«Быть на стороне слабого – суть журналистики» – ПиПермь

«Быть на стороне слабого – суть журналистики»

Ирина Корнеевская (Гулая) окончила ПГНИУ в 2011 году по специальности «журналистика». Работает редактором в Альфа-Банке и сотрудничает с издательством TATLIN. Независимый журналист в журналах «Холод», The Village. 

Когда вы начали заниматься журналистикой? На какие темы писали и чего хотели добиться?

Я начала заниматься журналистикой на первой практике. Стала работать параллельно с учёбой, и это было лучшее решение. Совмещая теорию с практикой, гораздо быстрее понимаешь, что представляет собой профессия. Я работала (на практике и дальше) в газете «Новости города» и «Новости культуры» – был такой небольшой местный медиахолдинг, но его давно нет, к сожалению. Тексты были, собственно, о новостях города: старшие коллеги с нуля учили меня их писать, собирать информацию на официальных мероприятиях и у чиновников.

Какое влияние пермский университет оказал на вас как на человека и специалиста?

В ПГУ я поступала просто с желанием получить хорошее современное гуманитарное образование. В университете, как и в других местах, где я училась до этого, мне очень повезло с преподавателями. Я благодарна им не только за знания, полученные на занятиях, но и за отношение: поддержка, уважение и внимание к сильным сторонам каждого студента помогают ему в итоге найти себя. 

На мой взгляд, самое важное, что даёт журналистское образование — чёткое понимание профессиональной этики и осознание, насколько это важно в профессии. В работе это становится крепким фундаментом, на котором ты строишь все свои тексты и работы других форматов.

Самое важное, что даёт журналистское образование — чёткое понимание профессиональной этики и осознание, насколько это важно в профессии

Фото Михаила Воскресенских, однокурсника Ирины. У пятого корпуса университета.

Почему вы выбрали Екатеринбург как место для работы, развития карьеры, а не остались в Перми?

Это произошло, как говорится, по семейным обстоятельствам. Моя карьера в Екатеринбурге не задалась: штатная работа в местных СМИ очень малооплачиваема, да и новостная журналистика — не совсем моё. Поэтому я уже несколько лет работаю с московскими и питерскими компаниями удалённо. Такой формат даёт возможность сотрудничать с крутыми редакторами федеральных медиа и продолжать учиться у них.

Новостная журналистика вас чем-то отталкивает?

Не отталкивает. Это просто связано с жизненным этапом: я была в декрете, потом ребёнок часто болел, когда начал ходить в садик — мне было некомфортно в «быстром» жанре, так как я могла в любой момент слиться на больничный. Поэтому я счастлива, что мы живём в эпоху, когда так комфортно работать удалённо.

В своём резюме вы неоднократно подчёркиваете статус независимого журналиста. На ваш профессиональный взгляд, в чём и от чего (кого) журналист может быть зависим в наше время? Как вы относитесь к современной политической повестке? 

Всем журналистам в нашей стране сейчас тяжело. У меня свои причины ухода из СМИ в контент-маркетинг. Но многие коллеги покинули СМИ по вполне понятным причинам: их прессуют, объявляют иностранными агентами. Мы все зависим от многих факторов. Быть журналистом в России сейчас опасно и страшно.

Быть журналистом в России сейчас опасно и страшно

Обязателен ли к прочтению Кодекс профессиональной этики журналиста? Насколько он соответствует реальной повестке?

Без профессиональной этики нет журналистики. Кодекс соответствует реальности всегда — именно в честности и в том, чтобы быть на стороне слабого, суть журналистики. Для меня это основа профессии. Другое дело — какую цену ты платишь за эту честность.

Как понимание профессиональной этики журналиста помогает проникнуться болью других? 

Журналист даёт голос слабым.

В своих материалах вы затрагиваете очень серьёзные темы: смерть, патологические заболевания детей, проблемы воспитания. Почему вы сосредоточены на таких тяжелых историях? Есть ли в них что-то личное?

Тяжёлые жизненные ситуации — это то, с чем рано или поздно, к сожалению, столкнётся каждый человек. Все стареют, болеют и теряют близких. Облегчить это может только сочувствие и поддержка других людей — именно этого, как мне кажется, остро не хватает в нашем обществе. Я пишу об этом, потому что считаю важным быть чутким к чужой боли.

