Традиции примирения в культуре и религии cлавян

«Око за око, зуб за зуб» — на Руси такой способ отмщения  существовал с древних времен. Так славяне мстили за убитых и опозоренных родных. С течением времени эту традицию закрепили на  законодательном уровне.

Например, княгиня Ольга в 945 году отомстила за убийство мужа князя Игоря древлянам с помощью хитрости. Взяв у древлян символическую плату (дань) в качестве примирения  — голубей, привязала к ним горящие ленточки и отпустила их ночью. Естественно, птицы вернулись в гнезда, которые загорелись, тем самым город был подожжен, а Ольга, воспользовавшись паникой, вошла в город.

 Первый документ, в котором говорилось о примирении при кровной мести, появился в 911 году. Документ предусматривал варианты отмщения убийце: либо преступника убивал родственник убитого, либо убийца обязан был компенсировать преступление деньгами. Если убийца с места, где было совершено преступление, скрылся, но у него есть имущество и деньги, то родственники убитого могли предъявить права на имущество, но при этом должны были учитываться интересы жены и детей преступника. Если же имуществ не было, то он карался смертью.

Примерно в 1016 году появляется на свет «Русская правда» — сборник правовых норм Киевской Руси. В документе прописываются новые правила решения конфликтных ситуаций с участием кровников. Мстить могли лишь близкие родственники жертв, а в случае отказа от мести, убийца должен заплатить виру (денежный штраф) в казну князя. В 1054 году способ мщения «око за око» отменили и заменили денежным штрафом полностью. Может показаться, что наказание стало мягче, но это было не так. Например, согласно русскому Судебнику 1649 года, страшная смерть грозила тому, кто убил родню: преступника вывозили на торговую площадь и при всех клещами вырывали куски тела, а затем топили. А женщин, убивших своих мужей, закапывали в землю живьем, оставляя лишь голову, таким образом женщины находились в земле до тех пор, пока не погибали.

Также источником древнего примирения у славян являлась процедура обряда «побратимства». Это один из способов ограничения кровной мести и не только. 

Побратимство– старинный славянский обычай закрепления дружбы, сродни братским отношениям, отличающимся преданностью, верностью друг к другу, независимо от вероисповедания и рода.

Ради предотвращения или остановки кровной мести заключалось побратимство, вариантами также было вступление в брак или кумовство. Видов побратимства было несколько. Одни таким образом восполняли недостающие родственные связи, например, у девушки не было братьев и побратимство заключалось с парнем, который брал на себя обязательства по свадебному обряду. Другие, также девушка и парень, могли побрататься для того, чтоб не заключать нежеланный брак.

Братание происходило путем обмена поцелуями, купания в одной воде, обмена подарками, обвязыванием поясами в церкви и благословением, надрезанием кожи до крови и обмен ею, кормление детей одной кормилицей, обмен нательными оберегами или крестами.

Воины-противники, проявившие в бою отвагу, братались друг с другом, чтоб завершить бой миром. Но не только враги совершали обряд братания, это делали и воины одной дружины, чтобы сохранить сплочённость своих рядов. Например, берсерки. Предполагалось, что в сражении на теле славянского воина ничего кроме нательных оберегов быть не должно. А обереги, впитывая пот и кровь своего носителя, имеют в себе его частичку, то есть передавая оберег побратиму, передаешь часть самого себя.

В христианские времена был обряд Адельфопоэзиса («адельфос» — брат, «поэзио» — творить) – братотворения. Обряд представлял собой благословение церковью дружеского духовного союза между двумя однополыми людьми. Проводился обряд в Греции, в Московской и Киевской Руси. Этот обряд стал популярен в христианстве потому что сама суть христианства и обряда одинаковы – это любовь к ближнему.

Связаны такими узами святые великомученики, почитающиеся католической и православной церквями Вакх и Сергий, в прошлом римские офицеры. Также известно, что в 15 веке подобными узами братства была связаны великий московский князь Василий II и великий литовский князь Казимир IV Ягеллончик. Их союз был своеобразным актом примирения, и способствовал этому митрополит Иона.

Итак, подводя итог, не кажется ли вам, что маслаат в чем-то схож с медиацией? Я думаю, маслаат – как альтернативная форма разрешения конфликтов лучше прижился в современном мире. Это современная медиация, она дает людям возможность на мирное урегулирование конфликта, без тяжелых и выматывающих тяжб, на построение нормальных цивилизованных отношений между людьми. Более того, с ее помощью можно достичь воспитания в младших поколениях правильных моральных, поведенческих и психологических нормы поведения.

Главное фото: livejournal