Алексей более 14 лет посвятил документальным и коммерческим съёмкам, работая с известными журналистами, режиссёрами и телеведущими региона и страны. За 2008-2021 год победитель, лауреат и участник более пятидесяти выставок, конкурсов, проектов на территории Европы, Москвы, Перми и Пермского края.
Почему выбор пал на ПГНИУ? Что особенного в нём было конкретно для вас?
ПГУ – моё второе учебное заведение. Получив красный диплом строителя, я быстро понял, что мне этого мало. Одну сессию зацепил ещё и в Политехе, поступил на «связи с общественностью и управление персоналом», но быстро одумался, разобравшись в программе курсов – не откликнулась лично мне внутри сложившаяся картинка.
Кафедра журналистики и массовых коммуникаций – это именно то, что вы планировали выбрать с самого начала?
Хвастаться тут нечем, но честно признаюсь, с языками и литературой у меня ещё со школы были не самые отличные результаты, а тут филфак! С уверенностью могу сказать одно – поступал не ради классического университета, диплома или факультета невест, даже не из-за самой журналистики, а ради второй части после «и» в названии кафедры – массовых коммуникаций.
План был такой: в журналистике и этих самых коммуникациях найти направление, где пригодятся все мои разноплановые интересы и умения, чтобы из юного дилетанта широкого профиля стать признанным профессионалом своего дела. Ответ пришёл очень быстро, но не сразу был осознан мной.

Как вы пришли к решению вплотную заняться именно фото и видеосъёмкой?
Стоит пояснить, что только сейчас в сознании каждого взрослого, студента, школьника и даже ребёнка фотография – нечто очень простое, что можно получить прямо из личного смартфона. А в первой половине нулевых мобильные телефоны были далеко не у всех, пейджеры чаще, и то либо по работе, либо как модный гаджет (само слово тогда ещё не было в ходу). Камер в них не было вообще. Ближе к 2003 году стали появляться первые камеры в мобильных, но различить что-то на этих снимках можно было только если они сняты в ясный день при прямых лучах солнца.
Личная фотомыльница у меня появилась примерно в 1999 году, и это была очень компактная бесшумная и стильная китайская камера. Как-то сразу я понял, что хорошие и запоминающиеся фото связаны с динамикой и репортажем. Эта простая камера почти всегда была в моём рюкзаке или чехле с гитарой, особенно в личных поездках к друзьям в Пермь, Березники, Соликамск, Кунгур. Коробки с плёнками и фото 10 на 15 часто попадаются мне под руку, когда приезжаю в гости на малую родину. И я очень рад, что этот фотодневник появился у меня достаточно рано, ведь социальные сети в привычном нам формате придут только через семь – восемь лет.
Личная фотомыльница у меня появилась примерно в 1999 году, и это была очень компактная бесшумная и стильная китайская камера
В 2002 – 2004 годах в магазинах Перми начали появляться приличные цифровые фотокамеры компактного размера с ручными настройками. Оптика выдвигается, аккумуляторы заряжаются, батарейки не нужны, прямо на компьютер всё это можно скопировать и дома распечатать – всё это было очень эффектно и ново. На них умещалось по 1000 кадров и более, и даже со стандартными 128 МБ или 256 МБ картами памяти (всё верно, именно – мегабайт) ты получал в несколько раз больше привычных 36 кадров максимального разрешения. Из всего этого и вытекает сумасшедшая волна цифровых фотографов любителей в 2006 – 2009 годах, когда и я всерьёз увлекся фотографией.
Расскажите о нескольких ключевых событиях из жизни, в которых вам помогли полученные в университете знания.
Ключевую роль играла производственная практика каждый год, но многое зависело от конкретной редакции, в которой придётся работать. Появляется социальная сеть «Вконтакте», все информационные порталы города «prm.ru», «59.ru», «properm.ru» были созданы буквально за два-три года до этого. Анализируя всё это сейчас – лучшего времени для поступления на кафедру журналистики первокурснику нарочно не придумать. Никакого мобильного интернета и русского Ютуба не было, всё через провод прямо с флешки, без фотошопа. Классика журналистики в ногах и голове репортёра: только чистые фото, только хардкор – лучшая школа для фотографа или журналиста.
Никакого мобильного интернета и русского Ютуба не было, всё через провод прямо с флешки, без фотошопа
Все лекции Ивана Михайловича Печищева, Виктории Владимировны Васильевой, Рашида Рафиковича Давлетшина, Анны Александровны Сидякиной были очень содержательны. На них я шёл с большой охотой, даже если не был готов по предмету.
По приглашению Владимира Васильевича Абашева одну из практик я проходил, работая над снимками в книгу о Доме Пастернака и Всеволодо-Вильве. Для Юлии Юрьевны Зайцевой с командой писателя Алексея Иванова проехал полстраны в работе над другой книгой – «Хребет России», где добрая треть иллюстраций сделаны мной. Всё это было на втором курсе уже, а дальше – больше!
Были моменты, когда вы теряли интерес/мотивацию к работе, которую делали, и как вы с этим справлялись?
Когда занимаешься любимым делом, тебе не нужна мотивация. Востребованность – это, пожалуй, главное средство от хандры, лени и прочих меланхолий.
Если у вас нет интереса к работе и развитию, вас всё устраивает. Никак вы в себе не воспитаете вдохновение и мотивацию к успеху, если именно вам это не нужно. Если где жить, что есть, чем заняться и с кем провести время, для вас решённый вопрос – ничего более и не нужно. Так устроен инстинкт и защитные алгоритмы нашего мозга, это нормально. Зона комфорта.
Коммерческие съёмки, много репортажей в прессе, частные заказы: всё это стало менять мою жизнь, которая всё меньше становилась похожа на студенческую – городские мероприятия, фестивали, вечеринки, выставки и прочие проекты стали частью моих будней и работы.
Интерес и мотивация теряются, когда нет заказов и других источников движения. Когда так случалось, я старался придумать что-то сам и упаковать это так, чтобы было интересно. Но таких моментов было немного, возможно, поэтому у меня не так много авторских проектов и всё больше коммерческих – не было времени.
Интерес и мотивация теряются, когда нет заказов и других источников движения
Расскажите о наиболее значимом/интересном проекте, который вы реализовывали во время учёбы в университете. И хотелось бы услышать о самом крупном/долгом проекте.
Самым долгоиграющим, насыщенным, увлекательным и сложным был проект «Культурной революции в Перми 2008-2013». Назовём его так. Всё началось на Речном вокзале осенью 2008 года с выставкой «Русское бедное», тогда мы узнали о музее «PERMM». После этого были десятки музыкальных и театральных фестивалей, «Белые ночи», Пермский центр развития дизайна, Арт-резиденция и огромная компания прекрасных художников, фотографов, критиков, музыкантов, писателей, журналистов, драматургов.
Самым долгоиграющим, насыщенным, увлекательным и сложным был проект «Культурной революции в Перми 2008-2013»
Влиться в компанию всех этих прекрасных людей мне удалось мгновенно, и уже весной 2009-го я начинаю вести личный блог в Живом Журнале (mio-photo.lj.ru) о мероприятиях культурной революции. Этот блог ещё можно почитать, а точнее посмотреть, но многие фотографии уже недоступны, поскольку размещались на бесплатных хостингах.
В 2011 году (мой выпуск из ПГУ) я получил премию «Блог рунета 2011» за этот документальный проект и прекратил его вести очень скоро, так как «ВКонтакте» и «Инстаграм» стали набирать обороты.
Расскажите о первом проекте, в котором вы участвовали непосредственно после окончания университета.
Не думаю, что выпуск из универа имел для меня какое-то значение в плане работы, к 2011 я уже больше работал, чем учился.
Запуск интернет-медиа «Соль» Ивана Колпакова, для которых я снимал половину репортажей. Прекрасные выставки музея «PERMM». Потрясающие съёмки для Оперного театра. Работа с Эдуардом Бояковым и Филиппом Григорьяном – режиссёрами новой драмы в Театре – Театре. Проекты в Арт-резиденции с Мацумаро Хан. Первый полноценный фестиваль «Белые ночи» в Перми 2011. Всё это было в год моего выпуска, да и, пожалуй, за год до этого и через год после этого. Диплом и окончание учёбы ничего не меняют, куда важнее, как проходит сама учёба и что ты делаешь после лекций или вместо лекций.
Что является самым сложным в съёмке бэкстейджа и почему?
Очень важно не мешать самому процессу, особенно если это работа на киноплощадке, где даже перенос веса с одной ноги на другую может стать причиной звука хрустящей веточки под подошвой, что не понравится стоящему рядом звукооператору. Если это фестивальная съёмка, важно, чтобы ты был незаметным визуально. Поэтому я по инерции до сих пор ношу всё серое – и на белом фоне не бросается в глаза, и в темноте не особо отражает свет.
Если говорить о содержании съёмки, очень важно знать сценарий и структуру происходящего, так можно расставить нужные акценты по разным крупностям планов и поймать самые важные кадры с первого раза, ведь второй попытки часто не бывает. Если это театральная съёмка, самый ключевой момент – выбор точки съёмки, поскольку передвигаться по залу или сценической площадке в процессе прогона или спектакля нет возможности.
Важно быть незаметным визуально, поэтому я по инерции до сих пор ношу всё серое
Если бы не фото и видеосъёмка, чем бы вы хотели заняться?
Преподавать эти дисциплины.
Давайте представим, что перед вами вновь стоит выбор: куда пойти учиться. Вы бы так же выбрали журналистику и массовые коммуникации или что-то другое?
Не пошёл бы на журналистику, а поступил на массовые коммуникации. Благо, теперь у студентов есть такая возможность на нашей кафедре. Почти никогда моя работа не была за эти годы связана с текстами.
Какое напутствие вы бы дали студентам, которые поступают на журналистику или уже заканчивают университет?
Каждую лекцию, где я знакомлюсь с новой аудиторией, я заканчиваю словами: «В этой жизни нет никаких гарантий и у вас очень мало времени».
Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.
Главное фото: Экспедиция журнала «За Рулем» на полуостров Рыбачий