В современном мире, где интернет пронизывает все сферы жизни, сложно представить себе человека, который бы не пользовался его благами. Но с ростом доступности и привлекательности виртуального мира возникает новая проблема — киберзависимость.
Киберзависимость — это патологическая зависимость от использования интернет-технологий, которая проявляется в неконтролируемом стремлении к онлайн-активности, игнорировании реальных потребностей и обязанностей. В 2019 году это расстройство было занесено в обновлённую Международную Классификацию Болезней — МКБ-11. Можно будет на сайте оформить это как вставку/цитату
Для того чтобы лучше разобраться в этой теме, мы поговорили с молодым человеком по имени Павел, который поделился своей историей жизни с зависимостью.
Всё это началось, когда мне было шесть лет. У нас дома был старенький компьютер, за которым мой отец часто работал и иногда позволял себе провести время за компьютерными играми. В то время я сидел и смотрел, как он играет в стрелялки и интересные на то время шутеры. Тогда я и начал понемногу втягиваться в этот увлекательный и безграничный мир. Так же, как и мой отец, я стал проводить всё больше и больше времени за компьютером, просматривая летсплеи (видеоролики, в которых игрок или группа игроков демонстрирует и комментирует прохождение какой-либо компьютерной игры) на YouTube и играя в популярные игры.
С каждым годом проведённое мной время в онлайне увеличивалось. Я мог сидеть за компьютером от десяти часов в день. Я стал замечать, что всё сильнее отдаляюсь от своих близких и ухожу в себя. Время от времени я даже говорил маме, что мне плохо, чтобы не ходить в школу и провести день за компом. Мне было хорошо в те моменты, и я забывал про всё, что было раньше мне дорого: про друзей, семью и учёбу. Тогда я даже не понимал, насколько эта проблема была значительна.
В какой-то момент моя жизнь начала рушиться: постоянные бессонные ночи, проблемы со зрением, частые прогулы и плохая успеваемость мешали мне жить полноценно. Однажды я, как обычно, не пошёл в школу и провёл весь день за играми. Вечером мама пришла после работы и увидела ту же картину, что и каждый день. Она начала говорить, что я слишком много уделяю времени компьютеру и что меня не волнует остальное. Она сказала, что очень волнуется за меня, мою успеваемость в школе и мое будущее. В тот момент у меня появилась агрессия, возможно, потому что меня отвлекли от игры или из-за того, что, как я думал, мама меня не понимает. Я начал говорить ей, что у меня всё хорошо и что ей не следует переживать. Посмотрев на маму, я увидел, как ее глаза начали слезиться. В тот момент я почувствовал себя как-то виновато и мне стало стыдно.
После всего, что со мной произошло, я стал задумываться над способами вернуться к реальности и не быть заложником киберзависимости. Я старался больше времени уделять живому общению с друзьями и одноклассниками, ходил на пробежки, читал книги, но всё это было только временным отвлечением от игр, видеороликов и соцсетей. Как только я возвращался в этот мир, всё снова становилось прежним, все проблемы возвращались, и на тот момент ничего не могло мне помочь.
Время шло, я уже перешёл в одиннадцатый класс, приближающиеся экзамены и слова мамы наводили меня на мысль о том, чем же я хочу заниматься в осознанной взрослой жизни. Это стало моим стимулом взять себя в руки и заняться усиленной подготовкой к ЕГЭ.
После сдачи экзаменов я поступил в другой город на программиста. Именно переезд стал конечной точкой моей зависимости. Я обрёл новых друзей, с которыми у нас было много общих увлечений, вступил в отношения, и моя жизнь, наконец, нормализовалась. Сейчас я учусь на втором курсе, и всё идет полным ходом. Так, наконец, я стал намного меньше проводить времени за играми и смог хоть немного, но побороть свою зависимость.
Хотел бы сказать, что людям, которые столкнулись с такой же проблемой, как у меня, надо научиться правильно расставлять приоритеты в жизни и заниматься чем-то полезным, в отличие от пустой траты времени за играми. Попробуйте поменять свой распорядок дня или найти себе какие-то новые хобби, и тогда ваша жизнь обернётся для вас успехом.
Для того, чтобы лучше понять влияние киберзависимости на человека и к чему это может привести, мы обратились к пермскому психологу Сергею Маркову.
К вам обращаются люди с киберзависимостью? Если да, то как часто это происходит?
Скорее, был только один случай, когда это было обращение напрямую, и то мы вышли на киберзависимость из-за высокой прокрастинации на рабочем месте, и выяснилось, что прокрастинация связана напрямую с киберзависимостью. Последующая диагностика, во-первых, показала крайне высокий уровень зависимости, во-вторых, связь с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности. В процессе работы с некоторыми клиентами, так или иначе, тема зависимости поднимается. Особенно в каких-то длительных терапевтических отношениях такое есть, но напрямую люди не обращаются.
Я и сам не по наслышке знаю о киберзависимости. Это одна из вещей, которая мне сильно мешала в жизни. Сейчас у меня есть интересное дело, которое мне нравится – психотерапия и психология, интереса здесь больше, чем в играх или соц.сетях.
Какие симптомы есть у людей с киберзависимостью?
Ключевым, на мой взгляд, является постоянно усиливающаяся потеря интереса в других областях жизни: работа, отношения с людьми, творческая активность, любовные отношения — всё перестаёт интересовать. Жизнь постепенно вся сужается до объекта зависимости (например, игры), людей, связанных с объектом зависимости (сокомандники, люди трансляции которых смотришь), событий около игры. Зависимость является средством бегства от реальности. Всё остальное кажется скучным, ненужным и бессмысленным.
Также объект зависимости становится основным регулятором состояния. Встретился с какой-то сложностью в жизни — поиграй, возникли сложные эмоции — поиграй, что-то неясное происходит — сначала поиграю. За пределами игры кроме скуки будет терзать тревога, апатия, подавленность настроения, снижение активности, отсутствие удовольствия от чего-либо, кроме объекта зависимости.
Симптоматика очень похожа на симптомы тревожного расстройства, депрессивного расстройства и т.д. Так есть позиция о том, что ядро проблемы зависимости не в ней самой, а в сопутствующем психиатрическом расстройстве (например, депрессии). Эта позиция подтверждается высокой коморбидностью (связь с сопутствующими заболеваниями) с другими расстройствами. Если это так, то нет смысла работать только с зависимостью, под ней обнаружится истинная проблема. С другой стороны, иногда вначале возникает зависимость, как ответ на высокую стрессовую нагрузку. Например, в школе ребёнок сталкивается с буллингом, получить поддержку во внешней среде он не может (по какой-то причине), тогда он может отрегулировать своё состояние с помощью игр. И уже вследствие влияния зависимости на жизнь человека ухудшаются его отношения во внешней среде, идёт потеря интереса к жизни. И уже в ответ на зависимость появляется дополнительное расстройство.
Какие причины могут способствовать развитию киберзависимости?
Зависимость — это ответ на что-то происходящее в жизни, обычно ответ на комплекс причин, так как зависимость — это костыль, который помогает регулировать себя. Например, история с буллингом, во внешней среде есть травля в коллективе, получить поддержки не получается (хороший вопрос почему не получается, что там с близким окружением). В ответ на это возникают чувства/состояния: страх, тревога, ярость, бессилие, отчаяние и т.д. гремучий коктейль. Часто проживание этих чувств во внешней среде невозможно, а внутри они часто не имеют словесного названия, воспринимаются как гремучая смесь чего-то. И тогда мир игры становится поддерживающим костылём, где можно этот коктейль состояний безопасно размещать. Если пройтись по части основных потребностей, то:
Перовое — потребность в безопасности. Например, живёшь в постоянно меняющемся хаотичном мире, безопасности в нём не существует, то появляется неведомый вирус, то стреляют, то кризис экономический. И, по какой-то причине, нет возможности или умения отгораживать себя из этого мира. А в игре безопасно, всё понятно. Лично для меня, моего физического тела нет никакой угрозы, повторяющийся процесс игры снижает тревогу от неопределенности.
Второе — потребность в принадлежности к сообществу. В жизни почему-то не получается выстраивать связи с людьми, вечная «белая ворона», а потребность в отношениях с сообществом других есть. Тогда какая-нибудь многопользовательская игра с её кланами, сообществом очень помогает. Там есть люди, они меня принимают, я вместе с ними.
Третье — потребность в признании моих достижений. Опять же, живу свою скучную жизнь, не получается встать на высокую позицию и получить признаний. Или есть желание работать на своей работе, но признания за это не получаю, а в игре я могу быть кем угодно. Здесь мои достижения могут быть очень поддержаны другими игроками. Я могу быть хорошим игроком, а могу быть лучшим из лучших. И каждая последующая победа поддерживает этот процесс.
Четвёртое — потребность в красоте, есть вечная серость, индустриальный пейзаж, а игра — это яркий мир. Или яркие миры, множество ярких миров. Множество жизней, которые можно прожить и увидеть такие грани придуманных фантастических миров, которые никогда не увидишь в реальности и т.д.
Какие бывают последствия киберзависимости?
Если это действительно сформированный зависимый паттерн, то без изменения ситуации всегда будут последствия: растущие сложности в отношениях с другими людьми, нарастающая изоляция от людей вне объекта зависимости, вплоть до полного разрыва отношения с людьми вне мира игры; проблемы в профессиональной реализации; снижение социального статуса. В целом, нарастающая дезадаптация человека.
Как бороться с киберзависимостью?
Здесь мы говорим уже о том, что зависимость сформировалась. Во-первых, человек понимает, что это разрушает его жизнь. Хотя бы частично, условно «здоровой частью личности» он видит последствия. Если человек считает «всё норм», то нет никакой возможности бороться. Здесь может помочь открытый разговор с человеком. Например: «Слушай, прости, но, если ты продолжишь играть, я просто не могу быть с тобой. Я очень тебя люблю, но видеть, как ты разрушаешь себя, чувствовать твоё отчуждение для меня непереносимо…». Можно дать человеку пройти несколько диагностических материалов. Чтобы он увидел условно объективную оценку. Важно, чтобы сформировалось понимание «у меня есть проблема, она влияет на всю мою жизнь разрушительным образом».
Во-вторых, обратиться за помощью к психиатру/медицинскому психотерапевту за дополнительной диагностикой коморбидных психический расстройств, поддержкой лекарствами
В-третьих, обратиться к психологу. Курс личной и/или групповой психотерапии. Здесь особый акцент идёт на поддержку группы, так как человек изолирован от других, и есть тенденция к изоляции дальнейшей. Сила группы, привязанность к её участникам оказывается лечебной, а курс личной психотерапии нужен для улучшения понимания себя, возможности иначе проживать свои состояния, поиска дополнительных способов регуляции жизни. Зависимость останется с человеком, поэтому нужно отслеживать свои состояния, замечать, когда появляется «тяга», успевать замечать, как руки тянутся к иконке с игрой. Уметь останавливаться, замечать себя.
В-четвёртых, нужно уделять внимание любой дополнительной поддержке себя, но вне объекта зависимости. Творчество, социальные танцы, телесные практики, чтение, спорт и т.д.
В последнюю очередь хотел бы сказать, что очень важно найти то, что будет вызывать интерес. Какое-то дело жизни или важное хобби. От чего начинают гореть глаза, то место куда хочется направлять свою энергию.
Как понять, что твой близкий человек киберзависимый и как стоит поступить, чтобы ему помочь?
Как я уже говорил, если видно, что у человека нет интересов за пределами игры, если есть тенденция к изоляции от других, если игра становится основным регулятором состояния — стоит думать в сторону «человек зависим». Я считаю, что вначале важно, чтобы человек перестал защищаться и признал «Да, проблема есть, она влияет на мою жизнь, я хочу иначе, но сам не справляюсь».
Для того чтобы ему помочь важно разговаривать, выдерживать напряжение этих сложных разговоров. Если признание проблемы есть, то поддерживать в том, чтобы человек следовал рекомендациям. Не вставать стеной между человеком и зависимостью, а пытаться показать, что есть другой, более интересный мир, иные способы жить, что в жизни есть много увлекательного.
Главное фото: https://dzen.ru/a/Wwztjz3OtyKvN9dt