Как живут собаки в приюте «Доброе сердце»? Читайте интервью со старшим волонтёром – ПиПермь

Как живут собаки в приюте «Доброе сердце»? Читайте интервью со старшим волонтёром

В пермском приюте «Доброе сердце» на данный момент находятся 390 собак. Что происходит с судьбой животных в этом центре? Как собаки туда попадают? Об этом рассказала член правления Общества защиты животных (ОЗЖ) и старший волонтёр Лариса Лосева. Она провела для нас экскурсию по территории приюта, площадь которой составляет 800 кв. метров. Волонтёр показала и подробно рассказала, в каких условиях живут собаки, почему важны волонтеры и как взять питомца домой. 

*** 

Дорога до приюта от Индустриального района и близь лежащих займёт не больше получаса.  До места назначения вела городская трасса, хорошо асфальтированная. Найти комплекс достаточно просто за счёт серого, протяженностью в несколько десятков метров, забора. На нём висит голубоватый баннер с надписью «Доброе сердце» и все контактные данные приюта. На территории приюта стоит множество вольеров для содержания и выгула собак. Около входа расположился небольшой продолговатый контейнер, который является местом для социализации и реабилитации животных. Чуть глубже стоят просторные домики с тёплыми помещениями в виде деревянных будок. 

Большинство животных расселены по вольерам. В среднем в каждом живёт по две собаки. На каждом вольере расположены таблички с именами животных и их данными. Также там указана информация об их опекунах (кураторах)*. Но, к сожалению, у половины животных нет кураторов. 

* Опекун или куратор — это человек, который регулярно навещают собаку, за которую ответственен, выгуливает её, помогает ей финансово, возит её в больницы, водит на фотосессии и «пиарят» её, чтобы собаку заметили будущие хозяева. 

При виде незнакомых людей или волонтёров животные начинают прыгать и громко приветствовать новых посетителей. Когда человек подходит ближе, собаки с хвостами-колечками громко лают и просовывают сырые носы сквозь прутья. Глазами изучают посетителей сегодняшнего дня. 

*** 

Источник фото: личный архив автора

— Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея создания приюта? 

— Сначала приют находился на территории сельхозинститута. Там создателям приюта разрешили построить барак, где они размещали собак. Когда животных стало больше шестидесяти, это переросло допустимые мерки, и организаторы вышли к администрации города с просьбой выделить землю под приют. Им передали землю в Индустриальном районе около ипподрома. Он просуществовал там более десяти лет. Но собаки начали «мешать» Лукойлу после начала строительства «Нефтяника». Тогда советник представителя Президента ПАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, Жуков Владимир Юрьевич, предложил обмен: он покупает землю, строит приют, а мы покидаем площадку, которую дали в аренду городские власти. На 10 миллионов «Лукойл», забетонировал площадки, построил вольеры, провёл воду и свет. Но больше Лукойл нам не помогает. Многие люди думают, что наш приют существует благодаря пожертвованию именно Лукойла. Но с момента переезда они никак не контактировали с нами. Приют существует уже 22 года благодаря неравнодушным людям и добровольным пожертвованиям. Сейчас основную работу выполняют член правления ОЗЖ и старший волонтер Лариса Лосева и председатель ОЗЖ «Доброе сердце» Марина Панкова. 

— С какими трудностями, помимо территориальных, вы сталкивались? 

— Самое серьёзное испытание для любого приюта — это привлечение финансов и волонтёрской помощи. Плюс отдалённость приюта из-за переселения. Люди сюда просто не доезжают. Но благодаря развитию в социальных сетях мы смогли добиться такого результата, который имеем сейчас. То есть за счёт добровольных пожертвований мы закрываем все потребности приюта. И подсказываем людям, как до нас проще добраться. 

— Есть ли у вас какие-то проекты, которые помогают приюту? 

— Да, у нас есть благотворительный проект «История Марты». Его придумали волонтёры нашего приюта. Они создают авторские рисунки на посуде и продают её. Этим мы закрываем коммунальные услуги и зарплату сотрудников. Ещё есть два очень серьёзных проекта. Первый — «Добрая опека». Это когда семьи берут на опеку целыми вольерами собак, приезжают и ухаживают за ними. И второй — «Воспитание добротой». Этот проект направлен на детей. Он помогает развить у детей гуманное обращение к животным. Обычно приезжает группа детей, им проводят экскурсию. Потом они гуляют с собаками, выполняют какую-то работу, например, режут хлеб или разносят овощи. Да и вообще люди могут просто приезжать, гулять с собаками, помогать нам искать им новый дом. 

— По какой причине чаще всего собаки попадают к вам? 

— На первом месте — это смерть хозяина, и его родственники не готовы взять на себя ответственность за собаку. Второе — это когда люди не осознают, что в собаку придется вкладывать время и финансы. Человек просто не готов к тому, что у него собака, и она становится не нужна. Третье — есть целая группа собак, так называемые «опекаемые». Это собаки, которых спасли от людей, угрожающих им расправой, брошенные животные или отравленные. Человек отдает в приют собаку, но не бросает ее, а помогает, продолжает ездить и гулять с ней, размещает о ней информацию.    

Источник фото: личный архив автора

— Как часто к вам попадают собаки? 

— Существует сезонность. Чаще всего отдают осенью. Огромное количество собак, вплоть до 20 звонков в день: «Заберите собаку!». Мы принимаем собак столько, сколько выдаем. К сожалению, больше принять не можем. Сейчас в приюте 400 мест, и все они заняты, даже в карантине. Осенью принимаем в месяц по 10 собак. Зимой можем принять больше 10 только в сильные холода. Собака переносит холод около семи дней. Пока собака может бегать, она может выжить. Поэтому мы всегда просим запускать собак в подъезд. Там она может согреться, поспать, а если её еще и накормят, она может прожить еще какое-то время на холоде. Если у неё не будет этой возможности, она просто устанет, ляжет и умрёт. 

— Как ваши собаки выживают в морозы –40? 

— Все будки, которые стоят на территории, сделаны нами. И без них собакам невозможно выжить. Скоро там будет насыпана солома. Там будет очень тепло, как в бане. Еще повесим шторки, и ветер не будет задувать. Я помогаю собакам уже 14 лет, и на моей памяти не погибла от холода ни одна собака. Хуже они переносят жару. Каждое лето мы теряем собак от перегрева. 

— Как вы им помогаете в жару? 

— Стараемся затенять и завешиваем вольеры тряпками. Целый день ходим и поливаем собак. Всегда проверяем, есть ли вода в ваннах и в питьевых вёдрах. 

*** 

На территории есть складские помещения, в которых хранятся тряпки, фанеры, сено. Именно эти вещи помогают собакам греться зимой и спасаться от солнцепёка летом. Также на территории приюта есть собственный центр здоровья, где есть возможность лечить собак и даже делать им операции. Есть и своё помещение для карантинной зоны. Когда собака приезжает, ее сразу отправляют туда, чтобы ее микрофлора не нанесла вред другим животным.  

*** 

— Каким животным, по вашему мнению, тяжелее найти второй дом? 

— Самые трудно-пристраиваемые собаки — это собаки с низкой социализацией. Также неохотно берут старых и больных собак. А ещё тех, которые доверяют людям избирательно. Некоторые питомцы зациклены только на своем кураторе и боятся окружающего мира. У нас есть кинологи, которые помогают с этим. Но всё равно люди в основном хотят «готовый продукт», чтобы собака была красивая, чтобы была похожа на какую-то породу, и чтобы была воспитана. 

— Как часто возвращают собак? 

— На двадцать выдач одну собаку возвращают. Бывает, что отдают через несколько лет. Например, поменялись условия жизни, и возвращают. Есть разные случаи: люди переехали за границу и им не показалось проблематичным взять с собой свою собаку. А есть те, кто на соседнюю улицу переехали и собаку бросили. Разные ситуации и люди бывают. 

*** 

Волонтер во время прогулки поделилась историей. Около входа в вольере сидел массивный пёс Сёма чёрно-белого окраса. Кто бы мог подумать, что пару лет назад он мог умереть в приюте или остаться инвалидом без задних лап. Тот факт, что пёс не встает, заметил его куратор, который помогал приюту и был в опеке над собакой. Сразу повезли в клинику. Оказалась защемлена грыжа. Операция прошла успешно. Как правило, больных животных усыпляют, потому что с ними тяжело, им нужен постоянный уход, но здесь всё закончилось хорошо. Эта история показала важность опеки над собакой. Несмотря на то, что сотрудников и волонтёров много, это не даёт гарантию того, что больную собаку заметят вовремя. Если бы к ней кто-то ходил регулярно, хотя бы раз в неделю, это могло бы снизить риски смерти животного. 

Также есть история другой собаки. Хозяева прищемили ей хвост, и его пришлось отрезать, сшивать разные ткани. Чуть позднее животное начало неконтролируемо ходить в туалет. Врачи сказали, что ей нужны памперсы и специальный медицинский уход. Хозяева отдали её в приют. 

*** 

Источник фото: личный архив автора

— Давайте погорим об условиях содержания собак. Чем кормят животных, и кто за ними убирает? 

— У нас очень хорошая команда сотрудников, которые горят своим делом и любят его. Наши сотрудники знают всех по именам, привычки и особенности. Есть даже те, кто готов кормить собак с рук. Как вы могли увидеть, собаки живут у нас везде: в раздевалках, на кухнях. Никто никогда их не гонит и с теплотой к ним относятся. Что касается содержания: у нас 25 уличных вольеров, но теплых помещений практически нет, только если карантин. Готовим каши и кормим два раза в день. Есть собаки с особенностями, им мы даем специальный корм. 

*** 

Как и говорилось ранее на территории приюта много небольших помещений, где хранятся вещи для собак: пелёнки, матрасы, медикаменты. Всё это привозят небезразличные люди. Также в приюте есть помещения, которые созданы из больших контейнеров. Там живут старые собаки, которые уже не могут себя согревать и не способны перенести холод. В центре стоит большая уже обуглившаяся печь. Там сотрудники сжигают испорченные вещи. Там же стоят мешки с экскрементами. Запах несильный, и все вольеры выглядят чистыми. Около входа и по территории лежат поддоны, видимо, для будок или других построек. 

*** 

— Как проходит адаптация собак? 

— Как только собака приезжает, пару дней живет в карантине до стерилизации. По прибытию сразу капаем капли на холку от блох и других паразитов. Потом собаку вакцинируют. Через 10 дней опять обработка. И когда у собаки заканчивается послеоперационный периода (стерилизация), собака высаживается в вольер. Для начала в двухместный к спокойной собаке. Если там она ведёт себя не агрессивно, она в перспективе может переехать в четырехместный. Они больше по размерам, там им комфортнее. 

— Есть ли у вас в штате ветеринары? 

— Да, у нас есть ветеринары, которые проводят лечение. У них есть свой график, есть журналы и записи всех собак, где расписано лечение для питомцев. Каждый день большое количество таблеток, инъекций, обработок собаки получают по назначению ветеринаров. Мы справляемся сами. Иногда за помощью обращаемся в городские ветеринарные клиники. 

— Нуждаетесь ли волонтерах? 

— Всегда нуждаемся. Из 390 собак только половина опекаемые. Чем больше людей, тем больше собаки социализируются и имеют возможность общаться или даже найти свой второй дом. Животным важно общаться с людьми, проводить с ними время. Они должны понимать, что человек — не всегда зло. 

*** 

В субботний день волонтеров и людей, которые просто приехали помочь, было много. Дверной звонок раздавался раз в полчаса, а сумки с припасами у дверей увеличивались в количестве. Кто-то заходил, ставил пакеты и уходил. Кто-то приходил просто погулять с собаками, возможно даже забрать домой. Кураторы приходили за собаками и по очереди их выгуливали. Лай стоял звенящий. В глазах животных будто бы читалось: «Возьми меня тоже погулять, пожалуйста».  

*** 

— Есть ли истории собак, которые тронули за живое? 

— У каждой собаки своя история. У многих тяжелые судьбы. Например, Петровский Рыжик. Всю жизнь прожил в Петровке. Там его сбила машина. Он получил черепно-мозговую травму, после которой стал инвалидом. В условиях улицы он жить не смог, и нас попросили его принять. Рыжик очень любит определенных сотрудников и их узнает. Есть еще Зефир. Дурак Зефир (смеется). Его с сестрой привязали к забору приюта. Он очень красивым был, а сука горбатая, вислоухая. Подумали, что кобеля сразу пристроим, но оказалось наоборот. Сестру забрали через пару дней. Выросла она черной, крупной, умной собакой. А он заболел. Стал лысым, похудел. Соответственно, никто его не забрал, к сожалению.  

— Вы курируете собак, которых отдали? 

— Конечно, следим. У нас идёт отслеживание молодняка по факту обращения за кастрацией и стерилизацией. Всё это проводится бесплатно. У нас все журналы в электронном виде, и там строкой высвечивается, если собака не прошла лечение до конца. После выдачи обзваниваем спустя неделю, потом через три и после раз в год. Это при условии, что люди не отписываются сами. Многие наоборот — пишут в сообщество во ВКонтакте, рассказывают свои истории и присылают фотографии. Также мы оставляем за собой право не выдавать собак. Бывает, нам пишут плохие отзывы за отказ. Возрастным людям выдаем только при условии, что их родственники поручатся за собаку после их смерти. 

— Что нужно знать человеку, который хочет забрать животное к себе? 

— Помимо того, что завести собаку — это большая радость, это и огромная ответственность. То есть собаку, которую они хотят взять, нужно будет содержать и иметь на неё время. Человек должен понимать, что собака не обязана быть благодарной, послушной. Он должен быть готов, что её нужно воспитывать и любить. 

*** 

Мы проходили мимо рядов с собаками, и чем глубже уходили от входа, тем понятнее становился мир приюта. В укромном уголке рядом с кухней находятся небольшого размера вольеры для щенков. А собаки, которые бегают без привязи, — это старые либо больные, которые никак не могут навредить пришедшему в гости человеку. Собак, которые по всему периметру в отдельных будках сидят на цепи, готовят к тому, что они будут охранять дом. Волонтер упомянула, что цепь не доставляет собаке дискомфорта, если ее кормят, если у неё есть своя будка и если её регулярно выгуливают. 

Важно, что на территории приюта стоят камеры, которые помогают сотрудникам следить за собаками в их отсутствие. В самом центре территории приюта располагались большие вольеры для «молодежи». Собак-подростков обычно садят в крупные помещения, чтобы они могли бегать и играть друг с другом. Уходя глубже, уже стояли двухместные вольеры, куда сажают после карантинного блока и проверяют на социализацию собаку. 

Когда в конце приюта мы наткнулись на последний ряд, и мысли не было, что у этих собак, скорее всего, нет шансов уехать домой. Именно там находятся собаки с травмами от человеческой жестокости или дикие собаки, которых выкинули. Они не понимают, что жить на воле — нормально. Не понимают, что не все люди — враги. Многие из последнего ряда навсегда остаются в приюте и, не видя ничего, кроме серого забора, умирают.  

*** 

Источник фото: личный архив автора

— Возможно ли стать волонтёром при приюте? Могут ли люди, которые прочитают этот текст, как-то помочь материально? 

— Конечно. В субботу у нас волонтёрский день. Любой человек может приехать и поучаствовать в жизни приюта. И, если человеку понравится, он может остаться здесь на постоянной основе. Что касается помощи: то, в чём мы нуждаемся, мы всегда пишем в социальных сетях. Также там есть реквизиты. 

— В любой день можно посетить приют? 

— Да, мы работаем ежедневно с 10:00-16:30. 

Источник фото: личный архив автора

Источник главного фото: группа во ВКонтакте приюта для собак «Доброе сердце», г. Пермь