Известие о планирующемся строительстве мечети разнеслось по чатам жителей Верхней Курьи в середине мая этого года. Сначала местные не восприняли новость всерьёз, но как только многометровую, несколько лет пустовавшую территорию в самом центре микрорайона обнесли забором, всё стало очевидно.
Первые упоминания ситуации в малочисленных СМИ начались после записи жителями видеообращения к правительству пермского края. В двадцатиминутном ролике около пятидесяти активистов перечисляют причины недовольства задуманным строительством. Первое, что смутило поселение микрорайона — нерациональность постройки мусульманского святилища на территории, не пользующейся популярностью у приверженцев этой религии.
«В нашем микрорайоне, дай бог, один процент мусульманского населения. Зачем нам здесь мечеть?» — комментирует местная жительница
Ещё одним поводом для возмущения стали размер и месторасположение задуманного здания. По словам застройщиков, мечеть будет способна принимать до 2 тыс. посетителей в день, но Верхняя Курья издавна маленький и густонаселённый микрорайон с узкими дорогами. Где будут размещаться приезжие на намаз — непонятно.
Далее сыграл национальный вопрос. Стереотипы о преступном поведении приезжих с юга заставляют задуматься о том, чтобы не выпускать детей на улицу после открытия мечети.
«Здесь нет места для них, здесь их мы не ждём»
И, конечно, ощутилась обида — по словам женщины из видео, сколько бы она ни обращалась в краевую, городскую и районную администрации с просьбами разметить в Верхней Курье хоть какие-нибудь социальные объекты (больницу/школу/детский сад), денег выделить никак не могли. Однако на постройку мечети средства неожиданно нашлись.
Спустя несколько месяцев две сотни инициативных жителей микрорайона организовали то, чего в Перми не было давно — настоящий санкционированный митинг. Так получилось, что случайно попавшийся мне на Верхнекурьинской автобусной остановке мужчина, назвавшийся Владимиром, как раз принимал в нём участие:
«Да, было где-то в середине лета. Я тогда как раз со смены вернулся, решил заглянуть. Девчонки там стояли с плакатами, мужчина с микрофоном, дети даже были. Мы хором на видео обращались к президенту и к депутату, устроившему всю эту заваруху. Непонятно только зачем нам яму на следующий день вырыли…»
Яму? Как оказалось, следующим же утром после митинга на месте его проведения материализовалась двухметровая пробоина в земле. Владимир по оставшимся следам колёс сумел распознать деятельность промышленного трактора. Спустя месяц простаивания ямы, жители попросили объяснения у администрации района, ответа не поступило. Через несколько недель это недоразумение таким же чудесным образом пропало.
Но что происходит сейчас? Со дня митинга прошло два месяца. Мне стало интересно посмотреть, как продвигается стройка на обозначенном участке.
Большая территория ограждена высоким забором, сквозь щель видно, что там… ничего не происходит. Я приехала в середине дня, но на месте не было ни намёка на производящуюся стройку. Так может, её всё же что-то тормозит?
Обойдя участок, можно заметить полутораметровую надпись «Ибрагим и Плотников! Верните землю детям. ЗДЕСЬ МЕСТО ШКОЛЕ». Но кто эти люди?
Как оказалось, владельца участка, внезапно перешедшего из муниципальной собственности в частные руки, зовут Руслан Рифхатович Ибрагимов. Бизнесмен, владелец нескольких ресторанов, кафе и точек продажи продуктов питания, в том числе павильона «САЛО, МЯСО» на Парковом, где торгуют…свининой? Что-то не сходится.
Владимир Плотников же депутат Пермской городской думы, активно поддерживающий постройку как финансово, так и в судебных заявлениях на ещё одного персонажа этой истории — Романа Юшкова, журналиста и гражданского активиста. Он ведёт паблик с соответствующим названием «Верхняя Курья ПРОТИВ мигрантской мечети», из материалов этой группы я составляла общую картину происходящего. С Романом мне удалось кратко обсудить ситуацию в переписке:
— Почему вы вообще так заинтересовались этой темой?
— Я взялся за освещение этой ситуации, потому что больше почти никто этим не занимается. Пермские медиа то ли пугливо, то ли стыдливо отворачиваются от борьбы верхнекурьинцев против захвата их малой Родины. С точки зрения журналистики это яркая и драматическая история. Молчание СМИ о ней это тяжёлый диагноз им всем. Вот сейчас, например, начался суд: Верхняя Курья против Минимущества, отдавшего землю под застройку мечеть – и ни одного упоминания в пермских СМИ!
— Как вы считаете, возможно ли ещё остановить строительство мечети?
— Конечно, остановить возможно, люди в Курье не собираются отступать. И мера будущего ожесточения в этом противостоянии – целиком на совести пермской власти.
Впервые услышав о строительстве мечети от приятеля, проживающего в Верхней Курье, я подумала «Ну и что?», когда он же позднее показал мне то самое проникновенное видеообращение, появилось желание изучить тему. Первое время я старалась относиться ко всему нейтрально, как нас учили в университете на «Профессиональной этике журналиста», мысленно оправдывать сторону Ибрагимова. Однако чем дальше заходила, тем более пустыми мне казались отговорки «Ну мы же многонациональное государство!»; «Это всё для местного населения!».
На данный момент судебные процессы по этому делу находятся в стадии рассмотрения, будем внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Главное фото: сообщество Вконтакте «Подслушано Мотовилиха»