«Университет для меня – место силы» – ПиПермь

«Университет для меня – место силы»

Наталья Печищева окончила специалитет «журналистики» ПГНИУ в 2006 году. С 2017 года возглавляет пресс-службу Пермского университета. С 2018 года является членом организации «АКСОН».

Помните ли вы момент, когда решили связать свою жизнь с журналистикой? Когда поняли, что «журналистика» – ваше призвание?

В девятом классе у меня начали возникать мысли «что дальше?». Через свою одноклассницу и её старшего брата, который учился на историко-политологическом факультете университета, я узнала, что есть направление «журналистика». Раньше я о нём не слышала, тем более, что жила не в Перми, а в Нытве. Постепенно стала погружаться в тему, и в итоге за три года из нашей гимназии по одному-два человека поступали на кафедру. Из моего выпуска, кроме меня, поступила моя подруга Ольга Богданова, которая потом работала главным редактором газеты “Пятница”, затем пресс-секретарем Пермской оперы. Сейчас уехала работать в Московскую филармонию. Годом позднее поступила Ксюша Ведерникова. Поступившая же на год раньше Аля Максимова подсказала нам, что есть в МГУ формат дистанционного обучения по направлению «Журналистика». Мы узнали их почтовый адрес, отправили заявку и в дальнейшем нам по почте приходили задания, которые мы выполняли письменно, от руки. Затем ждали по полторы-две недели ответа и рекомендаций от преподавателей МГУ. Было задание провести контент-анализ. Мы первый раз услышали слово “контент”. Интернет, конечно, в то время уже был: в нашей гимназии стоял компьютер с выходом в интернет, но ничего вразумительного мы толком не смогли найти. Я помню, мы обращались к нашему учителю литературы, которая дала нам базу понимания текста и работы с ним. Для неё это тоже был вызов. И вот, совместными усилиями мы поняли, что это такое, и выполняли задания так, как нам это представлялось. Было бы интересно сейчас посмотреть на наши «писульки», которые мы отправляли в МГУ. Такое вот дистанционное обучение у меня было ещё на школьном этапе. 

Мы ездили на День открытых дверей в Пермский университет, даже в один год наша гимназия отправляла автобус до Перми. В общем, постепенно, через персональные коммуникации, мы узнавали всё больше и больше о журналистике. 

Знаете, есть известная теория «10 тысяч часов». Чтобы быть профессионалом в какой-то области, нужно заниматься ей 10 тысяч часов. На самом деле это много, около пяти лет. Но после того, как пройдёт этот период, ты уже начинаешь хорошо ориентироваться в профессии. А когда ты в чём-то неплохо разбираешься, ты к этой сфере относишься уже близко и лично. Поэтому вопрос иногда не в том, чтобы почувствовать своё призвание. Это такой груз современности, я бы сказала, который на нас возлагают. 

Если резюмировать, то у меня не было момента «Я хочу быть журналистом». В то время, когда я оканчивала гимназию, было очень много чеченских историй, когда журналисты погибали. В общем представлении это была опасная профессия, хотя, разумеется, имена, которые были на слуху, единицы –  это исключительные люди, которые занимаются крайне серьёзными и важными вещами. Поэтому первое, что мы слышали с подругой, когда говорили что «поступаем на журналистику», было: «Ах, вы что, это же так опасно, их же убивают!». Но, как известно, в тех же ДТП гибнет гораздо больше людей. 

Первое, что мы слышали с подругой, когда говорили, что поступаем на журналистику, было: «Ах, вы что, это же так опасно, их же убивают!» 

Вы упомянули свою подругу Ольгу Богданову. На данный момент поддерживаете какие-то отношения с одноклассниками/одногрупниками?

Да. Класс у нас был дружный, мы поддерживаем тесные отношения. С Ольгой мы по сих пор дружим и очень близки. С некоторыми одногруппниками тоже. Мы подписаны друг на друга в социальных сетях, имеем представление о том, кто чем занимается, где-то даже пересекаемся профессионально, по рабочим вопросам. Есть чаты, в которых мы регулярно что-то скидываем друг другу. Например, если кто-то кого-то встретил, сделал селфи, то отправляет в чат: «О, ребята, привет. Мы тут встретились и всем вам шлём хорошего настроения». 

В этом году у нас даже была попытка встретиться, потому что он был юбилейным – 15 лет назад мы окончили университет. Но не вышло. Летом все разъехались в отпуска, а осенью, после 20 сентября, вообще было сложно что-либо планировать в университете.

Рассматривали ли другие направления и кафедры в Пермском университете?

Поскольку моя работа в пресс-службе университета связана с абитуриентами, я вижу, насколько они сейчас продуманы: несколько вузов, несколько направлений. Для меня лично существовал один вуз – Пермский университет, другие даже не рассматривались. 

Моим запасным вариантом, который являлся бы компромиссом, могла стать филология. Но я понимала, что это действительно компромисс, чтобы зацепиться за университет, а потом на следующий год попробовать ещё раз. Фактически, я рисковала: у меня не было продуманных стратегий, запасных площадок. 

Я правильно понимаю, что после окончания университета вы начали работать в газете “Пермские новости” на должности редактора-координатора?

Не совсем так. Когда я училась на пятом курсе, мой научный руководитель Виктория Владимировна Васильева – один из ярких преподавателей, определивших, как мне кажется, многое в моей профессиональной сфере, сказала, что у городского комитета образования и науки есть газета «Общий интерес», о пермском образовании. По сути, корпоративное издание департамента образования администрации Перми. И им туда нужен был человек, который бы занимался контентом. Она мне предложила. 

В тот момент я уже работала в газете «Деловое Прикамье», где главным редактором была Татьяна Алексеевна Черепанова. Раньше она преподавала у нас, вела курс «Социальная журналистика». Тогда это было очень яркое и сильное издание. И вот мне предложили другую работу. Меня отговаривали, убеждали, что корпоративная журналистика – это не совсем журналистика. Но несмотря на это, я приняла решение пойти в газету «Общий интерес». Мы  около двух-трех лет маленькой группой людей пытались сделать газету для школ и детских садов так, как мы это представляли и умели. А затем сменился руководитель комитета, который стал уже департаментом, и газета закрылась. После я и устроилась работать в «Пермские новости», тоже одно из ярких изданий с большой редакцией. Был период, когда она выходила на 48 полосах, была настоящей «толстушкой». Предлагала разные материалы: аналитика, экономика, чтение на выходные, очерки. Её главным редактором была Анастасия Сечина, и мне посчастливилось с ней поработать. Она очень большой профессионал.

То есть как таковых сложностей с трудоустройством не было? 

Не было. Работа меня нашла сама оба раза. Газету «Общий интерес» мне порекомендовал мой научный руководитель, а после её закрытия я находила небольшие места работы, но сильно не переживала из-за этого. Потом по «сарафанному» радио я узнаю, что в газету «Пермские новости» требуется редактор-координатор, фактически помощник главного редактора, технический человек, который выстраивает производственные  процессы. И это была не открытая вакансия, а по знакомству. 

Вообще, я считаю, что у нас нет недостатка с работой. Всё зависит от личных амбиций и требований к рабочему месту. Работы было много, когда я выпустилась, так и сейчас. Сейчас даже больше стало, потому что появились социальные медиа. Для понимания – сеть ВКонтакте появилась в год моего выпуска из университета.

У нас нет недостатка с работой. Всё зависит от личных амбиций и требований к рабочему месту

Какие знания, полученные в Пермском университете, пригодились в профессиональной деятельности?

Самое важное умение, которое я получила на кафедре журналистики и массовых коммуникаций – это работа с текстом. На мой взгляд, как бы не ветвилась и не специализировалась дальше медиасфера, везде в основе лежит работа с текстом. И как по мне, мои преподаватели сделали всё возможное, чтобы научить этой работе. 

Ещё, как бы это странно ни звучало, – умение думать. Татьяна Алексеевна Черепанова говорила: «Хороший журналист – это тот, кто умеет хорошо думать. Если ты хорошо думаешь, ты хорошо формулируешь».

Хороший журналист – это тот, кто умеет хорошо думать: если ты хорошо думаешь, ты хорошо формулируешь

Умению логически размышлять и при этом чувствовать текст и аудиторию я научилась у Виктории Владимировны Васильевой.

Наталья, в 2018 году вы стали членом ассоциации «АКСОН». Что послужило причиной? Какой деятельностью занимались в рамках этой организации?

В 2017 году я начала работать в пресс-службе Пермского университета. После длительного перерыва у меня остро ощущалась нехватка информационной «подпитки» с точки зрения профессионального поля. Я понимала, что за время,  когда я была в декрете, я, конечно, что-то где-то делала, кому-то помогала писать, но это было всё такое «домашнее», связанное с маленькой аудиторией. А здесь университет – крупная организация. И вдруг я сталкиваюсь с научной коммуникацией – то, что для меня было ново и неизведанно. Мне нужно было стать посредником между учёными и обычными читателями, переложить с языка научной статьи на человеческий, при этом не расплескать важный смысл. Научные коммуникаторы пресс-служб вузов, когда пишут научные релизы, находятся всё время между двух огней: аудитории читателя «ничего не понятно и хочется всё на примерах и аналогиях попроще», и учёные, которые обижаются и говорят «вы нас так упрощаете, всё не так, там гораздо сложнее».     

В тот момент я нашла сообщество «АКСОН» и вступила в него. Оно проводило различные вебинары, рассылки, плюс ежегодно летом был съезд-форум, на который я сама еще не ездила, но отправляла сотрудника пресс-службы. Форум представлял собой летний лагерь, где сотрудники разных пресс-служб жили на природе и обменивались важным опытом: как они продвигают науку, как взаимодействуют с федеральными научными медиа или с научными отделами крупных федеральных редакций. То есть это просто была попытка найти сообщество людей с теми же болями, что и у меня.

На данный момент вы возглавляете пресс-службу Пермского  университета. Скажите, как так произошло, какие события повлияли на ваше возвращение в университет.

Иногда я сама думаю, как так получилось. Если бы мне кто-то тогда сказал, что я буду работать начальником пресс-службы в Пермском университете, я бы очень удивилась. Для меня это был серьёзный вызов. Я помню, что тогда я была на больничном: температура, кашель, тебе хочется с кем-то пообщаться. Я написала Славе Варанкину, на тот момент он возглавлял пресс-службу Пермского университета, по какому-то другому вопросу. Он мне ответил, и добавил: «Слушай, я ищу себе замену, ухожу в свой проект». Я стала думать, кого бы ему порекомендовать, не имея в виду себя. И вот как раз с Олей Богдановой в параллельном чате стала размышлять вслух, даже не предполагаю, что это может стать правдой. Скорее я шутила: «Оля, давай ты пойдёшь начальником пресс-службы, а я потом при случае пойду к тебе работать». Она, конечно, посмеялась и сказала, мол «чего ты теряешься, давай иди сама». Для меня, конечно, это стало серьёзным «челленджем».

Если бы мне кто-то тогда сказал, что я буду работать начальником пресс-службы в Пермском университете, я бы очень удивилась

Но надо сказать, что я действительно являлась амбассадором университета, я всегда говорила, что университет для меня – это место силы. После выпуска я любила приходить в кампус, зайти перекусить в столовке, а будучи беременной, часто приходила посидеть у фонтана. Когда я возвращалась в университет, мне было действительно очень хорошо. И к университету я всегда очень тепло относилась. 

И я решилась на эту должность, понимая, что горячо люблю университет. Когда отправляла резюме, в разделе «разное» я написала, что «пью из кружки Пермского университета, пишу в блокноте Пермского университета и рядом стоит календарь Пермского университета». Это всё правда. Когда меня представляли на учёном совете, ректор (тогда Игорь Юрьевич Макарихин) даже зачитал эту строчку в качестве характеристики нового сотрудника. 

Пью из кружки Пермского университета, пишу в блокноте Пермского университета и рядом стоит календарь Пермского университета

За время вашей деятельности вы участвовали в различных проектах. Какие были самые яркие и запоминающиеся?

Когда мы были студентами, у нас был курс «Социальная журналистика», где нужно в конце было сделать какой-то проект. Мы тогда решили провести акцию «Деревьям жизнь – детям учебники», где собирали макулатуру на эспланаде. С презентацией итогов этого проектом мы потом ещё в Москву ездили. А Татьяна Алексеева Черепанова со смехом говорила, что когда впервые увидела нашу идею, была уверена, что у нас ничего не получится, потому что это слишком хлопотно. А мы молодые, энергии много: делали анонсы и всем их рассылали, нашли партнёров и нам привезли промышленные большие весы, куда мы всю макулатуру складывали, печатали листовки и раздавали их. Сейчас я понимаю Татьяну Алексеевну, ведь чтоб на это всё подписаться, надо просто быть немного наивным, и, видимо, этой наивности у нас было достаточно. Мы тогда собрали, если не ошибась,  несколько тонн бумаги, а на вырученные деньги мы купили тетради, учебные пособия, которые передали Татьяне Ивановне Марголиной,  уполномоченному по правам человека в Пермском крае. Эти материалы потом передали в социальное учреждение для детей в сложный жизненых условиях. 

Ещё история. Мы участвовали в проекте кафедры журналистики и массовых коммуникаций «Пермь звучит мягко». Знаете, такая тема «Перм/Перьмь». Все гости, которые приезжают к нам, произносят твердо «Перм». Это было зимой. Мы варежками выложили мягкий знак на снегу, сами были в чём-то тоже вязаном и пушистом (шапки, варежки), были листовки «ПерЬмь звучит мягко», по-моему, ещё плюшевый медвежонок был. Такой у кафедры был проект. 

Вам хотелось «профессионального апгрейда». Как считаете, удался?

Всё укладывается в ту историю, когда я пришла в новую область для себя – научную коммуникацию. Приходилось срочно развивать скиллы. Была очень рада, что организация «АКСОН» вообще есть. Опыт, безусловно, пригодился, насколько – сейчас трудно сказать. Приведу пример. Министерство высшего образования науки Российской федерации, которому подчиняются напрямую все вузы страны, летом 2021 года впервые составило их рейтинг по медиаактивности. Наш вуз вошёл в топ-20. Я считаю, что это очень классный результат, учитывая то, что когда появляется рейтинг, люди понимают, как он составляется, и на него начинают работать. Но наш результат был самый первый, самый чистый, мы не знали, что нас будут рейтинговать. 

И напоследок. Попробуйте описать журналистику буквально в трёх словах. 

Интервью – потому что это основной метод. Ничего не получится, если ты не используешь его. 

Аудитория – потому что ты всегда должен представлять себе читателя, того, для кого ты пишешь. 

Принципы. Честность самим с собой должна быть всегда, в какой бы точке медиакоммуникаций ты ни находился. Корпоративные коммуникации, внутренние коммуникации, PR-коммуникации – везде появляется свой оттенок правды,  и это объективная реальность. Круто, если ты останешься честным сам с собой. 

В какой бы точке медиакоммуникаций ты ни находился, будет круто, если ты останешься честным самим с собой

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото взято из личного архива Натальи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *