Три дома, три главы, три жизни музея ПЕРММ. Цикл интервью – ПиПермь

Три дома, три главы, три жизни музея ПЕРММ. Цикл интервью

Сердце пермской культурной революции, единственный региональный музей современного искусства, «блуждающий музей» — говорить о нём можно бесконечно. Речь идёт о музее современного искусства ПЕРММ — одной из самых знаковых институций Перми, оставивших след как в судьбах отдельных людей, так и в истории целого города.

История переездов музея ПERMM — настоящая сага о поиске музеем своего пристанища в Перми. Каждый период в его жизни включал отдельную историю, наполненную вызовами и открытиями, а каждый переезд сопровождался поиском новых способов общения с художниками и городом. Ярко и точно эту мысль выразил пермский художник Александр Гуляев: «Три периода в жизни музеяэто истории трёх разных музеев». Заглянем в каждую из историй и проследим, как менялся музей, его культурные стратегии и отношения с Пермью.


Глава первая. «Речной вокзал: время загадывать желания»

На карте города музей ПЕРММ появился в мае 2009 года — в рамках проведения масштабного культурного проекта «Пермь – культурная столица Европы». Первым домом, приютившим музей на пять лет, стал Речной вокзал — здание исторического и культурного значения. На перспективность такого расположения музея обратил внимание музейный куратор и искусствовед Владимир Береснев:

«Во-первых, это были большие объёмы здания, позволявшие размещать крупные работы. Во-вторых, музей находился на набережнойв променадной части Перми, куда достаточно лёгкий доступ. Если бы музею удалось закрепиться в этом здании, то, наверное, у институции была бы более яркая судьба».

Источник: Usama.

Жизнь музея на Речном вокзале была временем грандиозных свершений и планов. Именно тогда музей обозначил Пермь как новый центр притяжения авторов и ценителей современного искусства. В те же годы музей активно знакомил город с современными художественными практиками и трендами, привезёнными из столицы и зарубежья. О Перми заговорили не только на уровне страны, но и Европы, а музей ПЕРММ обрёл голос в профессиональном художественном сообществе. Культурную жизнь музея в здании Речного вокзала описал художник Александр Гуляев:

«В музее на Речном вокзале были выставки-блокбастеры. Всё началось с Русского бедногосамой масштабной выставки. В этот период у музея была огромная посещаемость и крупные мероприятия, на которые приглашали суперзвёзд в мире современного искусства».

В годы жизни на Речном вокзале музей ПЕРММ реализовывал амбициозную задачу по формированию нового образа города и региона. В рамках масштабной паблик-арт-программы музей начал преобразовывать Пермь с помощью «Пермских ворот» Николая Полисского, «Яблока» Жанны Кадыровой, «Скарабея» Молдакула Нарымбетова, «Красных человечков» группы «Pprofessors» и других арт-объектов.

Источник: Business Class

Трансформация городского пространства никого не оставила равнодушным: кроме поклонников деятельности музея, появились и скептики. Были и те, кто совсем не одобрял выбранный курс на мировые художественные практики, вытеснявшие привычные для горожан культурные символы: пермскую деревянную скульптуру, пермский балет и пермский звериный стиль. Оценить вклад музея ПЕРММ в городскую культуру и самосознание пермяков можно с высоты прожитых лет, изменивших многое в жизни музея. Его деятельность, в частности судьба знаковых пермских объектов современного искусства, всегда вызывала широкий общественный резонанс. Что бы ни происходило в музее – реставрация арт-объекта «Скарабей», взаимоотношения «Счастья не за горами» с вандалами и непокорной пермской погодой, снос «Пермских ворот» ради строительства дорожной развязки – всё сохранилось на страницах интернет-порталов и газет. Относиться к перечисленным арт-объектам можно по-разному, но согласиться следует в одном: музей ПЕРММ бесповоротно изменил образ города не только в глазах художников и других деятелей современного искусства, но и тех, кто хотя бы раз видел «Счастье не за горами» на одежде и сувенирной продукции.

«Счастье не за горами стало одной из эмблем города Перми, — комментирует музейный куратор и искусствовед Владимир Береснев.А если набрать в любой поисковой системе фразу памятник Перми, то можно увидеть множество фотографий буквы „П“ Полисского, несмотря на то что её уже нет. В плане эстетической выразительности объекты, которые были созданы при участии музея ПЕРММ, рождают много эмоций и мыслей».

Фото: Галина Онищенко

Однако не только сами объекты современного искусства сделали первую главу в жизни музея и города особенной. Именно в период жизни музея на Речном вокзале в Перми появилось множество новых имён в области современного искусства. Во многом этому поспособствовала «АртПолитика» — школа повышения квалификации для начинающих художников. Среди тех, кто начал свой творческий путь в это время, значатся Пётр Стабровский, Александр Агафонов, Илья Гришаев, Елена Слобцева и множество других известных на сегодняшний день художников.

«Открытие одних имён в профессиональном арт-пространстве влекло за собой появление других, — рассказывает художник Александр Гуляев. — Во многом этот процесс был похож на хвост кометы, оставляющей следы».  


Глава вторая. «Бульвар Гагарина: время перемен»

После сворачивания «Пермского культурного проекта» музей ПЕРММ обрёл новый дом, в котором задержался на девять лет. Им стало офисное здание на Бульваре Гагарина: переезд с прежней эффектной площадки вблизи городской набережной в отдалённый район Перми ослабил позиции музея в городе. Вторая глава в жизни музея стала временем перемен. Новое здание оказалось менее удобным для реализации выставочной деятельности: привыкшему к масштабам и популярности музею пришлось искать новый язык общения с современным искусством, художниками и Пермью.

«Здание на Бульваре Гагарина было не музейного типа, в нём были низкие потолки и мало места, что ограничивало возможности показа больших инсталляций.Владимир Береснев.Кроме того, расположение в Мотовилихинском районе, далёком от центра, не способствовало притоку посетителей. Мотовилихинский районэто не та часть города, где люди обычно любят гулять».

Источник: Константин Долгановский

Тем не менее, музей не сдался. Возникшие обстоятельства не помешали ему начать поиск новых культурных стратегий. Поменяв курс со столичных и зарубежных художественных практик, ПЕРММ научился говорить на пермском языке: обратился к местным художникам и посвятил себя погружению в локальные сюжеты, связанные с историей Перми и, в частности, её исторического центра — Мотовилихинского района. Выбранная стратегия оказалась успешной: горожане оценили внимание к их родным культурным символам. В выставках музея всё чаще стали звучать пермские нарративы: например, в аппликации «УРАЛЧУГУН» дуэта Михаила Павлюкевича и Ольги Суботиной появились символы горнозаводской цивилизации и любимый герой уральского фольклора — медведь.

Музей стал создавать искусство о Перми и для неё: так родился один из самых ярких проектов в те годы — аудиовизуальный перформанс «Рабочий посёлок. Детали». Главным героем в этом проекте стал дом № 77 на улице Уральской, бережно хранивший истории о Рабочем посёлке – столетнем архитектурном наследии конструктивизма. Благодаря перформансу дом № 77 рассказал о своём прошлом голосами жителей — историями нескольких поколений, объединённых общей судьбой Рабочего посёлка.

«В период переезда на бульвар Гагарина музей начал активно работать с местным сообществом. Был организован светомузыкальный перформанс Рабочий посёлок, который получил тёплый отклик среди горожан. Они всегда относятся к современному искусству либо настороженно, либо скептически, а этот проект был принят тепло. Наверное, его можно назвать самым успешным примером взаимодействия музея с городом.Владимир Береснев. — Ещё один успешный проектэто Длинные истории Перми, которые стали „аватаром“ музея в городской среде благодаря арт-объектам. Это всё помогло консолидировать и музейное сообщество, и сам музей на площадке, расположенной на Бульваре Гагарина».

Источник: скриншот из фильма «Музеи без границ»
Фото: Константин Долгановский

Выставочная и проектная деятельность музея ПЕРММ во время его жизни на Бульваре Гагарина сделала его по-настоящему пермским, а современное искусство — понятным и доступным для горожан. Пребывание в офисном здании, мало предназначенном для реализации экспозиций, музей превратил в преимущество, объединив скромные выставочные залы с богатым содержанием выставок. Как справедливо отмечает пермская художница Елена Слобцева, «несмотря на то, что музейное пространство на площадке в Мотовилихинском районе было офисным, за счёт содержания все быстро забыли о том, что это бывший торговый центр».

Однако насыщенная выставочная деятельность ПЕРММ не единственное, что обращало интерес горожан к музею. Период его жизни в Мотовилихинском районе был временем популяризации современного искусства среди различных социальных групп благодаря реализации образовательных программ для подростков и взрослых, а также инклюзивных мероприятий. Ценность воркшопов и мастер-классов отмечает художница Елена Слобцева, которую музей ПЕРММ зачастую приглашал в качестве наставника и эксперта на образовательные мероприятия для детей и взрослых.

 «Это были мастер-классы для детей: мы создавали карту города из моих материалов и канцелярии. Ребята создавали хорошие абстрактные работы, им было весело использовать нестандартные материалы… Моя дочь тоже принимала участие во многих детских мастер-классах „Чердака“, включая те, которые вела я. — вспоминает Елена Слобцева. — Замечательная программа была у Светы Лучниковой, она работала с женщинами 50+. С ними мы делали автопортрет на кухонной доске. Сочетание фактурного дерева с портретами, как мне показалось, было очень удачным решением для мастер-класса».

Пребывание в Мотовилихинском районе неразрывно связало музей с судьбой горожан и города. Пермские коллективные и личные сюжеты стали основой для создания множества уникальных арт-объектов и экспонатов, вошедших в коллекцию музея.

«Выставка „Обещание пейзажа“ была связана с пермским контекстом. Моя работа для этой выставки представляла собой карту Перми. Ещё была выставка „Мои университеты“, в центре которой был Пермский университет, — рассказывает Елена Слобцева. — Однажды Катя Бочавар сказала, что все мои работыпро Пермь».

Работы Аси Маракулиной — уроженки Перми, начинавшей свой путь в стенах музея ПЕРММ, а сейчас продолжающей творить в Австрии, — тоже были про город:

«Первый показанный в музее проект был связан с Пермью. Он был про возвращение домой и восприятие времени и места, в которое возвращаешься. Проекты, которые вошли в коллекцию недавно, были связаны с городом как часть моих воспоминаний и опыта детства, проведённого в Перми».

Художники тепло отзываются о жизни и деятельности музея ПЕРММ в здании на Бульваре Гагарина. «Именно в здании Мотовилихинского района музей обрёл своё лицо и любовь зрителя», — признаётся Ася Маракулина, и с ней хочется согласиться.


Глава третья. «Автосалон Mercedes: новые горизонты»

Совсем недавно, в октябре 2023 года, музей ПЕРММ открыл новую страницу своей истории, переехав в третий по счёту дом, пространство бывшего автосалона Mercedes. Высокие потолки до шести метров и несколько выставочных помещений на трёх этажах, включая цокольный, служат большим преимуществом музея в экспонировании объёмных инсталляций.  «Новое пространство отличное, можно сказать, что оно уровня столичных музеев», — делится впечатлениями художница Елена Слобцева. Похожего мнения придерживается музейный куратор и искусствовед Владимир Береснев, сравнивая новое пространство музея ПЕРММ с одним из самых знаковых центров современного искусства Москвы — Домом культуры «ГЭС-2».

«Новая площадка более удачна, чем площадка на Бульваре Гагарина и в чём-то даже интереснее Речного вокзала в плане планировки. Первое здание в перспективе нужно было реконструировать, а со второй площадкой, в Мотовилихинском районе, ничего нельзя было сделать, поскольку это было помещение супермаркета, — отмечает Владимир Береснев.Новое пространство дружелюбное и современное, откликающееся на архитектуру в стиле хай-тек. На мой взгляд, его можно назвать провинциальным аналогом ГЭС-2».

Источник: CheNadya

Однако несмотря на перспективы нового экспозиционного пространства, говорить о продуктивности актуальной площадки пока рано. Это объясняется, во-первых, тем, что ПЕРММ переехал на новое место недавно, а во-вторых, неоднозначностью положения музея в городском и медиапространстве из-за ряда печальных событий. С момента своего основания в 2009 году музей постоянно становился объектом повышенного интереса общественности, связанного с изменениями в руководстве институции в 2013 и 2024 годах, корректировкой региональной культурной политики, вопросами современного искусства, а за последнее время — и вовсе рядом судебных разбирательств.

На сегодняшний день музей ПЕРММ находится в поиске новых культурных стратегий, что выражается в расширении его выставочной и проектной деятельности, а также обновления айдентики и фирменного стиля. На новом месте, в здании бывшего автосалона Mercedes, у музея появился тотем – инсталляция Василия Кононова-Гредина «Антиформа 15», созданная специально для музея ПЕРММ и впервые представленная на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow. На прежних площадках в зданиях Речного вокзала и Бульваре Гагарина – такого музейного «камертона», задающего восприятие выставки, не было. Теперь же «Антиформа 15» – это символ нового пространства музея, трансформированный в абстрактную форму «Гелендваген».

«Когда Mercedes и музей современного искусства соединяются в одном месте, получается амбициозный нарратив, что музей ПЕРММMercedes среди музеев современного искусства. Элитарность сохранилась: люди помнят, что было на месте музея, — объясняет Владимир Береснев.Ты приходишь в место, где когда-то продавались элитные автомобили, а сейчас здесь такое же элитарное искусство».

Источник: сайт музея ПЕРММ

За более чем пятнадцать лет с момента своего открытия, музей ПЕРММ смог собрать внушительную коллекцию из объектов современного искусства — около 1600 экспонатов. На новом месте у музея появилась возможность создавать длительные экспозиции, объединяя работы на похожую тему. Процесс отбора работ и организация выставок, начиная от координации работы с художниками и заканчивая монтажом, зачастую лежит на музейном кураторе. Помощь куратора в продвижении работ заключается прежде всего в том, что он выступает медиатором между музеем и художником.

«Куратор как тот, кто знает, какие художники ему интересны, ходит по мастерским и отбирает работы. По своему опыту могу сказать, что я приходила на выставки и по-хорошему удивлялась, получала удовольствие от того, что выставка организована именно так», — высоко оценивает роль куратора пермская художница Татьяна Нечеухина.

Например, логика отбора работ для первой постоянной экспозиции «И да, и нет» на новой площадке была связана с бинарными оппозициями или противоречиями, горячо любимыми современными художниками. Вторая экспозиция «Правило шва», наоборот, содержит идею соединения, «сшивания» пространства.

«Выставка Правило шва построена на логике синтеза, соединении различных контекстов и материалов эпох, – объясняет музейный куратор и искусствовед Владимир Береснев.„Шов“ в данном случае выступает не только в качестве материала или техники, хотя на выставке много текстильных объектов, но и как метафора соединения реального и воображаемого».

Название выставки цитирует работу Аси Маракулиной «Правило шва» — инсталляцию, представляющую собой два соединённых в одно целое платья. В своём проекте художница опирается на собственный опыт взаимодействия с пространством и описывает его с помощью ритуалов: «петель», «узелков», «оборотов», «шагов» и центрального – «правила шва». Данные ритуалы — это способы перемещения по городу, личные медитативные практики художницы.

Тема «сшивания» раскрывается и в других работах, представленных в «Правиле шва». Участник знаменитой выставки «Русское бедное», с которой всё началось, Александр Бродский поднял тему утраченной культуры в серии лайтбоксов из проекта «Окна и фабрики». Культурные символы выражены в царапинах и рисунках, оставленных кем-то на стёклах витрин и окон зданий, некогда обжитых, а сейчас — заброшенных.

Сегодня музей ПЕРММ расширяет направление своей деятельности, занимаясь не только популяризацией современного искусства, но и реализацией коммеморативных практик в проектах и выставках на военную и историческую темы. Это может быть связано с тем, что музей хотят сделать «более демократичным и зрелищным», по мнению Владимира Береснева. История музея ПЕРММ всегда была связана с поиском новых способов взаимодействия с городом и художниками, начиная от проведения зрелищных выставок на Речном вокзале и реализации столичных арт-практик, до знакомства музея с культурно-историческим наследием Перми. Хоть и будущее новой главы музея ещё предстоит оценить, одно можно сказать точно: музей продолжает оставаться неотъемлемой частью пермской жизни.

Главное фото: Василина Любимова