«Fake news» (фальшивые новости) стали глобальным медиа-явлением, с которым сталкиваются люди во всём мире. Исследователи отмечают, что обилие фальшивых сообщений, маскирующихся под новости, в последние годы достигло критической отметки.
Эта проблема обострилась в последние годы из-за мгновенного распространения информации, но уже существовала почти 200 лет назад. Например, в 1835 году газета «The New York Sun» опубликовала серию статей об открытии жизни на Луне. Этот факт вошёл в историю как «The Great Moon Hoax».
Ложные новости используют подмену, конструируют образы, создают иллюзию знания, вводят в заблуждение. К сожалению, алгоритмы большинства поисковых систем, как правило, не способны отличить фальшивую новость от настоящей, поэтому очевидная информационная ложь зачастую занимает верхнюю строчку по количеству просмотров. Более того, неконтролируемое распространение «fake news» способно спровоцировать так называемые «информационные теракты» разной разрушительной силы.
Сегодня анализом и разоблачением фальшивых новостей активно занимаются читатели СМИ и пользователи социальных сетей. Например, в социальных сетях Вконтакте и Facebook существует несколько десятков групп, участники которых отслеживают фейки в сети, проверяют информацию, обращаются к третьим лицам и организациям за экспертной оценкой и, в случае необходимости, публикуют опровержение. Эти группы также разоблачают фейковые аккаунты, кликбейт и ложные объявления о помощи, публикуемые мошенниками.
Кроме этого, Facebook предоставил возможность пользователям сообщать о том, что предлагаемая информация является недостоверной или вводит в заблуждение. Такие сообщения не только проходят автоматическую проверку, но и проверяются независимыми фактчекерами. Этот способ проверки и выявления недостоверной информации используют в США, Франции, Германии и Нидерландах.
Конечно, борьба с «fake news» является сложной задачей, поскольку очень трудно (или практически невозможно) проверить информацию в виртуальном пространстве. Эффективным способом разоблачения фикций является постоянный мониторинг информационного поля, а также их подробный анализ, определяющий источник таких сообщений, каналы их распространения и эффективность воздействия на целевую аудиторию. Однако, по мнению главы SAP National Security Services Марка Тестони, бороться с фальшивыми новостями и, прежде всего, с теми, кто их создает и распространяет, при помощи одних только технологий невозможно: определяющим фактором всё равно остается бдительность самих читателей, владеющих, как минимум, азами медиаграмотности.
Главное изображение заимствовано с сайта twitter.com