Коми-язьвинцы являются уникальным народом со своей особенной культурой и богатыми традициями. Их смело можно назвать субэтносом коми-пермяков, но с некоторыми характерными отличиями. Коми-язьвинцы общаются на своем языке, проживают на землях Красновишерского района и имеют свою особенную религию. Каждый коми-язьвинец с гордостью считает себя старообрядцем.
Праотцы коми-язьвинцев проживали на обширных землях возле рек Колвы, Камы и Вишеры. Вероятнее всего, население, которое дало основу коми-язьвинцам, принадлежало к отдельному этно-лингвистическому сообществу.
Оно обладало общими хозяйственными навыками, религиозными и языковыми признаками. У берегов рек Колвы, Вишеры и Камы в результате археологических раскопок были выявлены ценные исторические находки, которые историки относят к родановской культуре коми-пермяков. Однако исследователи еще не в полной мере проследили механизм консалидации населения, которое создало эти археологические памятники в этническое сообщество.
У Коми имеются все признаки аборигенного поселения, облюбовавшего территории у берегов Колвы, Вишеры и Камы. После того, как Пермь вошла в состав Московского государства в 1472 году, русские ее начали постепенно ассимилировать, при этом она не теряла своей самобытности до второй половины 19 столетия.
Археологические данные указывают на то, что в 14-15 столетиях на землях возле реки Язьва образовалась малочисленная группа комиязычного населения. Согласно имеющимся данным, она пришла на эти земли с нижних границ реки Иньв в Золотоордынский период, где и в наше время можно встретить своеобразный оньковский говор.
Относительная изоляция от остальных народов и старообрядчество стали главными предпосылками для формирования в бассейне Язьвы нового этнического образования, у которого был свой особый язык, самосознание и культурные особенности. Важная роль в этом отводится сезонным рабочим, так называемым «зимогорам», и появлению поселков спецпереселенцев на рубеже 19-20 столетия.
В 19 столетии язьвинцы подвергались преследованиям властей из –за староверования. В середине 20 столетия язьвинских священнослужителей систематически подвергали репрессиям. Язьвинские пермяки придерживаются православной религии в ее старообрядческой вариации и относят себя к беглопоповскому согласию.
Широкое выражение христианских старообрядческих традиций хорошо просматривается в семейной и праздничной обрядности коми-язьвинцев; сохранность некоторых элементов дохристианских обычаев и верований, имеющие схожесть с коми-пермяцкими.
Наблюдается также схожесть похоронных обрядов язьвинских пермяков и южных коми-пермяков, которая выражается в вывешивании одежды усопшего на стену избы на 40 дней. Представители обеих народностей высаживают на могилах умерших родственников хвойные деревья. Также наблюдается схожесть в свадебном обряде – воровство невесты накануне свадьбы.
Самостоятельность народа коми-язьвинцы учлась переписью, проведенной в 1926 году. Правда, на официальном уровне самостоятельность этой народности так и не была признана, а его представителей традиционно называли русскими.
Известный этнограф Чагин Г.Н. и экс-губернатор Пермского края Чиркунов О.А. проявили инициативу дать язьвинцам статус самостоятельного этноса. Но данное решение так и не получило массовую поддержку в широких кругах.
2003 год запомнился для коми-язьвинцев изданием первого коми-язьвинского букваря, эту инициативу активно поддержали руководители Пермской области. Автором букваря стала учительница Паршаковской среднеобразовательной школы.
Главное фото взято с сайта Яндекс.дзен