«Быть всегда в информационном потоке выматывает» – ПиПермь

«Быть всегда в информационном потоке выматывает»

Владислав Аскариди окончил ПГНИУ в 2011 году по специальности «журналистика». С февраля 2011-го по ноябрь 2021 года работал в издании Properm.ru. Старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций университета.

Помните ли вы момент, когда решили связать свою жизнь с журналистикой? 

Не скажу, что это было прямо вот решение – связать свою жизнь с журналистикой. Я оканчивал школу, нужно было определяться, куда идти дальше, и я выбрал несколько направлений для себя. Это были юрфак (тогда все хотели стать юристами), руслит и журналистика. Руслит рассматривал больше как запасной вариант, с юрфаком не сложилось, а вот с журналистикой всё получилось.

Почему вы пошли именно в ПГНИУ? Чем был обусловлен выбор вуза и города? 

Я другие города не рассматривал, потому что очень люблю Пермь. Лично для меня здесь не существовало другого университета. Здесь  учились и отец, и мама. Мне тоже хотелось быть частью этого. Весь этот кампус, студенческий городок, говорить «Я учусь в ПГУ» – всё это было круто. 

А сомнения по поводу выбранной специальности в процессе обучения возникали? 

Конечно, возникали, но я хотел довести начатое до конца. 

Почему посещали такие мысли? 

Всё просто – было много теории и мало практики. 

Однако после окончания университета вы решили стать преподавателем кафедры журналистики и массовых коммуникаций. Расскажите, почему решили остаться в ПГНИУ?

Ну, это случилось не сразу после универа. Я проработал, по-моему, лет семь, и в какой-то момент Лариса Львовна Черепанова и Елена Георгиевна Власова пригласили меня на занятия рассказать студентам о своей работе. Я пару раз сходил в университет, выступил перед студентами, потом через какое-то время Владимир Васильевич Абашев позвонил и предложил попробовать преподавать. То есть это было не моё желание: мне поступило предложение – я согласился. Подумал, что кому-то мои знания и опыт будут полезны.

Вы сказали, что проработали семь лет, прежде чем вернуться в университет. Чем вы занимались это время?

Искал работу. Зная, что в пермской сфере журналистики с этим не очень, пробовал другие варианты. У меня не сложилась карьера бариста. Буквально пару раз вышел, поработал, ничего не получилось. Потом моя однокурсница написала, что есть вакансия в Properm.ru, предложила попробовать. Дала тестовое задание: я сделал интервью с Алексеем Гущиным, тоже выпускником университета и известным фотографом, после этого меня позвали работать. 

Я правильно поняла, что стать преподавателем теории и практики сетевого СМИ и анализа эффективности интернет-СМИ предложил университет? Вы не выбирали эти дисциплины?

Да-да, Владимир Васильевич предложил, думаю, исходя из того, чем я занимаюсь. 

Научить кого-то чему-то всегда нелегко, особенно сейчас, когда подростки заняты своими делами. С какими трудностями, как преподаватель, вы столкнулись в университете? 

Подростки и молодёжь всегда заняты своими делами, не только сейчас. Если у них есть желание учиться, они будут учиться. Если же нет, то тогда не заставишь. 

Что касается сложностей, то когда я стал преподавателем, на первых порах было сложно уложить свои мысли в какой-то план. Курс длинный, и надо чему-то научить, что-то рассказать. Потребовалось время, чтобы сформулировать всё, придумать задания. На второй год с этим уже было проще. Сейчас ещё проще. 

Ещё одна – наша техническая база университета.  Очень сложно преподавать интернет-журналистику, когда компьютеры древние, либо их вообще нет в аудитории, в которой проходит занятие. 

Говоря о студенчестве, каким учеником были вы?

О, я был плохим учеником. Всё получалось с нашими профильными предметами, каких-то особых проблем с этим я не помню. Но сложно было справиться с огромным объёмом литературы, классической и зарубежной, которая, как казалось, вообще не нужна, и с какими-то другими непрофильными предметами. В общем, я был, как и любой студент, который хотел веселиться: меньше что-то делать и больше заниматься своими делами. Мы с другом стандартно оставляли пару предметов, потому что знали, что не отчислят, какие-нибудь самые сложные – просто не готовились к ним вообще и говорили: «Ну, давайте не будем тратить время друг друга. Увидимся осенью». Потом спокойно уходили в лето отдыхать. 

Владислав Аскариди в студенческие годы

Как на вас отразились студенческие годы? 

Самое главное, и я часто это повторяю, – студенческие годы дают полезные связи. У меня очень много друзей университетских, с очень многими людьми я знаком благодаря университетским годам, и мы с ними либо коллеги, либо они работают в пресс-службах, в каких-то смежных сферах, что тоже оказалось очень полезным. 

С точки зрения знаний, не могу сказать, что серьёзно чему-то научили. Учёба была оторвана от реальности, было очень много теории, которая устарела. 

Студенческие годы дают полезные связи

Новогодний корпоратив 2019-2020 (на фото бывший состав редакции Proрerm.ru, отдел продаж и бухгалтерия)

Какие ваши самые приятные воспоминания, связанные с кафедрой? Расскажите о них.

Самые приятные воспоминания связаны не с учёбой всё-таки. Я помню, были прикольные у нас пары у Константина Эдуардовича Шумова, мы просто сидели на лавочках перед пятым корпусом, была хорошая погода, это было замечательно. Тогда ещё можно было курить на территории университета, не было ограждений у пятого корпуса. В такой неформальной обстановке учились. 

Теперь перейдём к блоку вопросов о работе. Вы разместили публикацию на стене во “ВКонтакте”, что прекратили работать в интернет-портале Properm.ru. Расскажите сначала, как вы вообще попали туда?

Как я уже говорил, меня позвала туда однокурсница. Я поработал полгода новостником, в основном занимался рерайтами и авторскими новостями, потом ушёл в армию. После армии вернулся и «подсидел» редактора ленты новостей, а потом «подсидел» главного редактора. Вот мой карьерный путь. (Смеётся).

Это всё шутки, конечно. Я вернулся из армии в том момент, когда редактор ленты перегорел, захотел заняться чем-то другим, поэтому мне предложили занять его место. Я проработал несколько лет, а потом ушёл наш главный редактор, и мне предложили исполнять его обязанности. Я подумал, что это лучший вариант развития событий, и согласился. Изначально не хотел идти этим заниматься и даже отказался от первого предложения. 

Пригодились ли на практике знания, полученные в университете? Возможно, как-то сказались на карьерном росте?

Сложно сказать. Если говорить про карьерный рост, то я не помню, чтобы нас учили управлению менеджментом в СМИ, например. Управление организацией работы редакции – мне вот этого не хватало. Если говорить про какие-то знания именно из журналистики, то я их получил в работе, уже на практике. 

Могу ли я поинтересоваться, почему ваша история в ПроПерми закончилась? Почему решили сделать «детокс от новостей и соцсетей»? 

Детокс от новостей и соцсетей, потому что от этого устаёшь. Если у тебя нет необходимости этим заниматься, то это отличный способ отдохнуть. Быть всегда в информационном потоке, что-то постоянно узнавать и читать – выматывает. А по поводу «почему» – это я оставлю без комментариев. 

Во ВКонтакте вы вкладываете фотографии, по которым можно сделать вывод, что вы любите путешествовать, любите походы. Так ли это?

Да, всё верно. Я очень удивился этому вопросу, думал у меня закрытый профиль. (Смеётся) 

Поход на Конжаковский камень (май 2015)

Почему выбрали именно такой вид отдыха? 

Отлично помогает переключиться, очистить мозг. Когда ты уходишь куда-нибудь далеко-далеко в горы, где никого нет из людей, только ты и твои друзья, ни интернета, ни связи, только природа, свежий воздух. Мне это очень нравится. 

Как успевать жить не только работой? Или же для вас работа и есть жизнь?

Надо стараться жить не только работой. Это сложно, очень. Когда я был новостником, не сказать, что круглосуточно, но моя работа отнимала гораздо больше времени, чем когда я стал занимать руководящие должности. Потому что когда я был главным редактором, у меня, например, был заместитель, на которого я мог положиться, следовательно, я мог выделить себе какое-то время на отдых, как минимум выходные у меня стали свободными. Я перестал дежурить на сайте, читать новости сам, смог посвятить время либо своей работе, которую не успел сделать, либо опять же отдыху. Надо стараться в любую минуту, если у тебя есть свободное время, отдыхать, делать то, что нравится, чтобы переключаться, не выгореть. 

Надо стараться в любую минуту, если у тебя есть свободное время, отдыхать, делать то, что нравится, чтобы переключаться, не выгореть

Были моменты, когда не получалось собраться с мыслями? Если да, то, как вы с этим справляетесь?

«Что-то отвлекало» – это постоянно! Когда я работал редактором ленты новостей, а потом главным редактором, постоянно что-то отвлекало. Нельзя было сфокусироваться на какие-то тексты, потому что оперативная деятельность занимала больше времени. Про «собраться с мыслями», тут такая история, не знаю, говорят ещё на первых курсах журналистики или нет: что такое журналистика – ремесло или творчество? Так вот, если «собраться с мыслями», то это ближе к творчеству. Но на практике, журналистика больше ремесло. Никто не будет смотреть на то, что ты не можешь ничего придумать, потому что ты должен, должен выдавать новости, тексты. Поэтому собираешься и вперёд! 

