Синестезию называют по-разному: явление, феномен, синдром. Суть остаётся неизменной, синестезия — это малоизученная особенность восприятия мира, при которой человек, используя один орган чувств, дополнительно получает ощущения, соответствующие другому органу чувств. Иначе говоря, может назвать цвет играющей мелодии или вкус дня недели.
Впервые «цветной слух» был описан в 1812 году немецким врачом Саксом, позднее на эту тему писали работы ещё несколько известных психологов, однако масштабные исследования начались только в начале XX века.
В их ходе появилось предположение, что синестезия может начинать развиваться в детстве, в период, когда ребёнок впервые сталкивается с абстрактными понятиями и, стараясь «уложить» всё в голове, объясняет себе эти понятия тем, с чем уже знаком — цветами и цифрами. Эта теория объясняет, почему самой распространённой формой синестезии является графемно-цветовая (когда ощущение букв и цифр ассоциируется с каким-то оттенком).
Видеть цвет процесса открывания консервной банки, сопоставлять знакомых людей с числами, ощущать вкус любимой песни — звучит как чудо. Только вот как именно это происходит в голове, можно ли искусственно стать синестетом, как объяснить появление дополнительных чувств у людей в некоторых случаях после травм — до конца не ясно. Зато стало известно (из сохранившихся записей, или, при возможности, из личных рассказов), что многие знаменитые творцы обладали подобными особенностями восприятия и вдохновлялись собственными ощущениями и ассоциациями.
К сожалению, в XX веке «носителей» особенности либо было мало, либо они не давали о себе знать, порой их показания по поводу одного и того же предмета различались, в общем, проекты всё же были закрыты. Тем не менее, с изобретением интернета всё стало просто, синестеты стали объединяться в сообщества и делиться своими наблюдениями окружающего мира. В одной из таких групп я и нашла гостью этого интервью, о своей синестезии рассказала Инесса Давыдова, студентка четвёртого курса кафедры теории и истории музыки Пермского государственного института культуры.
— Какая у вас форма синестезии и как это проявляется?
— У меня сочетание нескольких типов синестезии. Прежде всего, это хроместезия, то есть я слышу тональности определённым цветом. Во-вторых, у меня графемно-цветовая синестезия, то есть разные символы, такие как буквы и цифры имеют для меня тоже свой цвет. Также у меня имеют цвет дни недели, людей я могу ассоциировать с цветом, на некоторые слова есть вкусовая синестезия. Ещё ощущаю прикосновения других на себе.
— Как феномен восприятия как-то влияет на повседневную жизнь?
— Он помогает когда, например, нужно определить тональность. У меня вдобавок ещё и абсолютный слух — сразу слышу ноты и тональности. Благодаря тому, что я вижу у них цвет, я могу за считанное время, с первой или второй ноты назвать уже тональность произведения. Например, ми-бемоль минор имеет чёрный цвет. Это моя любимая тональность.
Кстати, я создала свою табличку синестезии, то есть записала все свои цветовые ощущения по тональностям: как я уже сказала, ми-бемоль минор чёрный, до-диез минор розовый, до-диез мажор синий и так далее. Во-вторых, я записала туда все буквы русского, латинского, греческого, коптского, устаревшего русского алфавитов, а также кое-какие сравнения. Также сделала табличку палиндромов, у меня по цвету совпали цифры шесть и девять, маленькая латинская буква «p» с противоположной ей «q».
Ещё я применила синестезию в своих произведениях. Например, у меня есть соната ре мажор в четырёх частях, посвящённая моему кумиру — музыковеду Вениамину Егоровичу Смотрову из Санкт-Петербурга. В ней я применила цветные ремарки в нотах, ну как Скрябин впервые использовал партию света в своём «Прометее» (Поэме огня) op.60. То есть всё, что относится к ре мажору, написано жёлтыми ремарками, к си мажору — фиолетовыми, до диез мажору — синими, и так далее.
А также та синестезия, которая ассоциирует у меня людей с цветами, позволяет лучше запоминать лица и сразу подмечать какие-то человеческие отличительные черты.
— Бывает такое, что знакомые и друзья просят вас назвать цвет какой-нибудь играющей песни?
— Бывает. Я называю тональный план и цвета.
— В какой момент вы поняли, что видите мир не как все?
— Это проявлялось цветами букв и цифр ещё до того, как я начала учиться в обычной и музыкальной школах. Я почему-то думала, что это у всех так: «5» — красная, «6» — синяя, «А» —красная, «Б» — синяя, «В» — зелёная. Позже, когда я уже пошла в музыкальную школу и узнала о тональностях, я видела их определённым цветом. Но вот узнала, что это называется «Синестезия» и есть не у всех только где-то в шестом классе музыкальной школы, когда мы прошли творчество Скрябина, а у него ведь тоже была хроместезия. Вот и поняла, как это называется.
— Сразу ли вам поверили?
— Большинство людей да, но встречались люди в чатах, которые не совсем верили, однако таких мало.
— Бывает ли такое, что цвет ноты меняется, когда вы, например, слышите её в какой-то другой комбинации?
— Цвет ноты обычно соответствует цвету той тональности, в которой она тоника.
— Дайте цвето-музыкальную характеристику Перми.
— Это интересный вопрос, потому что я давным-давно анализирую звуки открытия подъездов города Перми. Мне нравится ходить около подъездов и запоминать их сигналы, естественно, я слышу их тональность и ладовые структуры, запоминаю порядок у каких-то районов. Я в целом создаю по ним карту Перми по тональностям. Получается: ре минор + до мажор + ре минор + до диез мажор + ре минор = большое рондо, потому что рефреном является одна тональность – ре минор, а до мажор и до диез мажор как два эпизода.
Ну и естественно, ре минор для меня кремовый, до диез мажор синий, до мажор белый. Здесь, получается, преобладающий цвет кремовый в рамках формы большого рондо.
У меня есть ещё одна табличка, где я записала все сигналы, которые существуют у нас, уложив их в различные тональности. В Перми, которая была до пандемии, преобладает, очевидно, малиновый соль диез минор, потому что у нас больше всего систем, которые давали цикличный соль диез второй октавы. Но в настоящее время уже вытесняет оранжевый фа диез мажор.
— Считаете ли вы синестезию даром? Почему?
— Это вопрос дискуссионный, конечно. Но сейчас, уже перечитав много информации по этому феномену, скорее да. Синестезией обладали многие известные люди, как я уже сказала, Скрябин — его синестезия очень логична, там частота колебаний волны была прямо пропорциональна количеству диезов в тональности, и поэтому чем больше диезов, тем дальше цвет радуги, тем выше частота колебаний цветовой волны. У Скрябина, например, до мажор был как мой ля мажор — красный. Ре мажор со мной совпадал — жёлтый. Также синестезией обладали Римский-Корсаков, Мессиан, Рахманинов, Моцарт из композиторов. Ещё Чюрлёнис, ну он и композитор и художник по совместительству. Композитор-музыковед Асафьев. Из писателей это был Набоков, а из художников Кандинский. Так что, конечно, синестезия может во многом помочь людям. Вот так видит мир человек с необычнейшей особенностью восприятия, и это в очередной раз показывает, насколько удивителен наш мир, сколько ещё не изучено. Быть может, мы правда о чём-то не догадываемся просто потому что у нас отсутствует соответствующий орган, ведь если бы мы не имели носа, то вряд ли знали бы о существовании запахов.
Главное фото: нейросеть «Шедеврум»