«Мы проложили начало журналистике в университете» – ПиПермь

«Мы проложили начало журналистике в университете»

Иван Печищев (специалитет по журналистике, год выпуска 2004, аспирантура ПГНИУ, год выпуска 2007) – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, заместитель декана филологического факультета по внеучебной работе ПГНИУ).

Если бы вы писали книгу воспоминаний об учёбе на журналистике, как бы она называлась?

Наверное, я буду не слишком скромен. Скажу за всю нашу группу, что назвал бы книгу «Первые». В 1999 году у нас был первый официальный набор на журналистику, хотя кафедры как таковой ещё не было. У нас были смежные дисциплины с филологией, так как не было чёткого понимания, как учить журналистов. Но наша группа была первой, кто проложил начало журналистике. 

Какие у вас были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой преподавателя? 

Нет, планы не совпали. Я поступал на журналистику, чтобы стать журналистом. Целенаправленно выбирал специальность, изучал, где и какие направления есть. Все годы обучения не сомневался, что буду именно журналистом. Однако на третьем курсе Лилия Рашидовна Дускаева – человек, который основал направление «журналистика» в нашем университете – зная, что я умею верстать газеты на компьютере, предложила мне вести занятия в компьютерном классе для студентов-журналистов младших курсов. Я согласился, составил план учебных занятий. С этого, можно сказать, началась моя преподавательская деятельность.

Мне важно быть полезным и передавать свои знания и навыки

В аудитории ПГНИУ на лекции (2004-2005 гг.)

Вы – третьекурсник, вам предложили вести занятия у младших курсов, что вы при этом ощущали, что вас цепляло?

Мне важно быть полезным и передавать свои знания и навыки. Я умею, могу научить других? Отлично, значит, надо научить! При этом в первые годы преподавания я чувствовал себя немного некомфортно от нового статуса: как же, студенты всего лишь на 2-3 года младше меня, а я уже у них занятия веду. Я всегда стремился найти общий язык со студентами, создать рабочую атмосферу, никогда не использовал давление и язык силы с позиции преподавателя.

Я сформулировал для себя концепцию: объяснять студентам сложные вещи простыми словами

Расскажите о плюсах и минусах преподавания на направлении «журналистика». С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Думаю, плюсы и минусы преподавания на журналистике схожи с преподаванием вообще. Хотя специфика, безусловно, есть. Я сформулировал для себя концепцию: объяснять сложные вещи простыми словами. И здесь есть параллель с журналистами: они тоже стараются людям преподносить сложную информацию простыми словами. Минусов немного, связаны они в основном с обилием бумажной работы. В целом вижу только плюсы: я общаюсь с коллегами-журналистами из разных редакций, с фрилансерами, узнаю от них, что нового сейчас происходит в журналистике.

Какой самый масштабный и наиболее яркий, по вашему мнению, проект, связанный с медиаобразованием, вы создали?

Наиболее масштабным и ярким был проект методических семинаров для преподавателей журналистики «Эдьютон». Я начал, коллеги подхватили. Особенность была в том, что мы собирали в Перми преподавателей журналистики из разных городов. Фактически создали сообщество, которое работает до сих пор: мы регулярно общаемся, обмениваемся новостями, методиками, упражнениями. Мы сделали сайт, на котором выложили упражнения для обучения журналистике. Надеюсь, мы и дальше будем продвигать этот проект, потому что появляются всё новые и новые вопросы, связанные с преподаванием, потребность обсуждать их вместе, делиться опытом.

Вы – победитель грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина в 2015-2016 годах. Какой опыт дало вам продюсирование дистанционного курса по дисциплине «Медиатехнологии», который вы разрабатывали в рамках этого конкурса?

Участие в таком серьёзном конкурсе и победа в нём сами по себе являются большим опытом. В тот момент я готовил уроки в таком формате, который сейчас в некотором роде уже устарел. В 2016 году никто особо не торопился пробовать проводить занятия онлайн. Я же набирался опыта: учился монтировать, загружать готовые материалы на платформу, искал подходящие инструменты. Это всё было для меня большой школой, опытом, которым потом со всеми делился.

Журналистское образование в нашей стране «текстоцентрично»

Каковы, по вашему мнению, особенности медиаобразования в России? Выпускники кафедры журналистики работают в медиа сфере, вы поддерживаете с ними связь?

Мы иногда связываемся, чтобы что-то обсудить. Нередко выпускники обращаются ко мне за комментариями по поводу своих публикаций. Со многими, так или иначе, поддерживаю связь.

Как показывает опыт, не все выпускники направления «Журналистика» продолжают работать по специальности. Этому есть несколько объяснений: кто-то понимает, что это не его во время прохождения практики или по ходу обучения. И я считаю, что это нормальный процесс. Дополнительно я бы ещё напомнил, что условия, которые предлагают выпускникам в редакциях, не всегда соответствуют их ожиданиям. Студент оценивает условия работы: коллектив, место работы, зарплату и т. д. Главное, что всё же многие наши выпускники остаются работать в сфере медиа, и это здорово.

Что касается журналистского образования в целом в нашей стране, оно у нас «текстоцентрично». Текст является самым важным, ему уделяется много внимания. Умение формулировать мысли, слова, безусловно, ключевое. 

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото взято из личного архива Ивана Печищева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *