По дороге из Перми в Ижевск: Оханск

Осенью 2021 года мы с семьей переехали из Перми в Ижевск. Первые несколько месяцев, почти каждую неделю, приходилось часто ездить на машине по трасе Ижевск-Пермь-Ижевск. На улице осень, траса загруженная и очень грязная. Вроде не далеко, но устаешь. Я с нетерпением ждала, когда лед на Каме замерзнет, и можно будет ездить по старому Казанскому тракту. Там машин практически нет и чисто. Едешь — и все белоснежное: дорога, лес и старые деревни. Некоторые из них заброшены, а некоторые на удивление очень даже жилые — со старыми разрушенными церквям, очень колоритно. Крайне интересна и история этих мест.

Итак, путь мой шел из Перми через Култаево, далее через ледяную переправу Оханска, затем Острожка, Дуброво, Большая Соснова, Полозово. Дальше уже начинивалась Республика Удмуртия. Проходит эта дорога, как я уж говорила, по Старому Казанскому тракту. Если кто-то не знает, то Казанский тракт является частью Московско-Сибирского тракта в пределах Пермского края. Великий почтовый, торговый и кандальный путь от Москвы до Пекина.

Переехав через ледяную переправу, мы оказываемся на Оханской земле.

Оханск.

Современный город Оханск, ставший уездным городом 27 января 1781 году, в текущем 2022 году отпраздновал свой 242 день рождения, а самому Оханскому поселению с учетом 2022 года уже насчитывается 375 лет.

Основание Оханска тесно связано с освоением Прикамских земель крупнейшими землевладельцами Урала – Строгановыми. В 1957 году Строгановы пополнили свои владения землями вниз по Каме до устья Ошапы. Данная местность оказалась богата густыми лесами и водными источниками, а местные реки — широкой проймой.

В 1647 году царь Алексей Михайлович издает указ для проведения переписи населения наследственного земельного владения Строгановых. Согласно этой переписи, правый берег Камы занимает небольшое поселение всего лишь с четырьмя домами.

Основной промысел местных жителей заключался в рыболовстве с использованием снасти – охань. Перепись проводилась соликамским воеводой, который и нанес на карте в районе данной деревушки надпись «оханщики». Именно это слово связывается историками с происхождением названия города.

В 1650 году Велико-Пермская епархия издала указ для возведения рядом с этой рыбацкой деревушкой монастыря, который впоследствии получил название «Богородицкая пустынь на Охани».

В 1775 году императрица издает указ, согласно которому Оханская деревня приобретает статус волостного центра. 6 лет спустя по указу Екатерины II была утверждена Пермская губерния. Село Оханское получает статус города и одновременно центра Оханского уезда с подчиненными 48 волостями.

Выгодное географическое размещение позволило Оханску получить статус уездного города. Местные жители были хорошими земледельцами, скотоводами, охотниками, рыбаками и пчеловодами.

В 1828 году в Оханске был построен каменный Успенский собор. В городе функционировали лечебницы, школы, библиотека, музей и театр. Обеспеченные купцы строили каменные усадьбы, в которых открывали торговые лавки. В центральной части города таких лавок появилось до трех десятков, большая часть из которых сохранилась и по сей день.

Там где сегодня стоит современный стадион в ту эпоху находилась просторная базарная площадь с огромным количеством торговых лавок. На ней периодически проводились ярмарки, которые несколько раз в год посещали местные и приезжие купцы.

Ярмарки посещали и жители близлежащих деревень: кто-то выступал в роли покупателя, желая сделать удачную покупку, а кто-то в роли продавца, желая удачно продать свой товар. Удачный торговый день всегда заканчивался коллективной благодарностью Господу Богу, поэтому вскоре на базарной площади была установлена церковная лавка.

В 1917 году завершилось строительство церкви в городе, которую так и не освятили.  В разные годы советской эпохи здание церкви играло роль овощесушительного завода, гостиницы, кинотеатра. Таким образом, церковь прятали, поскольку ее хотели разрушить. В наше время эту церковь называют «Спрятанной» церковью, которой так и не суждено было стать домом для молитв.

1891 год ознаменовался для города основанием церкви имени Святого Александра Невского. В строительном процессе активное участие принимали обычные жители и местные купцы. В церкви разрешали молиться людям, которых отправили на каторгу в Сибирь, поэтому она получила название в народе «Тюремная». При церкви был построен острог, в котором проводили ночевки каторжники, отправленные на тяжелый труд в Сибирь.

Александро-Невскую церковь закрыли согласно постановлению Пермского облисполкома в 1939 году. После закрытия в здании церкви устроили детскую техническую станцию, а после масштабной реконструкции оно было передано клубу Оханской швейной фабрики.

После снесения колокольни помещение церкви использовалось в качестве Дома Культуры. Здание Александро-Невской церкви передали верующим в 1990 году. Прихожане помогали ремонтировать церковь, восстанавливая ее исторический облик, однако весной того же года она была полностью уничтожена в результате сильного пожара.

Весной 1835 года Оханск транзитом посетил выдающийся русский публицист Герцен А.И. В 1849 году в Оханской тюрьме ждал отправки в Сибирь Достоевский Ф.М. Оханская пересыльная тюрьма имела четыре отделения, заполняемость которых ежегодно составляла порядка 18 000 человек.

Успенский собор ­ — одна из главных достопримечательностей Оханска, многие его называют жемчужиной города. Белоснежность собора напоминает парящие на ветру паруса большого корабля, стоящего на берегу Камы.

Церковь перешла городу от местного монастыря, к концу 18 столетия она стала совсем ветхой. Основывали монастырь соловецкие монахи, бежавшие на Каму после восстания в монастыре в надежде избежать царской расправы.

В 1820 году был заложен первый камень в строительство каменной Успенской церкви. Строительство продолжалось долгих 9 лет и осуществлялось в основном на средства верующих. В торжественном открытии храма участвовал один из первых градоначальников Оханска – Чайковский В.П., который был родным дядей известного композитора Чайковского П.И.

В 1904 году Оханскую церковь переименовали, так она стала Успенским собором. Это было довольно высокое здание, вместе со шпилем колокольни оно поднималось ввысь до 47 метров. Купола собора были видны с расстояния 30 км. Позолоченные кресты величественно возвышались над ослепительно белым зданием собора, иконостас был щедро украшен серебром и ослепительным золотом, а бронзовые люстры освещали помещение собора во время службы.

Целых 4 десятилетия, начиная с 1940 года, помещение собора использовалось не по своему прямому назначению. В храме главенствовал промышленный комбинат Очерского леспромхоза. Изготовление деревянной мебели, постоянно работающие станки часто приводили к пожарам и взрывам.

В военное время храм использовался для фронта, в его помещении наладили производство саней, телег, лыж и прикладов к автоматам и винтовкам. После окончания войны предприятие вернулось к изготовлению более мирной продукции: комодов, тумбочек, диванов и других мебельных изделий и аксессуаров. 90-е годы минувшего столетия собор провел в заброшенном состоянии: потерял почти все свои колокольни, металлическую кровлю, двери и окна.

В период Гражданской войны собор стал невольным свидетелем массовых расстрелов. Возле его стен расстреливали тех, кто был не согласен с политикой советской власти. Священников и служителей храма топили в холодных водах Камы, привязывая к ногам тяжеленные металлические кровати.

Недалеко от собора вдоль побережья стояло кладбище. На нем в последний путь провожали почетных граждан города и священников. В период беззакония советского правительства кладбище было практически полностью разрушено.

В 2007 году начался процесс восстановления Успенского собора. Многие жители города принимали активное участие в восстановлении этого знакового для города места. На месте жестокой расправы над царскими офицерами и жандармами была установлена часовня, посвященная Новомученикам и исповедникам Земли Российской.

Главное фото: Русанов Александр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *