов и актёров. Этот отнюдь не новый художественный приём «ломает» привычное восприятие спектакля, поэтому долгое время режиссёры отказывались от него. Однако, в постановке Марата Гацалова все герои по замыслу режиссёра находятся рядом с оркестром, а их лица транслируются на экране.

Дмитрий Ренанский отметил, что в консервативном оперном искусстве сложно интерпретировать фиксированный текст, поэтому новаторских оперных постановок очень мало. Вместе с тем постановка Марата Гацалова продолжает традицию Пермского оперного театра как театра экспериментального.

Составить собственное мнение об этой оперной постановке, а также поразмышлять о влиянии современного искусства и театра друг на друга, об их «слиянии и поглощении» можно будет в новом театральном сезоне, осенью 2021 года.

Главная фотография заимствована с сайта Пермского театра оперы и балета https://permopera.ru/playbills/playbill/97104/