Какие свои проекты вы считаете наиболее успешными и значимыми?

Не буду оригинальной и скажу, что самый значимый проект всегда текущий. Сейчас мне как автору интересно писать лонгриды. Особенно приятно, что я это делаю для «Холода» – независимого интернет-медиа с первоклассной командой. Приятно писать и быть уверенной, что редакторы и фактчекеры помогут тебе сделать твой текст максимально крутым. При этом меня захватывает редакторская работа — когда ты смотришь на текст на макро-, на микроуровне и в итоге, как говорит редактор Александр Горбачёв, стараешься «сделать из хаоса космос».

Сейчас вы занимаетесь каким-то журналистским проектом?

Сейчас я в поиске темы для какого-то большого проекта. В прошлый раз, когда у меня был такой «зуд», это закончилось небольшой книжкой-тетрадкой для детей, у которых умер близкий. Книжка маленькая, а работа за ней – большая. Сейчас ищу, что бы придумать новенького. Мне как автору пользу принесёт какой-то новый формат и тема. С каждым новым проектом понимаешь: ого, я теперь и это могу — и это крутое ощущение.

С каждым новым проектом понимаешь: ого, я теперь и это могу — и это крутое ощущение

Опишите самый яркий случай работы над проектом за всю вашу журналистскую деятельность? Как этот опыт повлиял на вас как на профессионала?

Я не очень часто работаю “в поле”, поэтому ярких историй нет. Но в каждом интервью с любым героем для меня есть яркий момент: когда удаётся пробиться к человеку. Когда он перестаёт видеть во мне журналиста с блокнотом и начинает видеть человека, которому он искренне интересен.

Помните момент, когда вам удалось пробиться к человеку? Что это было за интервью (с кем, на какую тему)?

Залог успеха – искренний интерес и стремление понять человека, с которым разговариваешь. На основе этого ты составляешь вопросы, которые мягко подводят человека к тому, чтобы он раскрылся. Этот момент бывает практически в каждом интервью — не удалось пробиться мне считанные разы — и это были очень прошаренные психологи, которые просто не хотели раскрыться. Из последнего: я пишу уже несколько месяцев большой текст про онкопсихологов — пробилась к ним. Очень круто, когда интервью оканчивается словами «Давайте еще раз встретимся, поговорим, я вам так много расскажу».

Что значит быть редактором в Альфа-Банке? Это новая ниша для журналиста? Опишите подробнее, какие функции вы выполняете? 

Я недавно плакалась своей подруге, что моё главное профессиональное достоинство — рассказывать истории людей — никому не нужно. Подруга осадила меня, сказав: вообще-то все компании сейчас хотят именно этого. Я пришла в себя и приняла поступившее предложение стать одним из редакторов в Альфа-Банке. По-настоящему качественный контент становится всё более важен для компаний — это сильно влияет на коммуникацию с людьми, поэтому всё больше организаций собирают собственные редакции. Мы с командой в банке делаем истории — это новый челлендж для меня. Мне интересно делать так, чтобы тексты о банке не были бездушными, чтобы они вовлекали читателя. Кажется, мой скилл быть максимально эмпатичной наконец-то востребован на рынке.

Как именно навык рассказывать истории людей помогает в создании историй для Альфа-Банка?

Суть в том, чтобы  за событием или «услугой» видеть человека и рассказывать его историю. Например, вчера в «Форбсе» вышел мой текст про стипендиатов премии «Альфа-Шанс»: это прекрасные юные ребята, которым очень нужны были деньги, чтобы осуществить свои мечты — и тут упор именно на мечты и то, почему это важно для них.

Какие советы вы можете дать мне как начинающему журналисту? Что нужно сделать, чтобы стать успешным в нашей сфере?

Опираться на свои ценности и действовать в соответствии с ними. Ну и, конечно, серьёзно готовиться к каждому интервью и, составляя лист вопросов, думать о том, какие ответы ты хочешь получить, не бояться спросить слишком много, задавать дополнительные вопросы. Качество текста во многом зависит от качественного поиска и сбора информации.

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото из личного архива Ирины Корнеевской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *