Бытует мнение, что проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению, неумение сотрудничать, слушать собеседника, излагать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны — перегрузка однообразным учебным материалом, несовершенство методов и форм организации учебного процесса, ограниченные возможности для самореализации и многое, многое другое.

Выпускница ПГНИУ, а ныне — учительница русского языка и литературы одной школы в Березниках, решила провести эксперимент: внедрила сингапурскую методику образования в свои уроки, посмотрела на результат и рассказала нам. А мы решили это опубликовать.
Что такое сингапурская методика?
Сингапурская модель обучения — это не просто сотрудничество, а целая система, революционизирующая подход к образованию. Она кардинально отличается от традиционной модели «учитель — ученик», где знания передаются в одном направлении. В основе сингапурской методики лежит глубокое понимание когнитивных процессов и принципов эффективного взаимодействия.
Основная форма работы в этой методике — командная. Такие формы работы способствуют развитию навыков группового общения и работы в коллективе.
Приемы сингапурской методики таковы: ученический коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса. А педагог в это время осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает, корректирует, помогает и направляет.
Традиционное обучение, как известно, основывается на принципе «учитель — ученик», проходит в виде лекции, за урок успевают ответить, как правило, два—три ученика. В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250.
Эффективность достигается методом управления
Рассмотрим конкретную технику сингапурской методики, направленную на эффективное управление классом — МЭНЕДЖ МЭТ. Суть методики заключается в распределении учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто — напротив, как оппонент. Для реализации этой структуры ученические столы расставлены следующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске; дети — партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу.

Сперва я не верила в «чудо» данной методики, но дети, которые раньше знали материал хуже, стали усваивать его легче. Они как будто стали тянуться и равняться на сильных. У них появилось желание выходить к доске и отвечать на вопросы учителя. Дети перестали бояться ошибиться в своих ответах. Методика дала им чувство уверенности в себе.
Методика дает хороший анализ пройденного материала. Я тиспользую ее, когда, например, провожу в классе работу над ошибками после контрольной работы. Очень помогает рассадка учеников сильный — слабый. Тем самым сильные «натаскивают» слабых в знании материала.
Сами же дети говорят, что уроки выглядят интереснее. Горят желанием приходить на них. У меня был (да и все еще есть) ученик, который за весь год обучения пришел ко мне на уроки суммарно раз шесть — лишь потому что нужно было закрывать академическую задолженность. Я долго каждый раз беседовала с ним по поводу его дальнейшего обучения, говорила, что необходимо развивать в себе коммуникативные навыки, налаживать общение в классе и повышать свою грамотность. Каждый раз получала резкие ответы.

Применив МЭНЕДЖ МЭТ, я увидела заинтересованность ребенка в русском языке. Большим результатом для него стало участие в олимпиаде — пусть он и набрал не так много баллов, чтобы пройти во второй тур. Я уже гордилась им и его смелостью.
СИ – ФИНК – УАНДЕ, или необычный взгляд на обычные явления
Я попробовала и другой метод – СИ – ФИНК – УАНДЕ. Это мыслительный прием, в котором обучающие в команде или индивидуально развивают навыки наблюдения и описания наблюдаемого.
Детям выдается раздражитель — звук, фотография или любой другой предмет. После этого учащимся предлагается внимательно его изучить и ответить на три главных вопроса: «Что ты видишь?», «Что ты об этом думаешь?» и «О чем это заставляет тебя задуматься?».
Опишу метод на примере — наблюдения пятиклассника на тему «Описание животного мира», для удобства оформлю данные в виде таблицы:
Что ты видишь? | Что ты об этом думаешь? | О чем заставляет тебя задуматься? |
На слайде учитель показал 3 животных из семейства кошачьих | Все 3 вида похожи друг на друга пятнами, их легко спутать | Мир уникален, природа создала особей, которые похожи друг на друга, но в то же время имеют отличительные черты |
В учебнике использована картина с А.А.Рылова «Домик с красной крышей» | Почему художник назвал картину «Домик с красной крыше», если дома на картине почти нет? | В основе картины лежит пейзаж красоты природы средней полосы России, а домик — это небольшой акцент среди зелени |
Этот метод, как можно заметить, развивает у детей навыки анализа и рассуждения. Я, например, часто использую его на уроках русского языка, чаще всего в параллели 5—6 классов, чтобы обучить детей написанию сочинения. На слайде я показываю картину или фотографию, предлагаю детям записать соответствующие ощущения в колонки. Далее мы приступаем к обсуждению. После чего дети по заранее отработанному шаблону начинают писать сочинение — описание. Этот же прием я показывала на коллегах при проведении семинара «Наставничество в школе».
В рамках городского школьного объединения филологов метод СИ-ФИНГ-УАНДЭ получил положительные рекомендации.
«Дня нас было новым использование данного метода. Мы люди уже в возрасте, преподаем по классической модели урока. А Яна Ивановна, как самая молодая среди нас, показывает новые подходы обучения, и можно сказать, не плохие. Есть что взять на заметку», — делится своим мнением участник ГМО Виктория Валерьевна Козлова.

Изучая что-то новое, нам необходимо понять его характеристики, внешний вид, качества. Для глубокого понимая новой темы ученикам необходимо научиться описывать понятия. Ученики тщательно наблюдают и описывают в деталях то, что видят, а затем интерпретируют увиденное. Это способствует глубокому и широкому анализу, так как дети задумываются и задаются вопросами, на которые нужно найти ответы в теме урока.
Куиз-Куиз-Трейд, или преимущества обмена знаниями
Расскажу об ещё одной методике — самой любимой у меня и у детей. Это обучающая структура Куиз-Куиз-Трейд (Quiz-Quiz-Trade) — «опроси – опроси – обменяйся карточками». Она направлена на то, чтобы дети сами учили друг друга — они проверяют и обучают друг друга пройденному материалу, используя карточки с вопросами или картинками. Обучающая структура довольно проста и не требует особых затрат. Если использовать её регулярно, то даже сами ученики могут помочь в подготовке материала (карточек).

Карточка состоит из 2-х частей: вопрос и скрытый ответ. Ученик находит партнера, показывает ему карточку и демонстрирует ответ только после того, как партнер устно ответит на вопрос. Затем сам отвечает на вопрос с карточки партнера, сверяется с ответом. Взаимодействие пары на этом заканчивается. Ученики ищут себе новых партнеров.
Каким образом эта структура развивает коммуникативные навыки, навыки сотрудничества? Дети пробуют себя в роли «учителя», задавая друг другу вопросы и проверяя своего собеседника. В нужный момент он может как «учитель» подсказать, похвалить. И даже «слабый» ученик сможет почувствовать себя в ситуации успеха. Здесь дети уже в равных условиях и нет тех, кто «смог ответить на вопрос учителя» и «не смог».
На уроке русского языка сложным разделом для учеников оказались «Части речи». Поэтому я использую эти карточки для закрепления изученных частей речи на этапах актуализации знаний, закрепления материала. Примеры вопросов: «На какие вопросы отвечает имя существительное?» (Ответ: кто? Что?), «Назови часть речи, которая отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?» (Ответ: глагол), «Назови часть речи, которая обозначает предмет» (Ответ: имя существительное), «Сколько глаголов в предложении: Мама купила вкусный апельсин и дала его своим детям.» (Ответ: 2 глагола) и т.д.

На уроках литературы карточкам тоже можно найти применение — закреплять свои знания об авторах произведений, главных героях, названиях. Поэтому после изучения большого раздела на уроке обобщения знаний я предлагаю ученикам карточки с такими вопросами: «Назови автора стихотворения «Белая береза под моим окном» (Ответ: С. Есенин), «Назови главную героиню произведения А.Грина «Алые паруса» (Ответ: Ассоль), «Как называется поэма, в которой главный герой бежит от статуи?» (Ответ: поэма «Медный всадник»).
Ведь как говорил А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Предоставить ученикам возможность общаться и в процессе обмениваться знаниями — это, как мне кажется, и есть «нахождение истины». Именно поэтому методика «опроси-опроси-обменяйся карточками» как нельзя лучше помогает развить в учениках те качества, с помощью которых они могут самостоятельно находить и понимать «истину».
Традиции vs новаторство
В отличие от традиционных лекций сингапурская система активно использует разнообразные методики, стимулирующие активное участие всех учеников.
Ещё одна из опробованных мною методик — Think-Pair-Share (подумай-обсуди-поделись), где ученики сначала самостоятельно обдумывают вопрос, затем обсуждают его в парах и, наконец, делятся своими выводами с классом.
Важный аспект — концепция «позитивной взаимозависимости». Ученики понимают, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника. Это формирует чувство ответственности не только за свою работу, но и за работу товарищей. Индивидуальная ответственность при этом остается ключевой: каждый ученик отвечает за свой вклад в общий результат, что стимулирует активное участие и глубокое понимание материала. Равное участие каждого в обсуждении и взаимодействии гарантируется за счет структуры заданий и ролей в группе, исключая доминирование отдельных учеников.

Удобно использовать данную методику при постановке главного вопроса на основе противоречия. Например, проходя произведение А.С.Пушкина «Дубровский», я задаю детям важный вопрос: «В чем заключается конфликт романа: в желании отомстить Троекурову за смерть отца или любви к дочери своего врага?» Из одного вопроса вытекают две гипотезы. Классу предлагается разделиться на пары и внутри своей пары обдумать вопрос. Далее я предлагаю выйти к доске тех, кто считает, что конфликт заключается в желании отомстить. Затем тех, кто считает иначе. Таким образом мы можем разобрать различные пути конфликта, дать оценку действиям главного героя и решить, какая из гипотез имеет подтверждение в романе.

Интересным и хорошим завершением урока я считаю рефлексию. Попросить учащихся оставить отзыв, написать свое мнение о том, как прошел урок. Нестандартное использование выданного материала дает детям возможность активизировать свои творческие и аналитические способности. Большинство детей изъявляют желание как можно чаще использовать различные подходы на уроках, так как считают веселым и увлекательным проведение урока.
Что я поняла в результате эксперимента
Сингапурская методика уделяет большое внимание когнитивным навыкам — способности осознавать собственные мыслительные процессы и управлять ими. Ученики обучаются стратегиям самооценки, саморегуляции и рефлексии, что помогает им стать более эффективными и самостоятельными в обучении.

Кроме того, система активно использует различные визуальные средства обучения — схемы, карты и интерактивные доски, что делает процесс обучения наглядным и запоминающимся. Использование таких разнообразных инструментов и методов позволяет адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого ученика, создавая действительно инклюзивную образовательную среду.
В общем, сингапурская модель предлагает не просто новый подход к обучению, а философию образования, ориентированную на развитие личности каждого ученика в полной мере его потенциала.
Главное фото: Adobe Stock