Весной — деньги, осенью — стулья. Как пермский концертный бизнес переживает карантин? – ПиПермь

Весной — деньги, осенью — стулья. Как пермский концертный бизнес переживает карантин?

В связи с эпидемией коронавируса в Перми запрещены массовые мероприятия. Аналогичная ситуация и в других городах. Большая часть концертов не отменяется, а переносится на лето/осень, что тут же сказывается на индустрии в целом.

Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, «из-за коронавируса граждане не смогли посетить мероприятия, на которые уже купили билеты. Организаторы должны предложить им какую-то альтернативу: например, пригласить на другое мероприятие после того, как страна снова начнет жить в нормальном ритме, либо вернуть средства, если человека не устроит этот вариант». 

Мы поговорили с организаторами пермских концертов и узнали, что они думают по этому поводу.

Дэвид Шелтер, концертный директор бара panopticum и пермского агентства «Рассвет», обеспокоен ситуацией, но старается сохранять оптимизм:

— Режим самоизоляции перевернул наш мир. Теперь все адаптируются к условиям новой, «онлайн» жизни. Россия до карантина и после — это две разных страны. Экономика переживает кризис, интернет развивается невероятными темпами, а те, кто был далек от него, — становятся заложниками ситуации и просто оказываются «выброшены за борт».

Правда в том, что почти все концерты перенеслись на осень. Это не очень хорошо по разным причинам: на осень уже давно забронированы многие даты, и, если такое количество артистов «едет» разом, возможна ситуация, при которой получится «просадка» в посетителях, и на концертах просто будет мало людей.

Проданные билеты на концерт — это такой финансовый актив для организаторов, и он рассчитывается заранее. Если ты просто организатор концерта, ты заранее оплатил билеты, перелеты или проезд артисту, запустил рекламную компанию, опять-таки потратил деньги, может быть, дизайнеру еще заплатил некоторую сумму — внес, допустим, 50% гонорара какого-то артиста. То есть в любом случае все вложились.    

Что касается меня, то я не брал большие концерты на большие площадки, только сдавал в аренду площадки под большие концерты. Я, видимо, чувствовал и не рисковал, хотя было желание и была возможность «взять» («привести» — прим. ред.) больших артистов. Большинство организаторов вложили свои деньги, и большинство артистов и их менеджеров тоже, но обратно их не получили, соответственно, сейчас они на нуле или в минусе, то есть они оказались заложниками данной ситуации. До осени как им жить — совершенно не понятно, но так как я занимаюсь не только концертами, мне чуть проще. Я управляю площадкой и, помимо этого, сотрудничаю с баром. У нас сейчас работает доставка, так что я могу перебиваться это время и на каких-то своих других заработках.

Представитель другого пермского концертного агентства GOLD STAR MEDIA Илюха Хипхоп в своем телеграм-канале «Гримерка» просит посетителей концерта не создавать панику и не торопиться возвращать билеты:

— Сейчас концерты один за другим переносятся на лето/осень, а в крайнем случае и вовсе отменяются. Мне самому лично пришлось переносить несколько своих мероприятий на поздние даты. Представьте, что работнику в конце месяца вместо зарплаты, на которую он рассчитывал, выписывают штраф, и он остается еще и должником.

Большинство артистов не возвращают предоплату из-за форс-мажоров. Не стоит сразу обвинять артиста в жадности — у него тоже есть свои расходы. Не завидую тем, кто нынче занимался привозом западных артистов, потому что курс доллара и евро неслабо вырос, а, значит, и убытки увеличились. Деньги за аренду площадки, скорее всего, тоже никто не вернет. Максимум, на что может рассчитывать организатор, — это взаимозачет этих денег на следующую дату. И расходы на рекламу никто не поможет вернуть. Насчет сдачи билетов тяжело делать прогнозы. Возможно, люди просто подождут новой даты, но кто-то наверняка сдаст билеты, а, значит, организатор должен выплатить полную стоимость билетов плюс потерять деньги на комиссиях билетных операторов (от 5 до 10%).

Перенос не так страшен, как отмена, но в некоторых случаях он не спасет организатора, а только оттянет время на выплаты и расчет убытков. Лично я думаю, что все будет «ок». Своим коллегам я могу только посочувствовать и пожелать скорейшего финансового восстановления.

Фото: концертное агентство «Рассвет»