«Театр притягивает особый тип людей» – ПиПермь

«Театр притягивает особый тип людей»

Наталья Овчинникова — выпускница ПГНИУ 2008 года по специальности “Журналистика”, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, сотрудник PR-службы Пермского театра оперы и балета

Вы помните момент, когда решили связать свою жизнь с журналистикой? 

Да, хорошо его помню. Дело было в девятом классе Баклушинской школы Большесосновского района. На урок «Профориентации» к нам из редакции районной газеты «Светлый путь» приехала Наталья Шатрова, ведущий корреспондент. После ее рассказа о профессии и о том, какое удовольствие ей приносит ее дело, у меня созрела мысль стать журналистом. «Созрела» — потому что до этого я хотела быть сначала актрисой, потом адвокатом. В итоге победила журналистика (профессия, в которой, если уж на то пошло, можно оказаться в роли и того, и другого).

Первые мои публикации были как раз в «Светлом пути». Ему же спасибо за командировки на краевые семинары для юнкоров. Так я постепенно определилась с выбором профессии и уже целенаправленно поступала на журналистику в Пермский университет.

Почему именно в ПГНИУ? Чем был обусловлен выбор вуза и города?

Кроме Перми была еще мысль поехать в Екатеринбург: в УРГУ факультет журналистики с глубокой историей. Но мама сказала: «Я ж тебе туда даже картошки выслать не смогу». А в Перми у нас родственники. На том и порешили. 

Как и многие, я подавала документы сразу в несколько пермских вузов: благодаря медали и хорошим результатам ЕГЭ проходила в Политех на социологию без экзаменов; с ходу поступила на филфак Педуниверситета. Но тянуло меня именно в «классический». Мне там сразу понравилось. Стоило с Перми-II свернуть в университетский городок, как я почувствовала себя там как дома. Это было еще зимой, и я словно оказалась внутри новогоднего снежного шара, под куполом заботы, защиты и сказки. 

Когда я впервые зашла в университетский городок со стороны Перми-II, то ощутила себя словно внутри снежного шара, под куполом защиты и заботы

Наталья в университетские годы. Автор фото: Илья Букирев

Как знания, полученные в университете, пригодились в профессиональной деятельности и, может быть, в личной жизни?

Университет дает две основные базы: академические навыки и сеть контактов. Здесь прививается тяга к знаниям: ты постоянно узнаешь что-то новое и вместе с тем понимаешь, как мало знаешь. А учиться всегда интересно.

Ну и контакты. За время учебы нужно общаться, стажироваться, увеличивать круг знакомств, потому что после выпуска многое будет зависеть от этого. Речь не про блат, а про то, что профессия журналиста завязана на общении и поиске ответов на разные вопросы. И чем больше у тебя связей, тем больше рычагов управления ситуацией. 

Какие ваши самые приятные воспоминания, связанные с кафедрой? Расскажите о них.

Самой удивительно, но учеба пролетела незаметно. Даже слишком. Воспоминаний, увы, немного. Можно даже сказать, что я не успела как следует насладиться студенчеством. Памятные моменты связаны со стажировками, которые начались у нас после третьего курса. Именно на практике случились встречи с интересными героями и ситуациями, которые легли в основу моих первых заметок, интервью, статей.

Вы пришли в Пермский театр оперы и балета в 2011 году из интернет-газеты «Соль». Почему решили оставить журналистику и пойти в театр?

Я бесконечно благодарна Ивану Колпакову за приглашение работать в лучшем на тот момент пермском медиа. «Соль» была таким дерзким проектом: мы в хорошем смысле слова не видели берегов, то есть не ограничивали себя локальными рамками, а работали с федеральной повесткой, физически находясь в провинции, а не в столице.
Но со временем мы с редактором разошлись во взглядах на то, как должна развиваться «Соль». В чем конкретно? Ну, скажем, пару раз материалы вышли под “шапкой” не согласованных со мной заголовков и ЛИДов. По отношению к героям интервью они были злее, чем я планировала, и получалось, что я как бы обманула этих людей, притворялась другим человеком. Мне это не понравилось.

В какой-то момент замаячила вакансия пресс-секретаря в Пермском театре оперы и балета, и я решила поменять сферу деятельности. 

Первые впечатления от работы в театре оправдали ваши ожидания?

Более чем! Это было начало новой эпохи: в тот год дирижер Теодор Курентзис стал художественным руководителем театра и начал притягивать в Пермь творческие силы со всего мира. Для меня как пресс-секретаря поначалу, а затем редактора издательского отдела это был плодотворный период экспериментов, открытий, творческих решений. Как в «Соли», но в другой роли. Своеобразное продолжение лично мной проживаемой Пермской культурной революции, начатой в 2008-м.

Работа отдела по связям с общественностью театра — это удивительный пример коммуникации культурной институции и зрителя. Как эта модель выстраивалась, кто ее создал? 

Меня собеседовали Алла Платонова, тогда директор по планированию театра, и Илья Кухаренко, директор PR-департамента, креативный продюсер. Илья и приглашенный им редактор издательского отдела Ада Шмерлинг стали моими наставниками. Как и редакция «Соли», они сформировали у команды PR-отдела другое понимание своего места в мире. Мы начали вписывать Пермский театр оперы и балета в международную повестку, сравнивать не с другими региональными, а ведущими мировыми театрами: МЕТ в Нью-Йорке, Парижской оперой, Королевским театром Ковент-Гарден в Лондоне, Ла Скала в Милане и др.

Есть такое выражение (не вспомню, откуда цитата): целься в Луну — даже если промахнешься, останешься среди звезд. Мы целились — и часто попадали. Мы меняли представление о себе в мире, а мир вслед за этим менял представление о нас. 

Что до зрителя, то он в Перми всегда был особенным. Показательно, что опера в нашем городе выросла в XIX веке из любительских музыкальных кружков. Многие крупные международные проекты, в частности Дягилевский фестиваль и конкурс артистов балета «Арабеск», тоже появились по инициативе горожан. Два года назад я выступала с лекцией на эту тему, которую назвала «Театральная демократия: пермский зритель и его особенности». Я верю в нашего зрителя и считаю, что он движущая сила многих важных инициатив.

В период Теодора Курентзиса театр только расширил круг взаимодействия с аудиторией. Среди прочего, появилась «Лаборатория современного зрителя» с регулярными лекциями, мастер-классами, открытыми репетициями, которые погружают в детали исполняемого произведения и раскрывают актуальный социокультурный контекст. Продолжая эту линию сегодня, мы стараемся отступить от однобокой модели «театр вещает, зритель внимает», выискиваем разные способы добиться того, чтобы зритель был активным, говорил, действовал. 

Несколько лет назад проводилось исследование, которое показало, что в Пермском крае публика чаще ходит в театр, чем в других регионах. И в принципе, когда достаточно часто ходишь в театр, замечаешь знакомые лица, особенно на балконе.

Да, постоянных зрителей очень много. И среди них есть те, кто любит дарить подарки любимым артистам или — буквально — закидывать их на поклонах после спектакля цветами. Это очень трогательно.

Какое главное достоинство работы в PR-службе Пермского театра оперы и балета?

Команда. За десять лет моей работы, конечно, приходили новые люди, некоторые сотрудники меняли должности, но все равно сохранялось ощущение, что все мы как кусочки одного пазла. У нас в отделе царил мушкетерский дух: один за всех и все за одного. Это дорогого стоит.

Найдутся те, кто со мной поспорит, но, мне кажется, театр притягивает особый тип людей. Они стремятся сюда не за большими деньгами, а за атмосферой, которая окупает многие неурядицы. Ну и чтобы получить грандиозный опыт, потому что работа в PR-службе такого театра, как Пермский оперный, формирует разные навыки и закаляет. Пройдя такую школу жизни и профессии, ты в дальнейшем нигде не пропадешь.

Как плотно вы взаимодействуете с коллективом театра?

Коллектив большой, несколько сотен человек, поэтому с каждым не подружишься. Более тесное общение возникает как правило по поводам: когда есть запрос на интервью, или экспертный комментарий, или портрет личности. Каждая премьера тоже сплачивает коллектив, потому что это событие, в подготовке которого принимает участие весь театр. Это период, когда разные закулисные сюжеты и тонкости производства вызывают особый интерес у публики, и PR-служба старается проявлять их.

Какие ваши самые яркие художественные впечатления от работы в театре?

«Королева индейцев» 2013 года — постановка режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса. Настоящий культурный шок. Ничто так и не перебило впечатления, произведенного ею. Думаю, в Перми (да и в России) найдется немало людей, кто со мной солидарен.

«Королева индейцев» стала квинтэссенцией моей работы в театре, потому что и буклет, который мы выпустили к этой премьере, я считаю лучшим из всего, что было сделано за все годы.

«Королева индейцев» стала квинтэссенцией моей работы в театре

Помимо работы в театре, вы преподаете на родной кафедре. Что вам больше всего нравится в работе со студентами?

Тот, кто учит других, продолжает учиться сам. Преподавание не дает закоснеть. Студенты — это камертон твоей жизнеспособности. Каждая группа как отдельная вселенная: хочется понять каждого студента в отдельности, но и обнаружить то, что их объединяет. При дистанционном обучении контакт установить сложнее, поэтому я предпочитаю офлайн. Но нынешние условия заставляют быть гибкой к тому и другому.

Еще один плюс преподавательской работы в том, что в ходе лекции можно «договориться» до неожиданного для самой себя вывода. Объясняя что-то другому человеку, ты подбираешь слова, отсекаешь второстепенное — и мысль выкристаллизовывается. Удовлетворенность от занятия зависит не только от того, как активно поработала группа, но и от того, поймал ли ты истину за хвост.

Помимо ПГНИУ, вы еще учились в Смольном — на факультете свободных искусств и наук СПбГУ. Поступали ли вам какие-то предложения о работе в Петербурге?

Да, предложения поступали. 

Почему вы решили вернуться в Пермь?

Семья. Здесь у меня оставался любимый человек, он не хотел переезжать, поэтому я вернулась.

Можете ли вы представить, что вам надоест работать в театре?

Это уже произошло: сейчас я переживаю профессиональное выгорание. Это нормально: после 10-11 лет работы на одном месте хочешь-не хочешь, а усталость настигает.

Чем бы вы стали заниматься, если бы не работа в театре?

Всем, что умею делаю. Я была на разных ролях: журналиста, пресс-секретаря, редактора, просветителя, пиарщика, коммуникатора, продюсера… Сфер деятельности, где можно применить эти навыки, очень много. Тем более в наше время.

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото: Андрей Чунтомов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *