Цена искусства: что формирует стоимость картины? – ПиПермь

Цена искусства: что формирует стоимость картины?

Как оценить произведение искусства? Удивительно, но качество картины, ее сложность, а порой и оригинальность не гарантирует, что ее рыночная цена будет высокой. Предметы искусства переходят из рук в руки, их стоимость постоянно меняется, а факторы, воздействующие на формирование их цены, зачастую вызывают недоумение даже у профессиональных арт-дилеров.

Так что же «продает» картину?

Бэкграунд автора

В первую очередь интересен, конечно же, автор, но ценнее – его бэкграунд. Некоторые обстоятельства биографии художника создают вокруг него мифическую ауру, влияющую на оценку его работ критиками и зрителями.

В общественном сознании закрепилось представление, что творческую натуру определяют присущие ей пороки: алкоголизм, случайные связи, употребление наркотиков, безумие. Тот факт, что художник некоторое время пребывал в стенах психиатрической больницы, зачастую положительно отражается на привлекательности его творчества. Предполагается, что мастер, терзаемый душевными муками, способен произвести что-то исключительно гениальное.

На цену конкретной картины могут повлиять записи о ней в личном дневнике художника, которые способны пролить свет на обстоятельства ее создания. Анонимные произведения искусства, как правило, оцениваются невысоко, ведь они лишены важнейшей ауры творческой личности автора. Осознавать, что Рембрандт действительно прикасался к холсту, который вы сейчас держите в руках, – ни с чем не сравнимое ощущение.

Статистика аукционных домов показывает, что на динамику продаж предметов искусства положительно влияет ранняя смерть автора – это уменьшает потенциальное число его работ. Помимо этого, смерть художника проводит определенную черту: можно оценить творчество в целом и обозначить перспективы продаж его картин.

Талант? Бренд

Индивидуальные выставки привлекают внимание к личным достижениям художника, которые в свою очередь определяют его бренд. Легко узнаваемый стиль или сюжет, присущий конкретному мастеру, не оставит сомнений в желании покупателя приобрести его картину. Получается, что совершенно типичные работы для творчества художника становятся его визитной карточкой. Сложнее с нетипичными картинами: например, натюрморт или портрет Клода Моне будет оценен значительно ниже, нежели его классический «Пруд с кувшинками».

Клод Моне
«Пруд с кувшинками (Японский мостик)» (1899)
Источник: muzei-mira.com

Имя американского художника Энди Уорхола – несомненный бренд, известный всему миру. Его работы знаменуют целое направление в искусстве XX века – «Коммерческий поп-арт», поэтому неудивительно, что сегодня этот автор возглавляет список самых продаваемых художников.

Энди Уорхол
«Банки с супом Кэмпбелл» (1962)
Источник: muzei-mira.com

Новаторство

Еще сто лет назад новая, авангардная живопись шокировала публику, к ней требовалось привыкнуть. Сегодня же, напротив, если искусство не поражает свежей идеей, у зрителей зарождается сомнение: этой картине чего-то не хватает. Новая тенденция такова: оборот на торгах рынка современного искусства значительно выше рынка старых мастеров.

Казимир Малевич – бесспорный новатор своего времени, при этом нельзя сказать, что «Черный квадрат» его лучшая картина. Эта работа являет собой визуальный манифест, который невероятно взлетел в цене и стал символом не только всего творчество отдельно взятого художника, но и целого направления в абстрактной живописи.

Казимир Малевич
«Черный супрематический квадрат» (1915)
Источник: artchive.ru

Современные художники

Сегодня, число тех, кто коллекционирует произведения старых мастеров, значительно ниже числа собирающих предметы современного искусства. Причина заключается в сложности восприятия: работы большинства старых мастеров кажутся нам темными и непонятными, а их библейские мотивы требуют дополнительных знаний. Тем не менее, существуют исключения, как, например, Питер Брейгель Старший. Стиль этого художника XVI века воспринимается современным зрителем сравнительно легко. Персонажи Брейгеля близки нам, хотя нас разделяют века. Эта близость – главный залог привлекательности искусства для современных коллекционеров.

Питер Брейгель Старший
«Избиение младенцев» (1565-1567)
Источник: muzei-mira.com

Образы, ставшие культовыми

Что общего у «Мона Лизы» Леонардо да Винчи, «Крика» Эдварда Мунка, «Сотворения Адама» Микеланджело Буонарроти, «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли и «Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола? А то, что запечатленные на них образы воспринимаются как нечто большее, чем просто произведения искусства. Эти картины моментально узнаются во всем мире, даже людьми, которые совершенно не интересуются живописью.

Известные образы эксплуатируются карикатуристами, рекламными агентствами, специалистами по маркетингу, их популярность побила все мыслимые рекорды, отчего прогнозировать вероятную стоимость подобной картины не представляется возможным.

Сандро Боттичелли
«Рождение Венеры» (1485-1486)
Источник: muzei-mira.com

Любовные отношения художника с его музой

Истории известны случаи, когда отношения художника и его модели становились достоянием общественности. Так, произведения, на которых запечатлена муза художника, об отношениях с которой достоверно известно, вызовут дополнительный интерес, что, в свою очередь, отразится на их стоимости. Примеры таких отношений: Рембрандт и Хендрикье Стоффельс, Эдвард Мунк и Дагни Юль, Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн, Сальвадор Дали и Гала.

Амедео Модильяни
«Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе» (1918)
Источник: muzei-mira.com

Провенанс картины

Немаловажное значение имеет список прежних владельцев картины. Так, если ранее она находилось в знаменитой частной коллекции, то это повысит ее цену. Например, Поль Сезанн из собрания Эндрю Уильяма Меллона будет стоить значительно дороже, чем та же картина из собрания коллекционера, который настоял на своей анонимности. И, напротив, существуют некоторые владельцы, чье имя в провенансе картины будет способствовать снижению ее стоимости, либо не позволит продать ее вовсе.

Цена картины может значительно упасть, если вскроется, что она была украдена из собрания коллекционера-еврея или побывала в руках сомнительного владельца. Если же выяснится, что полотно было отнесено нацистским режимом к вырожденческому искусству – его ценность увеличится.

Революционные направления

Как оценить абстракционизм? Беспредметность этого направления призывает сконцентрировать внимание на базовых эстетических характеристиках: колорите и линиях. Так, прямая черта надреза, проведенного на холсте Лучо Фонтана, особенно ценится его коллекционерами.

Лучо Фонтана
«Concetto Spaziale, Attese» (1962)
Источник: fondazioneluciofontana.it

Цвет хорошо продается – он побуждает к взору. В XXI веке благодаря цвету стали высоко цениться картины таких художников, как: Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Анри Матисса, Алексея фон Явленского, Франца Марка и Василия Кандинского.

Василий Васильевич Кандинский
«Композиция VII» (1913)
Источник: muzei-mira.com

Самые важные цвета модернистов – красный и синий. Часто покупатель в буквальном смысле приобретает картину ради цвета, который, например, идеально сочетается с занавесками в его гостиной.

В последние годы на арт-рынке имеет высокий коммерческий успех творчество импрессионистов и сюрреалистов. Работы вторых даже представлены на специально устраиваемых торгах, образуя особую категорию. Выделяют так называемый «золотой век» сюрреализма, который приходится на тридцатые годы XX века. Картины этого периода обычно удается продать дороже всего.

Говоря о рыночной стоимости сюрреалистов, можно выделить первый эшелон: Рене Магритт, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Пабло Пикассо и Жоан Миро. За произведения этих мастеров живописи коллекционеры готовы выложить немалые суммы.

Сальвадор Дали
«Мадонна Порт-Льигата» (1949)
Источник: muzei-mira.com

Эмоции, транслируемые картиной

Подавляющее большинство зрителей предпочитает наблюдать радость и наслаждение, а не борьбу и конфликт. Как показывает практика, для успешной продажи, произведение должно провозглашать счастье, а не страдание. Удивительно, как может повлиять на коммерческую оценку картины выражение губ главного персонажа.

Еще одна из причин низкого спроса на работы старых мастеров – настроение, исходящее от полотна: при виде распятия и сцен мученичества потенциальный покупатель падает духом и в результате отказывается приобретать подобную картину.

Буквально: что изображено

Если на картине представлен пейзаж с изображением природной местности, видами городов, деревень или сел, то важно идентифицировать это место. Если локация установлена достоверно – стоимость полотна может повыситься в несколько раз.

Спрос на некоторые пейзажи значительно выше, чем на другие, например, многие коллекционеры питают слабость к живописным видам Венеции, Рима, Флоренции и Парижа, отчего готовы отдавать за их изображение большие суммы.

Антонио Каналетто
«Пьяцетта» (1733-1735)
Источник: muzei-mira.com

Погода, запечатленная на картине, влияет на перспективы ее продажи. Практика аукционных домов показывает, что голубое безоблачное небо пользуется большим спросом, нежели дождь или ураган. Та же история с морем: лучше продаются картины с изображением безмятежного моря.

Не оставят равнодушным потенциального покупателя и снег кисти Клода Моне, и голландские пейзажи XVII века с замерзшими озерами и катающимися на коньках, – все это можно воспроизвести в качестве репродукции на рождественской открытке.

Стоимость традиционного натюрморта напрямую зависит от того, что он изображает. Цветы всегда приветствуются, фрукты ценятся выше, чем овощи, а убитая дичь зачастую вызывает возражения. Неплохо продаются и другие детали натюрморта – музыкальные инструменты и книги.

Обнаженная женская натура притягивает взор, поэтому картины в жанре ню с привлекательными моделями во все времена имеют успех у любителей живописи.

В целом изображение женщин продается лучше. Например, портреты очаровательных барышень кисти сэра Джошуа Рейнольдса продаются примерно в десять раз дороже мрачных старцев, запечатленных тем же художником. При этом неважно, насколько искусно написан старец, цена его портрета не сможет соперничать с ценой женского портрета, даже если он выполнен хуже.

Отсутствие реставрации

Картины далеко не всегда то, чем кажутся. Под внешне безупречной поверхностью порой таятся скрытые дефекты, придав огласке которые, можно катастрофически понизить цену картины. Если на произведении обнаруживаются отреставрированные прорывы или ретушь, выполненная реставратором, то картина будет стоить значительно меньше, чем то же полотно в первозданном состоянии.

Пропажи, кражи и нападения

Картины пропадают по разным причинам: одни похищаются, другие погибают, третьи просто теряются, и о них забывают, четвертые исчезают в семейных коллекциях и наследуются из поколения в поколение людьми, которые не подозревают об их художественной ценности. Вновь открыть исчезнувшую картину – невероятная удача.

История помнит десятки случаев, когда мир искусства пересекся с криминалом. Тем не менее, нельзя с уверенностью заявить, что каждая из подобных ситуаций отрицательным образом сказывается на судьбе картины.

«Джоконда» Леонардо да Винчи за свою многовековую историю помнит не одно похищение, самое известное из них почти сразу провозгласили «ограблением века». Это произошло 21 августа 1911 года, когда работник Лувра незаметно вынес портрет из музея. Пропажу заметили лишь спустя 24 часа. В течение двух лет о местонахождении «Мона Лизы» не было известно ничего, а ее изображение размещалось на обложках всевозможных газет и журналов. В результате каждый обыватель тех лет оказался осведомлен о существовании этой картины. Так был сформирован таинственный образ «Джоконды», сделавший ее легендарной.

Леонардо да Винчи
«Мона Лиза» (1503-1505)
Источник: muzei-mira.com

Рекламные кампании

Когда профессиональные арт-дилеры задаются целью продать предмет искусства по рекордно высокой цене, в них просыпается азарт. В ход идут всевозможные средства воздействия на аудиторию, способные внушить зрителям несомненную художественную ценность произведения, выставленного на торги.

Предпродажные кампании, которые разворачивает аукционные дома, сами сопоставимы с произведениями искусства, настолько изощрено они бывают продуманы.

В 2009 году лондонское отделение Sotheby’s объявило к торгам копию одной из самых знаменитых бронзовых скульптур XIX века «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» Эдгара Дега. В предпродажной кампании была задействована реальная четырнадцатилетняя танцовщица Королевской балетной школы. Юной балерине

Эдгар Дега
«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (1880)
Источник: sothebys.com

надлежало стоять рядом с оригинальной версией 1880 года. Очарованные зрители с интересом разглядывали фигуры героинь, сравнивая их облики, осанку, позу, силясь найти едва заметные различия. Этот рекламный ход имел большой успех, в результате чего Sotheby’s выручил 19 млн. долларов за скульптуру.

Когда в 2012 году на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке был выставлен один из самых узнаваемых холстов в мире – произведение Эдварда Мунка «Крик», было решено выделить для него отдельную галерею, куда нескончаемым потоком потянулись зрители. На полотно был направлен луч света, а в самой галерее царила тьма, отчего помещение напоминало то ли часовню, то ли ночной клуб. Такое представление, формирующее исключительность картины, возымело действие: она была продана за 119 млн. 900 тыс. долларов и поставила абсолютный мировой рекорд на произведение искусства в тот момент.

Эдвард Мунк
«Крик» (1893)
Источник: muzei-mira.com

Беспрецедентная предпродажная кампания, развернутая Christie’s в 2017 году, была связана с уникальным событием в мире искусства – на торги было выставлено последнее прижизненное полотно Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Ажиотаж вполне объясним: встретить работу да Винчи на аукционе или у дилера невозможно, так как художник создал менее 20 живописных полотен, почти все из которых хранятся в музеях.

Маркетолагами аукционного дома была проведена гигантская кампания по привлечению внимания к картине. В первую очередь был организован ряд выставок: в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Помимо этого, на Youtube были размещены ролики, на которых картину рассматривает большое количество зрителей, среди которых можно заметить Леонардо ди Каприо.

Кроме того, чтобы привлечь возбудить интерес обеспеченной публики, картина была выставлена не в секции старых мастеров, что было бы логично, а в секции современного искусства. Подобный коммерческий ход прежде не практиковался.

Итог кампании: «Спаситель мира» был продан за 400 млн. долларов, став самым дорогим произведением искусства в мировой истории.

Леонардо да Винчи
«Спаситель мира»
Источник: gallerix.ru

Итак, при формировании цены на картину применяется сложная формула, состоящая из ряда субъективных факторов. Напрашивается вывод: любая цена не отражает ценности картины, она лишь демонстрирует желание людей ее купить.

И напоследок проверьте себя: сколько, по-вашему, стоит искусство?

Источники:
Филип Хук. «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я», 2016
Сара Торнтон. «Семь дней в искусстве», 2017