Искусство со смыслом: пермский художник о телевизионной пропаганде – ПиПермь

Искусство со смыслом: пермский художник о телевизионной пропаганде

Сегодня граффити являются не только частью уличного искусства, но и выражением социальной позиции художника. Все чаще вместо идеологических надписей «Крым наш», «Отдыхайте в Сочи» или «Победим ковид вместе» появляются оппозиционные высказывания, которые, как правило, существуют в городских пространствах недолго, иногда меньше суток.

Счастливым исключением стало граффити пермского уличного художника Ffchw, которое появилось в конце мая 2021 года на здании краевой организации Союза журналистов России (перекресток улиц Пермской и Сибирской). На рисунке изображен телевизор советского времени с выбитым экраном, в котором находится кот, поднявший заднюю лапу.

«Это отличная альтернатива тем, кто нам „рассказывает сказки“ каждый день», – прокомментировал художник свою работу в Facebook.

Не секрет, что телевидение до сих пор имеет массовую аудиторию и является удобным инструментом для манипулирования и пропаганды. Визуальный ряд, которым дополняется вся информация на телевидении, быстро и эффективно влияет на сознание и подсознание телезрителей. Нужно отметить, что именно зрительные впечатления (а не вербальные) имеют преобладающее воздействие на аудиторию. С помощью неброского изображения важную новость можно сделать незаметной или, наоборт, отвлечь внимание телезрителей от существенной информации впечатляющими зрительными образами.

Кроме того, телевизионная информация дробится на фрагменты, чтобы адресату было труднее сложить их в единое целое и самостоятельно осмыслить проблему. В новостную или познавательную передачу, к примеру, включают рекламу, чтобы усложнить восприятие информации и снизить критичность мышления аудитории. Дробление новости может вообще лишить ее смысла, если зритель во время рекламы переключится на другой канал, не дождавшись продолжения новостного выпуска.

Телевидение может также «скрывать» важную информацию при помощи композиции телепередачи. Например, сюжет, выходящий в эфир в конце новостного блока, с большой вероятностью не привлечет внимание уставшего зрителя, даже если он досмотрит новостной блок до конца.

В заключение нужно отметить, что интеллектуальные телепередачи занимают в телевизионной программе минимальное количество эфирного времени, как правило, меньше 20%. Преобладание развлекательных передач на телевидении ведет к снижению умственной работы телезрителей и упрощению процесса манипулирования общественным сознанием.

В связи с этим пермякам важно подходить к восприятию любой информации осознанно и относиться к ней критически. Только в этом случае манипулировать сознанием будет сложнее, а общественное мнение будет создаваться с непосредственным участием аудитории, а не только с помощью средств массовой информации.

Главное фото: Наталия Скурыдина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *