«Раньше на это смотрели косо»: интервью с косплеером Арлекином Хаскеллом – ПиПермь

«Раньше на это смотрели косо»: интервью с косплеером Арлекином Хаскеллом

19 апреля в клубе «Атмосфера» (ул. Сибирская, 16) пройдёт ивент японской культуры и литературы «JAPFAN». Это один из проектов от косплей-сообщества Перми, который позволяет участникам не только проявить себя на сцене и самореализоваться в своем творчестве, но и погрузиться в атмосферу восточной страны и больше узнать о ней. К этому событию я взяла интервью у одного из пермских косплееров.

Мы должны были встретиться у памятника Ленину и Горькому возле второго корпуса ПГНИУ. Во мне просыпалась паника, я бежала от остановки, опаздывая, по моим расчетам,  на две минуты и осознавала, что мне предстоит с моим плохим зрением искать в толпе студентов респондента, которого я видела только в соцсетях на фотографиях в косплеерских костюмах. Утешалась я тем, что мой респондент, Арлекин Хаскелл, тоже может опоздать.

Мне повезло, на территории кампуса почти никого не было, так как пара еще не закончилась. Мой герой стоял в спортивной куртке, которая показалась мне знакомой. Он был в наушниках, смотрел в телефон, медленным шагом ходил возле памятника, изредка поднимая глаза. Без парика, грима, костюма человека узнать нелегко.

Начали со светской беседы. Какая приятная погода сегодня. Как тяжело вставать к первой паре. Как много занятий по физкультуре нужно закрыть. Оказалась, мы оба занимаемся на лыжной базе при университете, вот почему его куртка мне показалась знакомой.


«МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ»

– Почему Арлекин Хаскелл? Почему именно такое имя?

Леви Аккерман из «Атаки Титанов». Фото из личного архива

– «Арлекин» созвучно с моим реальным именем. Когда я работал в детском лагере, у меня был никнейм Хаски. Сейчас я учусь на программиста, и есть такой язык программирования Haskell. Я это совместил. И у меня получился Арлекин Хаскелл.

О косплее Арлекин узнал в 2011 году, когда косплей только-только начал зарождаться. Активно заниматься этим, что-то делать, шить начал уже в 2015 году. С тех пор он изобразил десять героев. Самым первым был Леви из «Атаки титанов».

– Рост один и тот же, похожие черты характера и, мне кажется, лицо похоже, – говорит Арлекин. – Когда подбираешь под себя персонажа, которого ты хочешь сделать в косплее, ты выбираешь его так, чтобы у тебя черты лица с ним совпадали, это важно, я думаю. Задача косплеера – это, прежде всего, передать визуальный образ.

На вопрос, каким был самый нелюбимый образ, Арлекин смеется и отвечает, что это тоже Леви.

– В его костюме очень много ремней, которые нужно на себя натягивать, это занимает огромное количество времени, это неудобно, потому что их даже не снять, чтобы сходить в туалет, они все закреплены так, что ты их не снимешь. Это прям сложно! –  Арлекин выдыхает устало, но улыбается.

– Какой твой самый удачный образ?

Косплей на Дилюка. Фото из личного архива

– Дилюк из игры «Genshin Impact» – это, я считаю, максимально удачный образ в принципе. Даже не только костюм, а вообще образ. Я не люблю этого персонажа, но образ сел замечательно, просто горжусь!

В большинстве своем костюмы Арлекин заказывает, так как из-за учебы в вузе нет времени на то, чтобы делать все руками. Ценовой диапазон покупки фактически зависит от качества желаемого костюма. Минимальная цена хорошего качественного костюма от 10 тысяч.

– Если ты будешь делать сам, ты, может, потратишь и меньше, но опять-таки время – деньги, – поясняет Арлекин.

– Сколько времени уходит на создание одного костюма?

– Смотря какой сложности. Если брать крафтовый костюм, который прям полностью сделан из крафта, то это, наверное, месяц – месяца два. Это трудоемкая работа, очень много обработки. Это не пошив. Не то, что ты сел и прострочил на машинке, – нужно сидеть выпиливать, вырисовывать, аккуратненько красить. То есть очень много работы.

Это хобби хорошее. Оно развивает реально. Укладываешь парики – считай, парикмахер; шьешь одежду – швея; красишь – художник; делаешь постановки – сценарист; играешь на сцене – актер. Все вместе совмещено. Множественные навыки и т.д. и т.п.


«РАНЬШЕ СМОТРЕЛИ КОСО» 

Косплей на Дилюка. Фото из личного архива

– Как в Перми дела обстоят с косплеем?

– В Перми, к сожалению, очень плохо с современной визуальной культурой, в отличие от Москвы и Екатеринбурга. Ну, с Москвой понятно, это столица. В Екатеринбурге сильно развита современная культура, у них люди этим горят. И разных фестивалей у них наклепано много. У нас же он один – «Panicomix». Разница большая.

– Как думаешь, почему косплей в Перми не так популярен?

– Пермь – больше промышленный город. Еще в 2019 году человека могли оскорбить за то, что он какой-то слишком яркий или выделяется. Раньше на это смотрели косо. У людей просто мышление такое, мне кажется. В обществе часто смотрят косо, типа: «Занимается каким-то косплеем, он что, НЕФОРМАЛ? Вот почему он не такой, как мы все?» Есть люди, которые так мыслят. Оттого косплея в Перми довольно мало. В основном, этим занимаются дети, взрослых косплееров мало. Опять-таки мышление.

В Перми современная культура не ценится, больше классическая – например, театры.

– В будущем у нашего города есть шанс?

– Мы все для этого и делаем, честно говоря. Людей, которые этим хобби занимаются, становится все больше. Это на самом деле  радует! Очень много творческих личностей. С маленького возраста дети приобщаются к этой культуре, идут выступать. Понимают, что такое поведение на сцене, понимают, допустим, как себя подавать в обществе. Есть положительные стороны у этого хобби!

Я думаю, что шанс есть. Мы все для этого делаем – делаем огромной командой. Мы прилагаем довольно много усилий для того, чтобы это хобби начали признавать, чтобы не было косых взглядов. И я скажу, что это потихоньку дает свои плоды. Чем чаще проводишь такие мероприятия, чем чаще даешь им огласку в городе, тем менее остро или отрицательно люди реагируют.

Ивент EV WEEKEND . Фото из личного архива

– Как твоя семья относится к твоему хобби?

– Поначалу негативно. Наверное, потому что у людей, которые рождены в СССР (я сейчас не хочу никого обидеть), немного другое мышление, другое видение, и им тяжело привыкнуть к чему-то новому. Стиль мышления в зависимости от времени. И поначалу отношение было негативным, поначалу родня не очень понимала, что это такое. Конечно, были слова поддержки, но в основном все сводилось к трем фразам, – Арлекин переходит на драматичный шепот, изображает негодование в голосе: «Зачем ты этим занимаешься? Зачем тебе этим заниматься? Это детское!»

Самая нелюбимая фраза, которую слышишь, – «Это детское! Это для детей переодевания!»  Я просто понимаю, что вот люди, которым 30–40 лет, они этим же занимаются просто потому, что это хобби, а хобби возраста не имеет.

А насчет семьи… Ну, сейчас я не знаю, как они относятся, их больше волнует моя учеба, поэтому пока ничего не говорю, делаю спокойно. Делаю да и делаю. – Задумывается, молчит. – Я не знаю, честное слово, может, и положительно относятся. Ну, были случаи поддержки. Особенно, когда я поехал в Екатеринбург выступать, была поддержка, мол, круто, вау, ты прошел отбор туда

Ну, и без проблем. Это 50 на 50. Не знаю, как комментировать эту ситуацию.


«ЗАДАЧА ЖЮРИ – КРИТИКОВАТЬ, А НЕ ОСКОРБЛЯТЬ»

Фото из личного архива

– Каким был твой опыт в качестве жюри?

– Первый мой выход как жюри был на фестивале «KungurCon». Честно говоря, я немножко в шоке, что меня вообще взяли в жюри!

В первый раз мне было очень-очень сложно судить, я считаю, что творчество субъективно. Смотреть на то, как люди выступают, и давать им оценку – это о-о-очень сложно, потому что все яркие, все необычные, все стараются, вкладываются, все что-то пытаются показать. Потом, когда уже во второй раз «жюришь» или когда проходит какое-то время, ты  уже начинаешь осознавать, почему ты не дал вот этому человеку место, понимаешь, чего именно ему не хватило.

Ко мне люди подходили и спрашивали, как мне их выступление? И я, как человек с опытом, начинал им говорить про постановку, про то, как лучше это было бы показать. Я считаю, что в жюрействе не должно быть оскорблений – то есть, как говорится, «рожа не похожа». Это распространенное выражение. «Рожа не похожа» – все, не занимайся этим, тебе не подходит персонаж и т.д. и т.п Такого в моем жюрействе не было и не должно быть в принципе, потому что задача жюри – критиковать, а не оскорблять. Задача жюри – сказать объективно и, естественно, в мягкой форме, потому что одно неправильное слово и человек больше этим не будет заниматься. Ну, в зависимости от ранимости.

– Сколько сценок ты сам поставил?

– Немного. Вообще у меня очень мало участия в фестивалях. Однажды я участвовал в масштабной сценке на 40 человек, был сосценаристом и актером. Самая крупная сценка, которую я ставил, на 19 человек. И нужно сказать, люди собирались сами, все делали, никто никого не заставлял. У всех было желание поучаствовать, вложиться в проект.

Постановку люди ставят сами. Никто не готовит их, никто ничего не проверяет, не смотрит. Нет какого-то ПОСТАНОВЩИКА, который бы говорил: «Мы сделаем так-то так-то, так-то». То есть люди садятся вместе, пишут сценарий, рисуют, как все будет, и, естественно, договариваются друг с другом. Все это делается самостоятельно. Никем не контролируется.

– У тебя есть театральное образование?

– Задатки этого есть. Скажем так, театрально-театрального с корочкой его как такового нет. Если образованием можно назвать второстепенные уроки, которые когда-то были у меня, то да, тогда есть – есть основы театральных знаний.

Я считаю, что необязательно иметь театральное образование, достаточно просто видеть сцену. Если ты, допустим, сразу видишь картину и знаешь, как она будет действовать, как это будет выглядеть, то ты можешь не иметь театрального образования и делать бомбические постановки. Нужно уметь видеть. Если этого нет, то бесполезно говорить о каком-то театральном образовании. И важна практика. Очень много практики.

А на актера лучше иметь корочку. Это некий фундамент, который  в будущем позволит поставить карьеру.

Тут мы отвлеклись. У Арлекина зазвонил телефон. Номер неизвестный. «О, мошенники! – обрадовался, будто старым друзьям, он. – Можно потроллить, можно поигнорить». На секунду рука зависает над экраном. Арлекин выбирает второй вариант, сбрасывает. Возвращаемся к беседе.

– Что для тебя самое главное в постановке?

– Сцена большая и мелкие движения, которые совершает человек, они МЕЛКИЕ, их не видно! Надо крупнее, динамичнее. И все надо с акцентами! Так мне кажется, это мое личное мнение.

Когда постановка идет без акцентов, это смотрится смазанно. Ты сидишь, смотришь и думаешь: «А где кульминация, где тот момент, на который нужно посмотреть именно сейчас?  В какой момент нужно понять что сделал герой в такой-то сценке?» На эти вопросы должны отвечать акценты!

Ну, и главная задача сценки – максимально точно показать каноничность персонажа и  максимально универсально показать фандом для зрителей, которые не знают эту вселенную. Хотя есть и те, кто делает локальные мемы.

Разные постановки бывают, потому что люди разные, и они по-разному все видят. У каждого свое мнение.

 
«ХОББИ, КОТОРОЕ ПОДАРИЛО ДРУЗЕЙ» 

19 марта будет проходить ивент японской культуры и литературы «JAPFAN». Это один из проектов, созданных специально для косплееров и любителей восточной культуры.

– Почему стоит посетить ивент 19 марта?

– Стоит посетить данное мероприятие, чтобы немножко приобщиться к современной визуальной культуре, узнать молодежь с другой стороны, а не только как людей, у которых, может, там не все в порядке с головой. Ивент посвящен культуре дальнего востока, в частности — Японии, японской литературе, культуре и традициям. Поэтому помимо дефиле косплееров будет и другой контент, который соответствует этой тематике. Вообще, тематика ивента просто привязана к наступлению весны. А так да, кому интересно посмотреть на современную молодежь и повариться в этой тусовке – тот придет. У меня тут недавно даже преподаватель ПГНИУ билет купила.

– Косплей-сообщество Перми – это очень смешная ситуация, которая родилась буквально случайно.

На какой-то момент, когда была «корона» и сдача ЕГЭ, я просто ушел из косплея, закинул это хобби. «Все, я этим больше не буду заниматься, я в универ поступаю, какое там творчество!» – думал я когда-то.

Потом понимаю, что в связи с коронавирусом отменяют ожидаемый «Panicomix». Этот фестиваль очень много мне дал, благодаря ему я шагнул вперед, у меня есть какое-то место в обществе. Отмена фестиваля была для ударом, потому что я очень люблю эту атмосферу, я очень люблю, как он проводится, организация на высшем уровне, к нам в Пермь приезжают люди с разных городов, это ну очень классный фестиваль, и я советую его посетить.

Ну, «Panicomix» отменили, мы решили свое организовать. Начали с фотосессии и тусы в интересном месте.

Мы создали группу в ВК, сделали лого. Потом начались акции. Начали в ТРК «Семье». Потом в «Семь пятниц», но там нас уже пригласили. Потом еще был «Panicomix», там тоже разрекламировались. Нас присмотрела себе библиотека Пушкина. Мы им понравились. Потом нас приглашали на открытие библиотеки, которая находится на Вышке. Туда глава Перми приезжал. Там все такое культурное было, и нас пригласили там побыть как «ярких личностей». В общем-то, мы всем понравилось. То есть у людей поменялось это мышление. То есть, как только косплей начал становиться частью классической культуры.

Косплей-сообщество в Перми зародилось 29 августа 2021 года как комьюнити, ужеотвели более 10 разного формата мероприятий. Буквально за год мы вот так вот продвинулись. Я иногда смотрю на это и думаю: неужели?..

– Сколько человек в команде организаторов?

– Изначально я работал один. Мне было очень-очень трудно. Потом я начал подключать людей, с которыми, как мне показалось, я бы смог сработаться, и мне не показалось –  я сейчас с ними и работаю.

У каждого есть свои негласные обязанности, и друг к другу мы не лезем. На мне, например, лежит техническая шняга. Это – сайт, оформление заявок, ответы на вопросы, продажа электронных билетов. Я отвечаю за кодировку, чтобы билеты не передавались, не подделывались. И отвечаю за правила на фестивале и  за общую безопасность.

– Ты говорил, что работаешь с заявками. Как ты их оцениваешь?

– Если человек адекватно заполняет заявку, то он адекватный. 100% работает. Если человек не понимает, как заполнять заявку даже с подсказками, то все, на сцене будет кринж.

– А как можно заполнить заявку «неадекватно»?

– Неадекватно – грубо сказано. Там есть, например, раздел «Изображение» и в нем подсказка: «Загрузите изображение персонажа». Человек загружает изображение фона.

У меня есть негласное правило: если заявка максимально заполнена и заполнена верно, то это 100% пройденная в программу личность. Если заказанный, местами недоработанный костюм, но если фонограмма есть, все идеально заполнено, в программу точно берем.

– У вас есть лидер?

– Негласное распределение обязанностей. Как такого лидера нет. Анархия!

Круэлла – Levian. Макима из  «Человек Бензопила» — mia.vvey. Федор Достоевский из «Великий из бродячих псов» – Huskell. Фото из личного архива

– Для тебя косплей-сообщество – это единомышленники или друзья?

– Косплей – это хобби, которое подарило мне друзей. Это не просто какие-то единомышленники, это действительно люди, с которыми ты общаешься не только потому, что вы что-то делаете вместе, а просто ходите друг к другу в гости начинаете обсуждать разные темы. Реально много что дало. Очень много друзей, знакомых.


«КАКОЙ СМЫСЛ РЕАГИРОВАТЬ НА НЕГАТИВ?»

– В ноябре прошлого года начал вести группу в ВК. Почему тогда?

– У меня  уже был канал в Телеграме, но туда я пишу свои мысли только для очень близкого круга. Площадка «Нельзяграм» закрылась, там не особо много людей осталось. Я решил, что группа в ВК будет удобной платформой для размещения.

Хотелось куда-то вымещать свое творчество. Будем честными, когда ты занимаешься творчеством, ты все равно хочешь какую-то отдачу. Вот ЛЮБОЕ творчество, сколько бы там люди ни говорили, что они «только для себя» делают. Не существует понятия «творчество для себя». Ты все равно что-то делаешь, чтобы показать кому-то. И все равно ты когда-то это кому-то покажешь. Даже если сначала не планируешь. Это 100 %.

Фото из личного архива

– Как относишься к негативу?

– Бывали у меня случаи негативных комментариев – безосновательных, я бы сказал. Я просто закрываю глаза на это. Какой смысл реагировать на негатив? Даже если отзыв негативный – это значит, что обратили внимание. Ну, факт.

– В твоей жизни были сталкеры?

– Я просто скажу, что были. Это не очень приятная ситуация, когда, допустим, буквально пишут о том, что мы знаем, где ты живешь. Спрашиваешь: «Ну и че, где?» Они сказать адрес не могут, и все, на этом точка! – Арлекин, хихикая, разводит руками. Смотрит не на меня, смотрит в стол. Говорит серьезно: – Это довольно неприятные истории, я не очень о них заикаюсь.

– В подробности лезть не будем. Но скажи, как справляться со стрессом в такой ситуации? Может, у тебя есть какой-то совет для людей, которые с этим тоже сталкиваются?

– Я думаю, на это никак нельзя реагировать. Люди, что бы они ни делали, они ВСЕГДА делают это для того, чтобы получить обратную реакцию от людей, то есть это психология. Они хотят эту реакцию, они хотят получить ответ: «Откуда ты знаешь???» Чтобы этого они этого не получали, нужно просто игнорировать либо начинать троллить их в ответ.

У меня была такая ситуация, когда мне писали угрозы, а я в ответ – «И я тебе так же!» В этот момент человек понимает, что все, шутка не удалась, он не может ничего сделать.

В такие моменты, я понимаю, не стрессоустойчивые люди начинают бояться. У них возникает паническая атака, которая приводит к тому, что они загоняются, начинают сидеть дома. Разные люди бывают. Итог такого стресса – они творчеством больше не занимаются, меняют номер телефона, страницу, все меняют. Чтобы такого не происходило, нужно никак не реагировать.

Ну, даже если человек знает адрес, ну что он сделает? Ну, по сути, если логически подумать, что он сделает? Ну, подойдет на улице где-нибудь. Вообще узнать по лицу человека, который снял косплей, довольно трудно.

Троллим ребята. Просто троллим.

 – Как ты соотносишь обычную жизнь и косплей? Как удается все успевать?

– Никак! – Арлекин смеется, но в глазах видны боль и сожаления о том, что в сутках всего 24 часа. –  Это действительно очень сложно, потому что подготовка занимает месяцы, а с учетом учебы, долгов по учебе это unreal трудно. Главное – рационально распределять свое время. Так и живу. Так и все косплееры живут.

– На стене в ВК ты написал: «Чорт почему я не писатель». Ты не думал стать писателем?

– Нет. На самом деле это не моя стезя. Мой слог, моя речь больше подходит для объяснения какой-то информации. Я столько раз уже сталкивался с людьми, которые не умеют писать какую-то инфу для людей. У них настолько сложный слог, что сложно воспринимать. А у меня слог довольно простой, он подходит для того, чтобы писать самую обычную информацию – те же посты в ВК. Люди понимают, что я написал. С первого чтения.

А на писательство меня не тянуло.

– А что насчет постановочной театральной деятельности?

– Мне хватает всего того, что я демонстрирую на фестивалях. Хватает довольно-таки сполна.

– И последний вопрос. Кем ты видишь себя в будущем?

– Преподавателем. В универе. Все, что я могу сказать.

Я уже ранее говорил, у меня слог такой – уметь четко подавать информацию, грамотно ее формулировать. Люди меня понимают, у меня есть харизма или умение находить подход. Так объяснять инфу, чтоб люди правильно понимали.

Пока вижу так – а там как жизнь решит.

Организовывать какие-то фестивали – второстепенная деятельность, которой не надо заниматься как основной работой, я считаю. Есть работа. Есть хобби. Хобби помогает отвлечься от работы, чтобы не выгорать. А работа помогает делать это хобби. Инь и янь. И это должны быть абсолютно разные вещи.

Источник главного фото – личный архив.