«Как Коса?» — «Стоит ещё»: прогулка по селу на севере Пермского края – ПиПермь

«Как Коса?» — «Стоит ещё»: прогулка по селу на севере Пермского края

Чуть больше года назад я впервые в своей жизни задержался в большом городе дольше, чем на две-три недели. Если быть точнее, я окончательно переехал. Но меня все ещё так и тянет на север Пермского края. Если быть точнее, на свою родину, в Коми-Пермяцкий округ. 

Выцепив свободные выходные, я решил скататься домой. В промежутке между днём и вечером я сел на автобус, единственный способ добраться до родной Косы. Ехать немало: шесть часов с хвостиком. С пожухшего автовокзала, чихая и прихрамывая на левое переднее колесо, вышел мой автобус и позволил мне в последний раз насладиться видами самого центра Перми. Перед глазами мелькают названия близлежащих Краснокамска, Нытвы, Шерьи… Я беспробудно уснул. 

Очнулся уже в Косе. Водитель, кажется, у самого носа раз пять сказал: «Конечная, выходим». Я встрепенулся, огляделся и испугался: проехал свою остановку. Вышел на улицу, меня резко обдало морозным воздухом. Теперь ещё полчаса идти домой. Заодно прогуляюсь. 

Первый снег уже примялся к земле, разрешая ей дышать лишь в нехоженых местах. Первые заморозки накрепко схватили осенние лужи. Моя легкая куртка мне никак не поможет.  

Первое, что я увидел, — толпу подростков у входа в единственную на село «Пятёрочку». Они что-то бурно обсуждали с матом, насилу перекрикивая рёв колонки. До закрытия магазина час с небольшим. 

Минуя этот балаган, я увидел её — старинную Свято-Николаевскую церковь. Когда-то в моем детстве она выглядела, как растрёпанная и изведённая домашними проблемами мать: часть здания разрушена, из-под одежды проглядывают голые кирпичи. Позже, отчасти силами прихожан, её удалось отреставрировать. Она расцвела и помолодела, даже изредка заулыбалась. Я вспомнил, как, будучи маленьким, сам забрасывал лишнюю монетку со сдачи в коробку для пожертвований. Почувствовал себя частью чего-то большего. 

Прямо напротив церкви стоит, завистливо поглядывая на неё, Дом детского творчества, на треть ушедший в землю. Около полутораста лет назад он принадлежал богатому купцу Д.Ф. Быкову. Но сейчас служит селу кузницей талантов. Пока я был младшеклассником, я там учился рисованию и вышиванию, но выплавить из меня художника не получилось. Сейчас здание выглядит не очень: оно обшарпанное и тусклое, в крыльце явно холодно. Зато на калитке висит, оторвавшись одним краем, листок с QR-кодом и предложением посетить группу учреждения в соцсети. 

Решил свернуть налево от центральной улицы и выйти на свою, а там доберусь по-прямой. Из мягко освещенного центра я вхожу в плотный и утрамбованный сумрак околицы, который проглотил меня в секунду. Чтобы было не так страшно, я осветил телефоном три шага вперед. 

Где-то по левую руку есть ещё одно здание, которое я могу детально представить по памяти. Здесь размещаются начальные классы нашей школы, где я провёл первые четыре года школьной жизни. Оно хорошо сохранилось и посейчас, хотя возводили её в самом начале прошлого века. Ещё бы, есть байка, что двери в ней настолько крепкие, что их не меняли с момента постройки. Хотя, как помню, изнутри эти двери я ни разу не видел. Видимо, они ведут прямо в стену. Школа стоит тоже напротив церкви, но с другой стороны, и смотрит на неё совсем иначе, с каким-то подобострастием.  

Ну вот, только я нырнул за угол на свою улицу, как тут же меня угрожающе окликнула бесхозная собака. Одна из многих. Даже удивительно, что она слоняется здесь без своей стаи, как обычно. Выключил фонарик на телефоне и пошёл дальше на ощупь. Собака вроде бы отвязалась. 

Идти ещё с полкилометра, а я уже озяб, в кроссовках и с поднятым воротником по снежным сугробам. На дороге передо мной возникло пятно противно-жёлтого света в форме окна, я повернулся к источнику. В доме пируют, вовсю играет телевизор, на столе рюмки и бутылки. С тёмной улицы легко рассмотреть освещённую комнату. Не сразу заметил, как строго из темноты на меня глядит окурок. Вокруг него вырисовывается мужик. Он вяло стоит и переваливается с ноги на ногу. Слышу по-коми: «Чё пялишься?!» Я отвернулся и пошёл дальше. 

До дома осталось немного. Я совсем продрог. К шапке налип снег. Я вдруг подумал, что всё здесь осталось прежним. Я видел всё это и пять, и десять, и пятнадцать лет назад, разве что с другого ракурса, пониже. Впереди поперек моего пути проплыла фигура, потом развернулась и встала прямо напротив. Оказалось, знакомый, который всё ещё учится в школе. Я протянул руку и спросил: «Как Коса?». Он ответил: «Стоит ещё». 

Подойдя к дому, я вдохнул последний на сегодня глоток морозного воздуха, распахнул дверь и увидел бабушку, уснувшую перед телевизором с вязальными спицами в руках. Завтра поболтаем. 

Источник главного фото: личный архив Светланы Сизовой, жительницы села Коса