А взамен ничего… К слову, о пригородной железной дороге

До июня 2023 года от нового транспортно-пересадочного узла Пермь II планируют запустить кольцевой трамвайный маршрут, который свяжет территории трех городских районов: Мотовилихинского, Ленинского, Дзержинского. Трамвайный маршрут должен заменить железную дорогу горнозаводского направления, которая тянется от Перми II до станции Мотовилиха. Но уже в этом году планируется убрать часть железнодорожной полосы, связывающую станции Перми II и Пермь I. Для начала разберёмся, нужна ли городу первая пермская железная дорога и удобным ли будет новый трамвайный маршрут для горожан.

Интернет-журналом «Звезда» с 23 февраля по 7 марта 2019 г был проведён опрос пассажиров электрички. Было опрошено 392 человека непосредственно в пригородных электропоездах, и 396 человек с помощью электронного опроса в сети Интернет.  92,6% опрошенных в электричках и 79% опрошенных в сети Интернет ответили, что постоянно ездят на электричках. 83,8% (69,1 % по данным интернет-опроса) регулярно пользуются пригородными электричками горнозаводского направления, а 59,7% и 43,4% пользуются электричками каждый день два раза.

«На электричке от Перми II до Камгэса или до Молодёжной я доезжаю примерно за 20-25 минут. На автобусах же у меня получается доехать только с двумя пересадками за час, в пробки за полтора часа. Это очень неудобно, тем более после занятий в университете, когда пары поздно заканчиваются. Я всегда стараюсь ездить на электричке», – говорит студентка первого курса магистратуры филологического факультета ПГНИУ Елена Жуланова.

Большинство респондентов опроса в электропоездах (58%), как и Елена, проживает в Орджоникидзевском районе. От Перми II до Молодёжной на электричке в среднем ехать 25 минут, на машине около 55 минут, на автобусе до полутора часов. Соответственно, электричка – это оптимальный вид транспорта для жителей отдалённых районов Перми и дачников. Но на вопрос «Что мешает пассажирам пользоваться услугами пригородных электричек чаще?» респонденты электронного опроса также в основном отмечают неудобное расписание электричек (58%), 21% опрошенных отметили отсутствие остановок общественного транспорта поблизости, ещё 8% считают уровень комфорта подвижного состава недостаточным. Важна оптимизация уже действующего транспорта. «Железную дорогу вдоль города необходимо развивать и преобразовывать её в наземное метро», – говорит пермский бизнесмен и политик Константин Окунев.

Дорожные изменения связаны с реновацией территории на пермской набережной в честь проекта «Пермь 300». Мнение о глобальном проекте высказал заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ, профессор Владимир Абашев: «Демонтаж железной дороги и, как следствие, преобразование набережной хороши для тех, кому идти от дома до этой территории максимум 15–20 минут, то есть для жителей старой Перми, для жителей центра. В данном случае не учитываются мнения жителей отдалённых районов Перми, которые ездят на электричках. Урбанизм (в рамках которого и было принято решение для реновации городского пространства) должен учитывать мнения всех групп населения».

В случае реализации проекта и постройки кольцевого трамвайного маршрута, увеличится удобство передвижения в отдалённые районы, за счёт сокращения пересадок, но по времени добираться от одного конца города до другого будет так же долго, как на автобусах. Маршрут планируется сделать от ТПУ Мотовилиха (та же станция Мотовилиха) – ул. 1905 года – ул. Уральская – Пермский государственный цирк – ул. Ленина – ул. Куйбышева – ул. Петропавловская – ТПУ Пермь II. От одной конечной станции до другой дорога будет занимать не меньше часа с учётом скорости трамвая и остановок.

Пятого ноября в электричке от станции Молодёжная до Пермь II, затем в Саду камней прошёл митинг за сохранение железной дороги между станциями Пермь II и Мотовилиха. Организаторы подготовили резолюцию митинга. Ее озвучил Константин Окунев. Продемонстрируем часть резолюции. «Для жителей Орджоникидзевского района, одного из самых отдаленных от центра, с населением более 120 тысяч человек, электрички являются альтернативой единственному автобусному маршруту, – говорит Окунев. – Закрывая железную дорогу, губернатор не предоставляет альтернативы. <…> Участок железной дороги от станции Пермь II до станции Пермь I хотят ликвидировать уже сейчас, в этом году. <…> Мы считаем, что до ликвидации железной дороги власть должна реализовать большинство своих обещаний по созданию новой транспортной схемы, чтобы не создавать серьезные проблемы для людей и производств». И действительно, почему же сначала убирают, а только потом строят? А в данном случае построят ли?