Больше всего мучений было, конечно, с заголовками. Ты должен придумать то, что будет цеплять. У нас в редакции была практика, если не можешь, то просто идёшь к коллегам, говоришь свою тему, и предлагаешь быстренько «поштурмовать» заголовок. Так и накидываются идеи, бывает, приходит какая-то отличная. Мой бывший редактор, Алексей Лучников, предлагал придумать три или пять вариантов заголовка, если ему не нравился первоначальный. Я даже взял это себе на вооружение. Вот ты сидишь, думаешь, и у тебя не получается. Нельзя на этом зацикливаться, нужно переключиться, сходить кофе попить. Вышел, подумал, отвлёкся, придумал. Либо же обсудил с коллегами, и в процессе обсуждения у тебя что-то родилось. Чаще всего бывает так, что тебе не нужна подсказка со стороны, ты сам в процессе вот этого диалога всё придумываешь, просто нужен какой-то толчок. 

Журналистика играет важную роль в жизни людей, появляются журналисты с внушительной аудиторией, которые не боятся поднимать острые вопросы. Следите ли вы за какими-либо журналистами? Чья деятельность близка вам по духу? 

Не скажу, что сейчас много читаю, больше смотрю YouTube. Я не буду оригинальным, мой список, наверно, совпадает со многими: это Дудь, Шихман, Солодников, Гордеева, Пивоваров. Интересны люди, с которыми разговаривает Солодников. Дудь, Пивоваров, Шихман поднимают острые современные проблемы, о которых не говорят по телевизору.

Какие плюсы и минусы вы могли бы выделить в журналистике? Возможно, у вас есть профессиональные советы, которые пригодятся выпускникам кафедры следующих лет?

Из плюсов, конечно же, связи. Хотя я стараюсь не пользоваться ими, но знаю людей, к которым можно обратиться при необходимости. Из минусов – что постоянно находишься настороже. Необходимо всегда быть готовым срочно куда-то подорваться или срочно поехать на репортаж. Должен быть готов общаться с людьми даже когда у тебя выходной или вечер. Минус также – ненормированный рабочий день, постоянный стресс. Конечно же, выгорание. Очень многие уходят из профессии. 

Ещё могу добавить, что журналистика сейчас сильно изменилась в законодательном плане. Стало сложнее и опаснее. Мы понимаем, что если раньше профессия журналиста была опасной больше из-за физических угроз, то сейчас появилось давление и преследование неугодных со стороны государства. 

Мы понимаем, что если раньше профессия журналиста была опасной больше из-за физических угроз, то сейчас появилось давление и преследование неугодных со стороны государства

Экспедиция к отшельникам на север Пермского края (Черепаново), подготовка текста из поездки, пока не села батарея ноутбука. Рядом с Владиславом – тогда главред Properm.ru, тоже выпускник кафедры Алексей Лучников (сейчас работает в казанском издании БИЗНЕС Online)

Как вы вообще можете описать современную журналистику? Было ли лучше раньше или всё же сейчас?

Как я уже говорил, стало тяжелее работать в плане законодательства и рисков. Откровенно стало много коммерции, но без этого журналистика не живёт, особенно в наших реалиях. Мне кажется, журналистика находится на переходном этапе, смещаясь всё больше в соцсети. Я думаю, что все уже давно поняли, что журналистика – это не только твой сайт, но это и паблик во ВКонтакте, твой телеграмм канал, канал на YouTube  или, прости Господи, в TikTok. Журналистика сейчас переходит на всё большие площадки. 

Как вы считаете, это хорошо или плохо?

Я думаю, здесь неприменимы понятия «хорошо» или «плохо», потому что это просто такой этап. Если ты делаешь качественный продукт на сайте, то нет ничего плохого, если ты сделаешь качественный продукт и в соцсетях. Просто изменились пользовательские предпочтения, и людям стало всё равно, откуда получать информацию, лишь бы она была, даже неважно качество.

Есть ли будущее у журналистики? Каким вы его видите? 

Конечно, есть! Оно есть, и оно будет, журналистика никуда не денется, пока есть человек, пока есть общество. Возможно, она будет в каких-то других формах.  Наверно, машины будут писать простейшие новости, которые уже сейчас пишут роботы. 

Что же будет делать человек?

Я не склонен думать, что роботы отбирают нашу работу. На человеке будет аналитика. Спрос на мнение есть, авторские колонки по-прежнему хорошо читаются. Без людей журналистики не будет в любом случае. 

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото взято из личного архива Владислава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *