Утро. Мороз. Голубое небо. Выглядывает солнце из-за облаков. В сквере Декабристов — суматоха. Много машин, ходят люди. Кто-то в спешке настраивает технику: колонки и микрофоны; кто-то обзванивает знакомых, спрашивает, все ли придут?
В центре сквера — большая фигура. Разглядеть её пока трудно: она закрыта плёнкой.
К загадочной статуе приближается человек. Заботливо чистит до блеска. Украдкой дотрагивается до плёнки. Видно, хочет скорее спустить. Скорее показать всем то, что под ней.
…через час здесь будет втрое больше людей. Будут фотографировать и снимать городские СМИ. Будет говорить приветственное слово Дмитрий Махонин. Будут возлагать цветы к ногам фигуры дети. Будет всеобщий восторг и трепет.
Всё потому, что здесь, 11 ноября, в день рождения писателя Фёдора Достоевского состоится торжественная церемония открытия памятника, посвящённого ему.
Но задумывались ли вы, что скрывается за всеобщим ликованием? Какой путь нужно пройти до того, как десятки людей возложат к фигуре цветы?
Совсем немногие знают: за этим счастливым событием скрываются многие тяжёлые годы.
Противостояние, интриги, потери близких людей и бесконечная боль — обратная сторона того лучезарного дня.
Наша редакция обратилась к человеку, который расскажет эту историю лучше, чем кто-либо другой, ведь он — духовный отец памятника.
Перед вами — рассказ Олега Сыромятникова, инициатора создания нового культурного объекта нашего города и председателя пермского отделения Российского общества Ф.М.Достоевского.
Всё началось с исчезнувшей улицы
«В 2015 году мы с группой единомышленников задумались: есть ли вообще хоть какая-то малая память о Достоевском в Перми?»
*Такой вопрос не мог возникнуть сам по себе. Достоевский был здесь по пути на каторгу — в переломный, очень важный момент своей жизни, сделавший из него того, кого мы знаем сегодня.
«…И мы, к своему удивлению, обнаружили, что в нашем городе нет даже маленькой улочки с именем Достоевского».
«Когда мы обратились к специалистам-краеведам, нам сообщили, что такая улица когда-то была в Мотовилихе, но в 90-е годы, в связи с реконструкцией района, её уничтожили. Тогда мы решили возвратить улицу Достоевского. Мы изучали правовую базу, необходимые документы; размышляли, как действовать и с кем договариваться. На это ушло много сил, много времени».
«Это очевидно: улица была — её надо вернуть»
«Дело в том, что такие дела решает Общественный совет по топонимике при Главе города. Там много людей, и всех их нужно убедить, что твоя идея важна. На мой взгляд, это было очевидно: улица была — её надо вернуть. Но всё оказалось сложнее. Мы встречали самые разные суждения: «Это всё прошлое, а мы живём в настоящем», «Надо думать о будущем, о новом» и тому подобное. Но нашлись и те, кто был «за».
Нам предложили либо улицу Луначарского как бы «поделить» на две части и одну из них назвать по-своему, либо взять вообще совершенно новую, безымянную, где-нибудь в Лёвшино или в Голованово…
Мы согласились на первый вариант».
Игнорирование
«И даже после этого, когда мы пошли на уступки, на итоговом заседании Общественного совета вновь нашлись те, кто ставил нам «палки в колёса». На голосовании «за» или «против» воплощения нашей идеи в жизнь некоторые не проголосовали вообще. Это была грубая, невежественная форма протеста.
Понимаете, когда ты голосуешь «против», ты должен аргументировать как-то свою позицию, а если ты не голосуешь вообще… тебе либо нечем аргументировать, либо тебе абсолютно на предложение всё равно…»
В конце-концов, в 2016 году улица Достоевского к нам вернулась.
Мемориальная доска
«На одной только улице Достоевского мы не остановились. Дальше задумались над мемориальной доской.
Конечно же, в первую очередь, задались вопросом: где её ставить?
Ответ был очевиден: там, где проходил Сибирский тракт; где приговорённых к каторжным работам, среди которых был молодой Достоевский, на санях, под присмотром жандармов (в те времена так называли полицейских — прим. авт.), везли в место наказания.
Но и здесь мы встретили сопротивление».
«Пока соглашался третий, первый уже исчез…»
«В наши дни там, где проходил Сибирский тракт, на углу Сибирской и Краснова, стоит бизнес-центр «Галерея». Соответственно, чтобы рядом с ним поставить что-то «своё», нужно опять договариваться и, помимо этого, собирать подписи собственников «Галереи».
Договариваться было трудно. Мы потратили много времени, чтобы найти этих трёх человек (столько было собственников). Встретились с первым. Со вторым. А когда нашли третьего — первого уже сменил другой. А потом и второго. То есть, все наши собранные подписи становились недействительными».
«А мне Достоевский ваш вообще не нравится!»
«В конце-концов, когда мы буквально на капоте машины подписали предпоследний документ, оставался один-единственный собственник. И он просто отказался ставить подпись. Причём, мы подробно рассказали ему о нашем замысле: о горельефе, именно о горельефе, как мы задумывали, с которого Фёдор Михайлович должен был смотреть на людей, идущих с Сибирской улицы. Но бизнесмен ответил нам коротко и ясно: «Я Достоевского не люблю».
«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
«Есть такая поговорка у русского народа. Она хорошо описывает наши чувства после неудачи с подписями и то, что случилось после. Что ж, раз не получилось с горельефом, то мы приступили к разработке памятника».
«А мы вот взяли да не взяли…»
«Я провёл конкурс, основанный больше на личных связях. В нём участвовали московские, петербургские и пермские художники. Всё это проходило не один год. Надо было работать с художниками, слушать их, понимать их концепцию…
Честно говоря, мне всё это не нравилось по одной простой причине: москвичи предложили мне свою разработку памятника, считая, что Пермь — это какая-то деревня, и мы возьмём всё, что бы нам ни всунули. А мы вот взяли да не взяли».
Автор памятника Попову
«Тогда меня кто-то познакомил со скульптором Алексеем Матвеевым, автором памятника Попову в нашем городе. Я переговорил с ним, объяснил своё видение памятника. Он выслушал и через несколько месяцев пригласил меня в свою мастерскую. Я пришёл и изумился — передо мной было совершенно не то, что я заказывал!
Но, внимательно посмотрев, я понял идею художника. Давить на него и пытаться изменить что-то я считал бесполезным, ведь творчество художника неподконтрольно».
Художественный замысел
«Мы сформировали творческий коллектив и стали воплощать идею в жизнь.
Архитекторы А.Н. Рогожников и Г.В. Воженников создали чудесный постамент к памятнику, на котором изобразили кольца — символическую деталь, отсылающую нас к петербургской школе эстетики — гранитная набережная Невы, по которой когда-то прогуливался Достоевский, выложена такими кольцами. Очертания же постамента вообще относятся к средневековому готическому стилю в искусстве.
Как Вы понимаете, памятник у нас очень символический, рассчитанный на образованного зрителя.
Наконец, сама скульптура. Шинель, которая накинута на плечи писателя, и его движение рук и плеч, можно трактовать и как то, что Достоевский закрывается в свою одежду, и как то, что Федор Михайлович, наоборот, раскрывается городу. Настолько он рад оказаться здесь и вдохнуть воздух Перми. Правая рука писателя к сердцу прижимает Новый Завет — ту самую книгу, которую по пути на каторгу ему подарила жена одного из декабристов».
«Пермь — город страданий?»
«Конечно, проект памятника тоже должен был пройти соответствующую документацию. Мы вновь ждали решения Общественного совета по топонимике. Тогда же в социальных сетях стали находить слова резкой критики в наш адрес. Мол, Достоевский был здесь у нас по пути на каторгу — зачем из этого делать достопримечательность? Чтобы город ассоциировался с наказанием? Страданием? С тюрьмой?»
Трус, Балбес, Бывалый и…Достоевский
«Общественный совет не сразу принял решение, несколько раз вообще отклонял проект. Замечания были самые разные. Порой просто абсурдные. Нам говорили: «Ваш памятник не может быть больше любого памятника Ленину в Перми»; «Может, его лучше поставить у бывшего кинотеатра «Кристалл» рядом со всеми любимой троицей из советских комедий? Потому что надо быть ближе к народу!» — я их не понимал и не верил, что передо мной взрослые дяди и тёти.
Год за годом шли эти сложные обсуждения… Без разрешения совета деньги на памятник собирать было бессмысленно».
Опереться на влиятельное плечо
«Олега Сыромятникова услышала и поддержала председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности А.В.Громова, которая, в год 200-летнего юбилея писателя, на очередном заседании Общественного совета по топонимике твердо заявила о необходимости памятника в нашем городе», — рассказывают организаторы молодёжно-просветительских игр для школьников «Magistra vitae» Елена Маринина и Алла Хуторянская, также привнёсшие неоспоримый вклад в реализацию идеи Олега Сыромятникова.
Расскажем подробнее об их роли в нашей истории.
Игра, повлиявшая на реальность
В 2021 году темой духовно-просветительской игры «Magistra vitae» стал 200-летний юбилей Достоевского. Ребята со всех регионов Пермского края готовили видеоролики, в которых рассуждали, зачем Перми обязательно нужен памятник всемирно известному писателю.
Школьники отлично справились с задачей: прогуливались по уже упомянутой улице, высказывали самые разные, порой очень неожиданные, мысли. Их всех объединял большой интерес и энтузиазм, с которым ребята подошли к работе.
Организаторы игр «Magistra vitae», таким образом, показали властям, что даже юные жители города хотели бы видеть Фёдора Михайловича «вживую», стоящим именно здесь, в Перми, где писатель был когда-то.
Общественные сомнения
Организаторы духовно-просветительских игр так же, как и Сыромятников, столкнулись с непониманием со стороны окружающих.
Так, Елена Маринина поделилась с редакцией: в социальной сети “Вконтакте” под её постами с видеороликами неравнодушных школьников (Елена ведёт группу «Magistra vitae») женщина читала негативные комментарии. Основная причина недовольства — деньги. Пермяки считали, что власти зря выделяют средства на памятник человеку, даже не жившему в их городе. Когда Елена объясняла людям, что городской бюджет здесь не задействован, разговоры прекращались.
На что тогда был поставлен памятник Достоевскому — далее расскажет Олег Сыромятников.
«Я вам ни копейки не дам!»
«Когда проект утвердили уже на уровне администрации города, мы надеялись, что власти как-то помогут и какую-то часть затрат возьмут на себя.
Один из представителей чиновников, помню, вот прямо остановил меня и сказал: «На ваше дельце я вам ни копейки не дам!» — и таких было несколько. Мы обращались к очень разным и к очень богатым людям — и все нам отказывали. Все спрашивали: «А что лично мне от этого будет?» — и когда я говорил им о красоте, они меня не понимали…
В тот момент я заметил: чем больше у человека денег, тем меньше он готов тебе помогать.
Мы не отчаялись. Сказали всем «спасибо» и вновь начали действовать сами.
Обойтись без сторонней материальной помощи было сложно. Росли цены на материалы просто каждый месяц, поэтому необходимо было что-то придумывать. Я начал продавать свои книги, которые написал в течение жизни, и весь получаемый заработок целиком уходил в строительство».
Народный памятник
«Благодарность хочется выразить тем неравнодушным людям, которые вложили всё, что могли, ради нашей идеи. Было очень много людей, сотни, кто жертвовал хоть и небольшие суммы, но всем сердцем верил, что памятник будет, и даже горячо молился за наше дело.
Наш памятник Достоевскому — это настоящий образец народного памятника, и оттого он стоит так крепко и прямо.
Считаю, он был создан в лучшей традиции народных памятников. Ещё очень важно, что он был открыт по благословению правящего архиерея митрополита Мефодия. Сам Достоевский — образец верующего человека».
«Не счесть, сколько встреч мы организовывали с совершенно разными людьми: президентом общества Достоевского, ведущим телевизионной программы «Игра в бисер», представителями администрации города, церковнослужителями. И они проникались и очень нам помогали».
И после смерти — рядом
«Кажется, мы занимались памятником вечно. Так бесконечно тянулось время, что двое замечательных людей ушли из жизни в вихре бесконечных наших хлопот. Хочется сказать о них отдельно.
Настоящим другом для нас стала и остаётся по сей день игуменья женского Успенского монастыря Мария Воробьёва, которая поддерживала проект с самого начала и всегда помогала находить нужных людей. Когда матушка Мария покинула земной мир, наше дело пошло интенсивнее!.. Скажу, что для православного сознания здесь нет никакой мистики, это обычное дело. Это реальность.
На открытии памятника с нами была мама второго такого же невероятного человека — Е.П.Бабарыкина, который всё в своей жизни делал бескорыстно. Он создал для нашего проекта сайт с собственным дизайном, сам его вёл и никогда ничего за это не просил. Евгений Павлович умер от онкологии. На открытии его мама благодарила нас, а мы — её».
Сотни душевных сил
«В этом памятнике воссоединены труды неисчислимого количества людей: школьников, учителей, студентов, бизнесменов, чиновников, священников и многих других неравнодушных. Памятник Достоевскому — это то, что сегодня стоит на сотнях людских душевных силах. Спасибо».
***
P.S. 12 ноября на конференции в ПГНИУ, посвященной творчеству Достоевского, наша редакция успела выловить из толпы скульптора Алексея Матвеева.
На вопрос, что испытывал Алексей Альбертович при создании памятника такой масштабной личности, скульптор ответил одним метким словом:
— Трепет!
…и этим всё сказано.
Главное фото: Елена Маринина