15:03. Поток людей на остановке Пожарского не прекращается. Автобусы ежеминутно сменяют друг друга. Типичная картина буднего дня. Одно сейчас постоянно — вальс Евгения Доги из старого советского фильма на фоне. Его играет женщина лет 60-ти на баяне и, улыбаясь, смотрит на прохожих.
— Давно тут сидите?
— Часа три, думаю. Тут так хорошо: солнышко греет, людей много, но не сильно шумно.
Знакомьтесь, это Мария Андреевна Колосова. Возможно, вы встречали её здесь или на других остановках Перми. Она ежедневно играет для прохожих.
— Как вы выбираете место для игры?
— В основном играю там, где людей больше или удобнее. Вот сейчас я сижу, тут так хорошо, солнышко припекает. На железнодорожном вокзале, в проходе, акустика слишком сильная, после часа уже уши болеть начинают.
— Мне кажется, я вас видела вчера там, к вам ещё кто-то с колонкой подходил.
— Ой, вы меня видели? Да, это я была. А подходил скрипач, он хотел начать играть, но меня увидел и уступил. И я часто уступаю. У нас, у музыкантов, очень вежливое общество, и так везде: в Екатеринбурге, в Березниках. Мне очень это нравится. Никогда такого не было за 40 лет, чтобы кто-то подошёл и начал нахально играть рядом, перебивая меня.
— Это ваш основной вид деятельности?
— Нет, это больше для души и как подработка. Я даже не пишу свой номер, как сейчас делают многие, для перевода денег. Финансы — второстепенное. Я работаю, преподаю игру на баяне, и после занятий в доме творчества, где-то в час, прихожу сюда. В каникулы играю, чтобы техника не терялась: неделю не поиграешь — всё, как будто заново учиться надо.
У нас есть свой Нытвенский ансамбль ложкарей «Потешки», мы всю Россию объездили и в Европе были несколько раз.
— Почему именно баян?
— Когда мне было 10 лет, я играла на гармошке. В следующие шесть лет не было возможности купить баян: брат в армии был, мама болела. Я в колхозе работала дояркой. И вот на свою первую зарплату купила себе баян. Год проучилась дома — самоучка. И поступила в училище. Представляете, я даже нот толком не знала, а туда брали только после семи лет музыкальной школы, и то не всех. И вот представьте, как мне надо было стараться, играть день-ночь, чтобы поступить туда.
Музыка — очень сложно. Надо отдаться чуть ли не полностью ей и постоянно развиваться, постоянно играть. Каждый день.
— А были какие-то неприятные моменты с выступлений на улице?
— Знаете, почти не было. Только недавно, на Парковом, мужчина деньги украл. Женщины подходили, предупреждали, мол, ходит тут один, в корзинку заглядывает, а там видно, сколько денег лежит. И вот он взял её и убежал. Ну, видимо, ему нужнее.
— А как-то изменилось отношение к музыке за время, пока вы играете?
— Да. Сейчас ещё и гармошек, баянов мало. Подобные инструменты не сильно популярные. Но многие подходят, деньги кидают и говорят: «Я ведь тоже раньше играл на баяне и забросил», или «Отец, дедушка играл». И говорят с такой грустью.
Недавно мужчина в военной форме сидел на остановке, и я ему играла «Прощание славянки». Прослезился. Поведал свою печальную историю. С фронта вернулся.
Когда бабушек много на остановке, люблю играть частушки. Они улыбаются, подпевают часто.
Мне очень нравится, что музыка продолжает вызывать эмоции у людей. Вот в чём счастье-то!
Главное фото: Анастасия Терешина