«Ответственность, понимание и доброта» — вот главный девиз вахтёра Пермского студенческого общежития Ольги Михайловны Ледневой.
— Расскажите, как вы пришли в эту профессию, сколько лет работаете вахтёром?
— В эту деятельность я пришла случайно, а, может, и не случайно… До этого я 18 лет работала в деканате политеха. Поэтому могу сказать, что у меня уже есть опыт работы со студентами.
А вот сюда попала так: однажды я лежала в больнице с одной дамой, которая раньше здесь работала, а так как я на пенсии, то хотела подрабатывать, и меня порекомендовали. И вот я уже работаю здесь четвёртый год.(смеётся)
— Какой у вас график работы?
— Мы работаем сутки через трое. Меня устраивает, что я могу в свободное время заниматься тем, чем хочу. Я хожу в бассейн, хожу на хор, то есть занимаюсь своими любимыми делами.
— Какие у вас рабочие обязанности в течении смены?
— День начинается с того, что мы проверяем КТС — это у нас три кнопки, которые реагируют на какие-то неполадки, ЧП, и мы должны проверить в рабочем они состоянии или нет. Потом у нас обходы по общежитию. Мы проверяем порядок, не дай бог что-то сломано, мы должны это всё записать в заявочке, чтобы слесаря пришли и всё наладили.
Работы, в принципе, хватает. У нас приезжают студенты — надо всех записать, идут стирать — надо всех записать, гости идут — надо записать. Нельзя сказать, что у нас работы нет и мы сидим и ничего не делаем. Особенно после того, как заведующая уходит, мы становимся хозяевами общежития и за всё отвечаем.
Периодически срабатывает пожарная сигнализация, и мы должны сразу отзваниваться в пожарку. Мне нужно выяснить, должна или не должна ехать пожарная машина, потому что это дорогое удовольствие. Студенты пытаются не доводить до этого, но иногда всё равно бывает, что система срабатывает: кто-то готовит, микроволновки задымили или ещё что-то. Датчик срабатывает, и у меня здесь всё пищит. Мне надо срочно реагировать, в течение пяти минут нужно отзвониться в пожарку два раза.
— Есть такой стереотип: «После 23:00 не пущу!». Это правда или так вахтёры говорят только в фильмах?
— Нет, у нас такого нет. Потому что у нас много студентов, которые работают по ночам — днём ведь на занятия нужно ходить.
Они ночью стучатся в дверь, мы, конечно, их пускаем, своих всех знаем. Хотелось бы, чтобы на улице была камера, и мы бы видели, кто к нам заходит с улицы, но у нас такого нет.
— А были случаи необычные, что-то запоминающееся, смешное?
— У меня была девочка, которую я, так сказать, опекала ни один год, туркменочка. Уважаю иностранцев, которые работают и сами зарабатывают на жизнь, на учёбу. И вот за туркменов, например, страна платила два года, а потом сказали, что не будут. Туркмены у нас почти все сами работают, а китайцы — нет, им помогают родители. Они живут неплохо, могут себе многое позволить, а туркмены — нет, мне их как-то жалко. И вот с одной девочкой я сошлась. Я её всё время угощала, дарила что-то. Сейчас она уехала в Туркмению, вышла замуж за хорошего мальчика-юриста.
В этот момент проходят иностранные студенты и оставляют Ольге Михайловне студенческие билеты
— А зачем вам вот сейчас сдают студенческие?
— Все иностранцы должны вечером сдавать студенческие билеты, а утром забирать. Мы их считаем и собственно отвечаем за них. У нас их сейчас 50, и я за них отвечаю. Они должны приходить ночевать в общежитие. Если ночуют не здесь, то должны написать заявление.
— У вас живут иностранцы, возникают ли проблемы с пониманием языка?
— Да, например, с китайцами проблематично, а вот туркмены почти все на русском разговаривают. Некоторые плохо, конечно, но всё равно понимают язык, а вот некоторые китайцы даже по-английский не понимают. Каждый раз по переводчику общаемся. Один раз была смешная история. Подходит китаец и ему, видимо, нужно было сказать, что он сегодня будет в ресторане, а ночевать останется в отеле с друзьями. Он хотел узнать, что ему нужно сделать, чтобы я его не потеряла. А говорит, точнее, в переводчике пишет: «Я хочу провести с вами вечер в ресторане, а потом в отеле». А я сижу и не знаю, как на это реагировать, было очень смешно и я ему сказала: «У Вас, наверное, в переводчике как-то не так перевелось». (смеётся)
— Как вы думаете какие коммуникативные навыки необходимы для вашей работы?
— Мне кажется, дружелюбие по отношению к людям — это в первую очередь. Также умение понимать людей и чувствовать их, решать их проблемы и помогать им.
— Какие три слова лучше всего описывают вашу работу?
— Ответственность, понимание и доброта.
Главное фото: Алёна Лузина