Три грани джазовой души: история певицы Ульяны Мешковой – ПиПермь

Три грани джазовой души: история певицы Ульяны Мешковой

Джаз — это особый язык, на котором говорит душа. В мире, где каждая нота может рассказать целую историю, есть люди, которые не просто исполняют музыку, но и живут ею. Ульяна Мешкова — джазовая певица, преподаватель и творческая личность, чья жизнь неразрывно связана с искусством импровизации и свободы. Будучи участницей пермской кавер-группы и оркестра, она не только исполняет джаз, но и передает свой опыт молодому поколению музыкантов. Как удается сочетать в себе роли исполнительницы, педагога и участницы музыкального коллектива? И что делает её творчество таким особенным? Давайте узнаем историю человека, для которого музыка стала не просто профессией, а образом жизни.


О начале пути

Мой путь к музыке начался в небольшом селе Тохтуева Соликамского городского округа. Удивительно, но детство моё не было связано с профессиональной музыкой: я не училась в музыкальной школе, но музыка всегда присутствовала в моей жизни как приятное дополнение к повседневности. С ранних школьных лет я участвовала в вокальном ансамбле. Позже, в детском лагере, мы с одноклассницами увлеклись музыкальным кружком, где я освоила гитару. Тогда это было просто хобби, даже не предполагала, что музыка станет моей профессией.

Поворотный момент наступил во время учёбы в институте. Всё началось случайно — я стала петь сольно и решила поучаствовать в городских конкурсах. Сначала это были «Виват-культура», затем «Голос». Каждая победа заставляла задуматься, музыка начала занимать всё больше места в моей жизни. Я погружалась в неё всё глубже, но в то же время сомневалась в возможности сделать пение профессией. В моём представлении карьера певицы существовала где-то далеко, не в наших краях. Музыка казалась прекрасным хобби, но не практичным способом заработка.

Моё музыкальное образование развивалось постепенно. Сначала это были простые песни в школьном ансамбле, потом сольные выступления в институте. Важную роль сыграли мои коллеги по Дому культуры «Альянс»: они стали моими первыми наставниками, мягко и бережно направляя моё развитие. Серьёзное погружение в вокал началось после переезда в Пермь, когда я поступила в колледж. Именно тогда музыка превратилась из хобби в профессию.

Что касается музыкальных влияний, то в юности я, как и многие подростки, увлекалась альтернативным зарубежным роком. Особенно запомнились группы вроде «30 секунд до марса». Тогда я просто наслаждалась мелодиями, не вдаваясь в глубокий анализ. Всё изменилось, когда я начала работать в Доме культуры и познакомилась с основателем группы «ЛАОС». В ней я встретилась с совершенно другой музыкой. Так случилось моё знакомство с творчеством Нины Симон и её песней «Feeling Good». Это была первая композиция, над которой я серьёзно работала вокально, пытаясь проникнуть в глубину музыкального искусства. Именно Нина Симон оказала наибольшее влияние на моё становление как исполнительницы среди зарубежных музыкантов.


О переезде и жизни в Перми

Переезд в Пермь стал для меня важным и непростым решением. На тот момент я работала в Доме культуры «Альянс», и мне было очень сложно оставить любимый коллектив. Мои наставники и друзья постоянно подталкивали меня к этому шагу и искренне переживали за моё развитие.

За полгода до переезда в моей жизни появился Константин Мешков — тогда режиссёр-ведущий из Перми, а сейчас мой супруг. Начался период, когда мне приходилось разрываться между двумя городами. По выходным я ездила работать в Пермь, по ночам выступала в ресторанах, а утром первым автобусом возвращалась в Соликамск. Это продолжалось около полугода, пока я не поняла, что нужно принимать окончательное решение.

В какой-то момент я всё-таки решилась на переезд. Мои коллеги по работе меня поддержали, хотя семья была в шоке от такого решения. Поначалу в Перми было непросто — мало знакомых музыкантов, тоска по дому и по коллективу. Мой бывший коллега пытался помогал мне, знакомил с теми музыкантами, которых уже знал сам, но первые месяцы давались тяжело.

В музыкальном плане тоже были сложности — я продолжала выступать в ресторанах под минусовки, хотя ехала в Пермь совсем за другим. Моей мечтой было найти музыкантов, с которыми мы могли бы создавать интересную музыку вместе. К сожалению, это заняло больше полутора лет – только спустя это время я познакомилась с музыкантами, с которыми работаю до сих пор.


О творчестве

В музыке я стараюсь быть честной перед собой и своими слушателями. Не считаю себя автором-исполнителем. Я — исполнитель, который выбирает то, что действительно задевает струны души. Больше всего меня привлекает джазовая музыка, околоджазовые композиции, блюз и соул — то, что заставляет моё сердце биться чаще.

Джаз для меня — это свобода и сложность одновременно. Это музыка, в которой можно быть собой, где каждая нота несёт свой особенный смысл. Когда я исполняю джазовые композиции, я чувствую, как музыка оживает и начинает рассказывать свою историю.

В своих выступлениях я стремлюсь передать те эмоции, которые испытываю сама в момент исполнения. Это не всегда получается легко, но именно в этом я вижу свою главную задачу как артиста — быть искренней и делиться своими чувствами с аудиторией. Каждая песня для меня — это отдельная история, которую я хочу рассказать так, как чувствую её я.

Среди моих вдохновителей есть несколько особенных исполнителей. Нина Симон стала для меня своеобразным якорем в мире музыки. Её непростой жизненный путь и талант завораживают меня. Стиви Уандер — ещё один музыкант, чьё творчество я очень ценю за его светлую и одновременно зажигательную музыку. Уитни Хьюстон, конечно же, остаётся иконой для любого вокалиста. Элла Фиджеральд, Арета Франклин, Этта Джеймс, Кристина Агилера и Бейонсе — все они повлияли на моё музыкальное развитие.

Что касается работы с моей кавер-группой «Визбар», мы стараемся найти баланс между ожиданиями заказчиков и нашими музыкальными предпочтениями. Мы не просто играем популярные песни — мы стараемся добавлять в репертуар то, что нравится нам самим. В нашей программе можно услышать, как современные хиты, так и песни Леонида Агутина или Алексея Чумакова. Мы верим, что, когда музыканты получают удовольствие от исполнения, это обязательно передаётся зрителям.


О преподавании

Преподавание для меня — это не просто работа, а особое призвание. Несмотря на то, что мои бабушки с обеих сторон педагоги, и у меня очень высокая планка требований к преподавателям, я всё же не могу назвать себя серьёзным педагогом. Хотя у меня есть ученики, и я действительно занимаюсь преподаванием, но подхожу к этому очень избирательно.

Моё преподавательское поприще началось случайно. Сначала знакомые стали обращаться за уроками, потом меня пригласили работать в частную музыкальную школу. Правда, опыт работы в коммерческом учебном заведении мне не совсем понравился: там слишком сильно превалировала коммерческая составляющая над творческой. Для меня же главное — польза для ученика, а не продажа услуг.

В основном я работаю со взрослыми, и у меня есть определённый фильтр при выборе учеников. Мне важно работать с теми, кому музыка действительно интересна, кто хочет искать что-то особенное в вокальном искусстве, для кого музыка занимает важное место в жизни.

Мой подход к обучению строится на нескольких принципах. Мне важно видеть результат, причём не только технический, но и психологический. Многие ученики приходят со стеснением, страхом не попасть в ноты, неуверенностью в себе. Поэтому я стараюсь помочь им раскрепоститься, поверить в свои силы, понять, что при должном усердии всё возможно.

Говоря об успехах в вокале, я бы отметила, что талант — это далеко не главное. На эстраде можно встретить успешных вокалистов, которые не обладают выдающимися природными данными, но при этом достигают значительных высот. Гораздо важнее быть усердным и верным своему делу. Я часто замечаю, что талантливые от природы люди не всегда достигают больших успехов именно из-за отсутствия трудолюбия и целеустремленности. Зато те, кто верен своему делу и готов много работать, часто добиваются впечатляющих результатов, даже если изначально не обладали выдающимися вокальными данными.


О работе в оркестре

Работа в оркестре — это совершенно особенный опыт, который невозможно сравнить ни с чем другим. Петь с целым оркестром — это совсем не то же самое, что выступать с малым составом или петь под минусовку. Здесь ответственность гораздо выше, требования к исполнению строже, но именно это делает опыт настолько ценным и вдохновляющим.

Мой путь в музыке был совсем не стандартным. В то время как многие профессиональные музыканты начинают с музыкальной школы, продолжают в колледже и заканчивают консерваторией, у меня всё сложилось иначе. Я получила высшее образование по совершенно другой специальности — стала учителем математики и только в 30 лет начала своё музыкальное образование.

Отсутствие традиционного музыкального бэкграунда породило в моей жизни интересный феномен — синдром самозванца. Это когда ты уже работаешь в определённой сфере, но периодически задаёшься вопросом: «А имею ли я на это право?». Особенно остро это чувствовалось в начале пути, когда я только начинала свой музыкальный путь.

Огромное влияние на преодоление этих сомнений оказало обучение в музыкальном колледже. Именно там я начала чувствовать, что занимаюсь правильным делом, что мои усилия не случайны. Но особенно важную роль сыграла работа с оркестром и нашим замечательным дирижёром. Его талант, музыкальность и доброта стали для меня настоящим источником уверенности. Когда такой профессионал, такой опытный музыкант поддерживает тебя, улыбается тебе, видит в тебе потенциал — это невероятно помогает справиться с внутренними сомнениями.

Что касается взаимодействия с музыкантами, то это всегда очень весёлый и творческий процесс. В оркестре работают люди разных возрастов, но среди музыкантов возраст как-то теряет своё значение. Мы все говорим на одном языке — языке музыки, и это объединяет нас сильнее любых других связей.

В нашем коллективе царит особая атмосфера: с искромётным юмором, множеством шуток и, конечно, серьёзной работой. Творческие люди иногда бывают эмоциональными, и конфликты случаются, но они проходят так же быстро, как и возникают. Именно такое живое, динамичное общение делает работу в оркестре такой особенной и незабываемой.


О вызовах и успехах

На своём творческом пути я столкнулась с разными трудностями, но никогда не задумывалась об успехе как таковом. Наверное, это звучит необычно, но категория успеха всегда оставалась для меня чем-то абстрактным.

Самым заметным препятствием стал переезд — это было действительно сложное решение. Но помимо этого, каждый день приходится решать технические и психологические задачи, которые возникают в процессе освоения вокального мастерства. И, честно говоря, единственный способ их преодолеть — это упорный труд и постоянное совершенствование.

Что касается неудач и критики, то здесь я прошла определённый путь развития. Раньше они могли сильно задевать меня, но со временем я поняла главное: самая большая проблема творческих людей не в том, как справляться с неудачами, а в том, как научиться не создавать их себе самостоятельно. Особенно важно перестать сравнивать себя с другими — это действительно серьёзная проблема, с которой я тоже сталкивалась.

В какой-то момент я решила изменить подход: теперь я сравниваю себя только с собой вчерашней. Главное — научилась ли я чему-то новому, выросла ли профессионально? Сравнение с другими людьми обычно не приносит пользы, а только вызывает негативные эмоции.

Говоря о значимых моментах в карьере, я бы выделила несколько важных этапов. Участие в проекте «Голос» стало первым серьёзным подтверждением того, что я действительно могу петь. Работа в Доме культуры дала мне бесценный опыт и поддержку коллег. Обучение в колледже открыло дверь в мир профессионального музыкального образования. Знакомство с профессиональными музыкантами в Перми, участие в оркестре и создание собственного проекта «Визбар» с моими замечательными музыкантами — всё это стало важнейшими вехами моего творческого пути.


О будущем

Мои планы на будущее, возможно, покажутся кому-то банальными, но для меня они очень важны. Как певица, я стремлюсь к постоянному развитию: и технически, и личностно. Ведь чтобы полноценно передавать драматическую составляющую композиций, нужно развиваться не только как вокалист, но и как человек — работать над своей эмоциональностью, чувственностью, учиться глубже чувствовать и понимать музыку.

В техническом плане у меня есть множество идей. Хочется глубже изучать гармонию, совершенствовать сольфеджио, продолжать познавать новые грани музыкального искусства. Это не только интересно, но и крайне необходимо для профессионального роста.

Как преподаватель я тоже не собираюсь останавливаться на достигнутом. Планирую изучать новые методики, искать ответы на педагогические вопросы, чтобы быть максимально полезной своим ученикам, которые доверяют мне свой голос.

Особое место в моих планах занимает авторское творчество. В последнее время я всё чаще чувствую потребность создавать что-то своё, оригинальное. Мои музыканты из «Визбара» уже не раз намекали, что было бы здорово добавить в наш репертуар авторские композиции. Учитывая, что практически каждый из моих музыкантов так или иначе занимается написанием собственных песен и участвует в авторских проектах, это кажется логичным следующим шагом.


О личном

Музыка настолько прочно вплелась в мою жизнь, что порой сложно провести грань между работой и повседневностью. Она сопровождает меня везде: в машине, дома, на прогулке. Недавно даже произошёл забавный случай, таксист после поездки отметил мой звонкий голос, и я поняла, что невольно напевала что-то в наушниках, даже не замечая этого!

Интересно, что несмотря на постоянное присутствие музыки в моей жизни, иногда возникает потребность в тишине. Особенно это заметно в периоды сильной загруженности, например, перед Новым годом, когда хочется хотя бы ненадолго отключиться от всего музыкального и просто побыть в тишине. Действительно, тишина — это особая музыка, которая тоже необходима для души.

Что касается баланса между работой и личной жизнью, то здесь я не испытываю особых трудностей. Когда занимаешься любимым делом, этот баланс как-то сам собой находится. Это именно то, о чём я мечтала в юности — работать на любимой работе, где каждый день приносит удовольствие.

Чтобы расслабиться и отвлечься, я полюбила смотреть познавательные передачи перед сном. Это удивительное хобби помогает освободить голову от повседневных забот и узнать что-то новое. Меня увлекают самые разные темы: от гор и животных до космоса и жизни стрекоз. Такие передачи не только помогают расслабиться, но и расширяют кругозор, дарят новые интересы и позволяют увидеть мир с неожиданных сторон.


О добром, напоследок

Знаете, когда меня спрашивают о советах молодым музыкантам, особенно тем, кто мечтает о джазовой карьере, я даже немного теряюсь. Ведь сама считаю себя одним из них — молодым музыкантом, и с удовольствием послушала бы советы от более опытных коллег.

Наш дирижёр часто говорит о важности трудолюбия. И действительно, это, пожалуй, главный совет для всех, кто хочет достичь высот в любом деле, не только в музыке.

Что касается успеха в музыке… Знаете, я редко задумываюсь об этом в привычных категориях. Для меня успех — это возможность заниматься любимым делом, делать ту музыку, которая мне по душе, и делать это с людьми, которые мне близки.

Самое важное в музыкальной карьере для меня — возможность играть музыку, которая приносит радость. И особенно ценно, что рядом со мной на этом пути мои друзья и единомышленники: как в оркестре, так и в «Визбаре». Это люди, с которыми не только приятно делиться музыкой, но и просто быть рядом.

Я не измеряю успех какими-то конкретными достижениями или моментами. Просто каждый день заниматься любимым делом — уже огромное счастье. И я благодарна судьбе за то, что она привела меня к музыке, к моим замечательным коллегам и друзьям, с которыми мы создаём то, что любим, и любим то, что создаём.

Все фото: личный архив Ульяны Мешковой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *