«В этой жизни нет никаких гарантий и у вас очень мало времени» – ПиПермь

«В этой жизни нет никаких гарантий и у вас очень мало времени»

Алексей более 14 лет посвятил документальным и коммерческим съёмкам, работая с известными журналистами, режиссёрами и телеведущими региона и страны. За 2008-2021 год победитель, лауреат и участник более пятидесяти выставок, конкурсов, проектов на территории Европы, Москвы, Перми и Пермского края.

Почему выбор пал на ПГНИУ? Что особенного в нём было конкретно для вас?

ПГУ – моё второе учебное заведение. Получив красный диплом строителя, я быстро понял, что мне этого мало. Одну сессию зацепил ещё и в Политехе, поступил на «связи с общественностью и управление персоналом», но быстро одумался, разобравшись в программе курсов – не откликнулась лично мне внутри сложившаяся картинка. 

Кафедра журналистики и массовых коммуникаций – это именно то, что вы планировали выбрать с самого начала? 

Хвастаться тут нечем, но честно признаюсь, с языками и литературой у меня ещё со школы были не самые отличные результаты, а тут филфак! С уверенностью могу сказать одно – поступал не ради классического университета, диплома или факультета невест, даже не из-за самой журналистики, а ради второй части после «и» в названии кафедры – массовых коммуникаций. 

План был такой: в журналистике и этих самых коммуникациях найти направление, где пригодятся все мои разноплановые интересы и умения, чтобы из юного дилетанта широкого профиля стать признанным профессионалом своего дела. Ответ пришёл очень быстро, но не сразу был осознан мной. 

Фото из личного архива (1 сентября 2006 года)

Как вы пришли к решению вплотную заняться именно фото и видеосъёмкой?

Стоит пояснить, что только сейчас в сознании каждого взрослого, студента, школьника и даже ребёнка фотография – нечто очень простое, что можно получить прямо из личного смартфона. А в первой половине нулевых мобильные телефоны были далеко не у всех, пейджеры чаще, и то либо по работе, либо как модный гаджет (само слово тогда ещё не было в ходу). Камер в них не было вообще. Ближе к 2003 году стали появляться первые камеры в мобильных, но различить что-то на этих снимках можно было только если они сняты в ясный день при прямых лучах солнца. 

Личная фотомыльница у меня появилась примерно в 1999 году, и это была очень компактная бесшумная и стильная китайская камера. Как-то сразу я понял, что хорошие и запоминающиеся фото связаны с динамикой и репортажем. Эта простая камера почти всегда была в моём рюкзаке или чехле с гитарой, особенно в личных поездках к друзьям в Пермь, Березники, Соликамск, Кунгур. Коробки с плёнками и фото 10 на 15 часто попадаются мне под руку, когда приезжаю в гости на малую родину. И я очень рад, что этот фотодневник появился у меня достаточно рано, ведь социальные сети в привычном нам формате  придут только через семь – восемь лет. 

Личная фотомыльница у меня появилась примерно в 1999 году, и это была очень компактная бесшумная и стильная китайская камера

В 2002 – 2004 годах в магазинах Перми начали появляться приличные цифровые фотокамеры компактного размера с ручными настройками. Оптика выдвигается, аккумуляторы заряжаются, батарейки не нужны, прямо на компьютер всё это можно скопировать и дома распечатать – всё это было очень эффектно и ново.  На них умещалось по 1000 кадров и более, и даже со стандартными 128 МБ или 256 МБ картами памяти (всё верно, именно – мегабайт) ты получал в несколько раз больше привычных 36 кадров максимального разрешения. Из всего этого и вытекает сумасшедшая волна цифровых фотографов любителей в 2006 – 2009 годах, когда и я всерьёз увлекся фотографией. 

Расскажите о нескольких ключевых событиях из жизни, в которых вам помогли полученные в университете знания. 

Ключевую роль играла производственная практика каждый год, но многое зависело от конкретной редакции, в которой придётся работать. Появляется социальная сеть «Вконтакте»,  все информационные порталы города «prm.ru», «59.ru», «properm.ru» были созданы буквально за два-три года до этого. Анализируя всё это сейчас – лучшего времени для поступления на кафедру журналистики первокурснику нарочно не придумать. Никакого мобильного интернета и русского Ютуба не было, всё через провод прямо с флешки, без фотошопа. Классика журналистики в ногах и голове репортёра: только чистые фото, только хардкор – лучшая школа для фотографа или журналиста. 

Никакого мобильного интернета и русского Ютуба не было, всё через провод прямо с флешки, без фотошопа

Все лекции Ивана Михайловича Печищева, Виктории Владимировны Васильевой, Рашида Рафиковича Давлетшина, Анны Александровны Сидякиной были очень содержательны. На них я шёл с большой охотой, даже если не был готов по предмету.

По приглашению Владимира Васильевича Абашева одну из практик я проходил, работая над снимками в книгу о Доме Пастернака и Всеволодо-Вильве. Для  Юлии Юрьевны Зайцевой с командой писателя Алексея Иванова проехал полстраны в работе над другой книгой – «Хребет России», где добрая треть иллюстраций сделаны мной. Всё это было на втором курсе уже, а дальше – больше! 

Были моменты, когда вы теряли интерес/мотивацию к работе, которую делали, и как вы с этим справлялись?

Когда занимаешься любимым делом, тебе не нужна мотивация. Востребованность – это, пожалуй, главное средство от хандры, лени и прочих меланхолий. 

Если у вас нет интереса к работе и развитию, вас всё устраивает. Никак вы в себе не воспитаете вдохновение и мотивацию к успеху, если именно вам это не нужно. Если где жить, что есть, чем заняться и с кем провести время, для вас решённый вопрос – ничего более и не нужно. Так устроен инстинкт и защитные алгоритмы нашего мозга, это нормально. Зона комфорта. 

Коммерческие съёмки, много репортажей в прессе, частные заказы: всё это стало менять мою жизнь, которая всё меньше становилась похожа на студенческую – городские мероприятия, фестивали, вечеринки, выставки и прочие проекты стали частью моих будней и работы. 

Интерес и мотивация теряются, когда нет заказов и других источников движения. Когда так случалось, я старался придумать что-то сам и упаковать это так, чтобы было интересно. Но таких моментов было немного, возможно, поэтому у меня не так много авторских проектов и всё больше коммерческих  – не было времени. 

Интерес и мотивация теряются, когда нет заказов и других источников движения

Расскажите о наиболее значимом/интересном проекте, который вы реализовывали во время учёбы в университете. И хотелось бы услышать о самом крупном/долгом проекте.

Самым долгоиграющим, насыщенным, увлекательным и сложным был проект «Культурной революции в Перми 2008-2013». Назовём его так. Всё началось на Речном вокзале осенью 2008 года с выставкой «Русское бедное», тогда мы узнали о музее «PERMM». После этого были десятки музыкальных и театральных фестивалей, «Белые ночи», Пермский центр развития дизайна, Арт-резиденция и огромная компания прекрасных художников, фотографов, критиков, музыкантов, писателей, журналистов, драматургов. 

Самым долгоиграющим, насыщенным, увлекательным и сложным был проект «Культурной революции в Перми 2008-2013»

Влиться в компанию всех этих прекрасных людей мне удалось мгновенно, и уже весной 2009-го я начинаю вести личный блог в Живом Журнале (mio-photo.lj.ru)  о мероприятиях культурной революции. Этот блог ещё можно почитать, а точнее посмотреть, но многие фотографии уже недоступны, поскольку размещались на бесплатных хостингах. 

В 2011 году (мой выпуск из ПГУ) я получил премию «Блог рунета 2011» за этот документальный проект и прекратил его вести очень скоро, так как «ВКонтакте» и «Инстаграм» стали набирать обороты. 

Расскажите о первом проекте, в котором вы участвовали непосредственно после окончания университета.

Не думаю, что выпуск из универа имел для меня какое-то значение в плане работы, к 2011 я уже больше работал, чем учился. 

Запуск интернет-медиа «Соль» Ивана Колпакова, для которых я снимал половину репортажей. Прекрасные выставки музея «PERMM». Потрясающие съёмки для Оперного театра. Работа с Эдуардом Бояковым и Филиппом Григорьяном – режиссёрами новой драмы в Театре – Театре. Проекты в Арт-резиденции с Мацумаро Хан. Первый полноценный фестиваль «Белые ночи» в Перми 2011. Всё это было в год моего выпуска, да и, пожалуй, за год до этого и через год после этого. Диплом и окончание учёбы ничего не меняют, куда важнее, как проходит сама учёба и что ты делаешь после лекций или вместо лекций.

Что является самым сложным в съёмке бэкстейджа и почему?

Очень важно не мешать самому процессу, особенно если это работа на киноплощадке, где даже перенос веса с одной ноги на другую может стать причиной звука хрустящей веточки под подошвой, что не понравится стоящему рядом звукооператору. Если это фестивальная съёмка, важно, чтобы ты был незаметным визуально. Поэтому я по инерции до сих пор ношу всё серое – и на белом фоне не бросается в глаза, и в темноте не особо отражает свет. 

Если говорить о содержании съёмки, очень важно знать сценарий и структуру происходящего, так можно расставить нужные акценты по разным крупностям планов и поймать самые важные кадры с первого раза, ведь второй попытки часто не бывает. Если это театральная съёмка, самый ключевой момент – выбор точки съёмки, поскольку передвигаться по залу или сценической площадке в процессе прогона или спектакля нет возможности.

Важно быть незаметным визуально, поэтому я по инерции до сих пор ношу всё серое

Если бы не фото и видеосъёмка, чем бы вы хотели заняться?

Преподавать эти дисциплины. 

Давайте представим, что перед вами вновь стоит выбор: куда пойти учиться. Вы бы так же выбрали журналистику и массовые коммуникации или что-то другое?

Не пошёл бы на журналистику, а поступил на массовые коммуникации. Благо, теперь у студентов есть такая возможность на нашей кафедре. Почти никогда моя работа не была за эти годы связана с текстами.

Какое напутствие вы бы дали студентам, которые поступают на журналистику или уже заканчивают университет?

Каждую лекцию, где я знакомлюсь с новой аудиторией, я заканчиваю словами: «В этой жизни нет никаких гарантий и у вас очень мало времени».

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото: Экспедиция журнала «За Рулем» на полуостров Рыбачий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *