Пермь. 25 сентября 2008 года. В здании бывшего Речного вокзала по инициативе сенатора Сергея Гордеева открылась выставка «Русское бедное». Ее куратором выступил галерист Марат Гельман. Этот проект дал импульс для открытия первого в России нестоличного Музея современного искусства. Это потом будет «Гараж» в Москве и «Эрарта» в Санкт-Петербурге. А сегодня Пермь стоит на пороге чего-то нового и революционного, но чего – пока непонятно.
За первый месяц экспозицию посетили более 35 тысяч пермяков и гостей города. Руинированное здание Речного вокзала вновь стало эпицентром скопления людей. Выставка и в правду была роскошной. Она иллюстрировала русское искусство как серьезную работу с социальной и национальной идентичностью. В экспозиции были представлены работы 36 российских художников, использующие самые простые, «бедные» материалы: картон, старые доски, резину, железо и т.д.
Громкий успех этого проекта не остался незамеченным. Вскоре под патронажем губернатора Пермского края Олега Чиркунова было принято решение открыть Музей современного искусства PERMM.
Что было до PERMM
Правда такова: до появления PERMM художникам без профессионального образования рассчитывать на признание в Перми не приходилось. Это сейчас у них берут интервью, организуют выставки их работ, а тогда – всерьез их никто не воспринимал.
В Перми начала 2000-х годов многие художники были неместными. Для того чтобы выжить в чужом городе они объединялись в коммуны, где под крышей одного барака ютились представители самых разных творческих направлений. Прежде для них никаких выставок не устраивали. Иногда, правда, они что-то творили и развешивали это там, где позволялось, например, в библиотеках.
Для того, чтобы получить мастерскую, требовалось обратиться в Союз художников, но те ставили условия: наличие художественного образования и несколько индивидуальных и совместных выставок. Конечно, особо одаренным выделяли эти самые мастерские, то есть подвальные помещения где-нибудь в районе Цирка, которые художники собственноручно облагораживали.
Главным творческим событием тех лет была художественная выставка «АРТ-Пермь». Впервые она была проведена в 1999 году, когда изголодавшиеся по выставочной жизни пермские художники принесли на нее все, что только могли. В результате весь выставочный павильон был завешан картинами. Это был настоящий художественный праздник.
С приходом в Пермь «гельмановского» движения для непризнанных художников появилась немыслимая прежде возможность превратить хобби в профессиональную деятельность.
Культурная революция
Параллельно с запуском PERMM был разработан проект всем известной «культурной революции». Его целью было снижение оттока населения из города и создание новых рабочих мест в секторе культуры и искусства.
Во время «культурной революции» в Перми проводились яркие фестивали, как, например, «Живая Пермь» и «Белые ночи». Их организаторам удавалось имитировать столичную жизнь: в городе не было ни дня без концертов, выставок или перформансов. Были разработаны программы «Пермской арт-резиденции», созданы арт-объекты, а в рамках проекта «Длинные истории» унылые деревянные и бетонные городские заборы были расписаны художниками всего мира.
Кроме того был открыт Пермский центр развития дизайна, которым руководил Артемий Лебедев. В ходе его деятельности были разработаны новые остановки общественного транспорта, шрифт Permian и навигация для города.
В конце 2009 года на базе малого зала в структуре Театра-Театра под руководством Эдуарда Боякова открылся театр настоящего времени «СценаМолот». Через год его руководством был организован международный фестиваль театра и кино «Текстура».
В 2011 году на должность художественного руководителя Театра оперы и балета был приглашен Теодор Курентзис. Было ощущение, что это начало грандиозного и долгого пути. К сожалению, путь оказался недолгим.
Конец эпохи
В апреле 2012 года подал в отставку Олег Чиркунов – главный гарант «культурной революции». В июне 2013-го года в связи со скандальной выставкой красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014» Марат Гельман был уволен с поста директора PERMM. Где-то между этими двумя событиями завершилась и «культурная революция».
Осенью 2018 года в Пермской художественной галерее был представлен результат ее совместной работы с PERMM – выставка «Авангард, которого не было». Она получила свое название в честь одноименной выставки 2011 года, проходившей в рамках фестиваля «Живая Пермь».
Экспозиция в Художественной галерее была посвящена неофициальному искусству 1960-2008 годов в Перми и давала представление о деятельности сообществ художников: «Народовольческая», «Кисловодская», «СемьЯ», «Одекал», «Нехудожники», арт-группа «Куб» и других.
Что осталось
Сегодня в Перми можно посетить PERMM – социально ориентированный музей современного искусства и интерактивную артплощадку для совместных действий художников, зрителей и кураторов.
За годы «культурной революции» в Перми активизировалась неформальная арт-жизнь и художники без образования смогли открыто высказаться. Через эти неформальные объединения прошли многие представители сегодняшней региональной элиты, общественные и творческие деятели, ученые и художники.
Кажется, в Перми еще долго будут вспоминать этот короткий и неоднозначный период. Период, когда Пермь отчаянно пыталась стать культурной столицей, но у нее не получилось.
Источник изображений Welcome! Sochi 2014: echo.msk.ru