Ольга Богданова окончила ПГНИУ по специальности «Журналистика» в 2006 году. Одна из создателей просветительского проекта о театре «Полная ложа» в Перми. Бывший пресс-атташе Пермского театра оперы и балета и нынешний руководитель пресс-службы Московской филармонии.
Ольга, когда я читала ваши посты в соцсетях перед интервью, у меня возникло представление о вас как об очень комфортном человеке — искреннем, добром, жизнерадостном. Как ваше настроение сейчас?
Спасибо. Настроение хорошее, сейчас позавтракала, собираюсь на работу.
Вы всегда на позитиве?
Я не всегда позитивная, я же живой человек. Это, скорее, намерение быть позитивной. Я сторонник того, чтобы не унывать, если это возможно. Ведь можно по-разному видеть одни и те же вещи, попросту говоря, в позитивном и негативном свете. Это всё общие, всем известные подходы, просто следовать им не так-то просто.
Как у вас так смело получается менять свою жизнь?
Мне кажется, что кардинально я не меняла свою жизнь. Недавно обновляла своё резюме и поняла, что у меня вполне себе плавная карьера. Журналист, заместитель редактора, главный редактор. Всё это происходило в течение достаточно продолжительного времени. Наверно, можно назвать переменой в жизни переход в театр, но опять же я не сменила сферу деятельности кардинально. Со стороны журналистики перешла на сторону PR.
Помимо журналистики вы занимались керамикой. Когда появилось это увлечение?
Керамика — увлечение детства, которое в определённый момент получило возможность реализоваться. Это прекрасное дело, если ты занимаешься каким-то интеллектуальным трудом, такая физическая работа хорошо балансирует тебя. Сейчас у меня нет времени заниматься керамикой, но я бы хотела снова вернуть её в свою жизнь.
Когда вас заинтересовал театр?
Театр, опять же, из детства. Я часто ходила на спектакли уже в юности, а в студенчестве даже помогала костюмерам в театре «У Моста». Мне нравились разные вещи в детстве, я любила и литературу, поэтому пошла в сферу текстов, а не театра. Проект «Полная ложа» дал мне возможность совместить профессиональные навыки журналиста и увлечение театром.
Мне бы было очень интересно узнать, как вы превращаете хобби в работу. Вы стали пресс-атташе в театре оперы и балета благодаря тому, что взаимодействовали с артистами как журналист?
Наверное, да. Я увлекалась больше драматическим театром, начала брать интервью у актёров. Потом поняла, что хотя профильного образования в сфере театра я не имею, всё равно можно писать о нём. Начала брать интервью, делать анонсирующие статьи о премьерах и увидела, что у меня получается. Погрузилась полностью в это на «Дягилевском фестивале». Но там я не писала тексты, а работала на образовательной программе, координировала студентов музыкальных вузов. Мне очень понравилось, и я подумала, почему бы кардинально всё не поменять. Ну всё-таки получается, что кардинально (смеётся — ред.). Я ушла из интернет-газеты«Текст», где на тот момент писала статьи, в Пермский театр оперы и балета. Думала, буду совмещать, но, оказалось, это нереально из-за большой загруженности.
Помните ли вы момент, когда решили связать свою жизнь с журналистикой? Кто или что вдохновило вас поступить на журналиста?
Меня вдохновляла моя учительница литературы Наталия Васильевна Мазурец.. Она знает, что повлияла на меня и на моих одноклассников очень сильно. Мы ей всегда благодарны за то, как она с нами работала. На филфак в Пермский университет мы поступали вместе с Наташей Печищевой, которая сейчас возглавляет пресс-службу университета, она моя одноклассница. Наталия Васильевна показала нам, что литература — это не что-то отстранённое от жизни, это про саму жизнь. Через произведения можно изучать себя, мир, вдохновляясь этим бесконечно. Именно так мы полюбили тексты в любом их проявлении и работу с ними. Думаю, Наташа меня поддержит здесь.
Почему вы пошли на журналистику именно в ПГНИУ? Были ли у вас намерения поступать в другой вуз, например, в Москве или Питере?
Нет. У нас прекрасный университет, он недалеко от дома, поэтому мы даже не думали о том, чтобы уезжать куда-то. Было очевидно, что здесь хорошо. Тут отличные преподаватели, на подготовительных курсах перед окончанием школы мы уже начали с ними знакомиться. Появилась тесная связь, и из школы можно было спокойно, планомерно поступить учиться, подготовившись и без серьёзных стрессов. Что касается других университетов, тогда же ещё не существовало ЕГЭ и не было возможности отправить свои документы в другие вузы так просто, а потом просто смотреть, где ты пройдёшь. Тогда в ПГУ при поступлении мы сдавали творческий экзамен, и я сразу написала на такую оценку, что меня взяли без других экзаменов, поэтому не было даже мысли куда-то ещё пробовать поступить. Я прошла на «бюджет» и сперва была отличницей, а потом я ей перестала быть, окончила учёбу с тройками (смеётся — ред.), но это на моей дальнейшей жизни никак не сказалось.
Как знания, полученные в университете, пригодились в профессиональной деятельности и, может быть, в личной жизни?
Мне кажется, что здесь стоит комплексно смотреть на то, что представляет из себя учёба в университете. Я не знаю, как на других факультетах, но на кафедре журналистики здорово было то, что мы были очень хорошо погружены в современную действительность и профессиональную. К нам приходили действующие журналисты, пермские театральные и арт-критики, поэтому была возможность изучать не только теорию, но и практику, вливаясь в профессиональную среду. Именно так я и попала на свою первую работу — у нас тогда вёл занятия главный редактор газеты «Пятница» Валерий Мазанов.
Мне кажется, наша профессия учит быть человеком открытым, деятельным, продуктивным и смелым. Эти навыки прокачиваются, если вас вместе с этим ещё окружают хорошие люди — однокурсники и педагоги. Это профессия, в которой ты должен уметь говорить, общаться и располагать к себе других людей, потому что тебе от них всегда что-то нужно — какую-то информацию. Чтобы её получить, ты должен взять это не силой, а чувством такта и умением человека к себе расположить. Этому, конечно, профессия меня очень хорошо научила. В жизни однозначно пригождается.
Какие ваши самые приятные воспоминания, связанные с кафедрой? Расскажите о них.
Их много. Мне очень нравилось учиться. Я любила пары с Владимиром Васильевичем Абашевым. У него совершенно чудесные лекции, очень увлекательные. Здорово, что он до сих пор преподает и читает, благодаря ему появилась наша кафедра, и она до сих пор достойного уровня. На большинстве лекций наших преподавателей мне всегда было очень интересно, разве что за редкими исключениями, которые я сейчас и не вспомню.
Чем вы занимались, помимо учебы? Были хобби и увлечения? Может, участвовали в студенческих мероприятиях?
Я на самом деле много бездельничала (смеётся — ред), потому что жила в общежитии, и там было всегда весело. В студклубе я совершенно не участвовала. Но это и не значит, что мы ничем не занимались, мы всегда что-то делали интересное, творческое с одногруппниками и друзьями из общежития.
Как у вас сейчас обстановка в Москве? Вы уже привыкли к её ритму?
Не сразу привыкаешь к ритму Москвы, но я адаптируюсь быстрей, чем думала. Мне казалось, что будет невероятно сложно, но нет — ко всему привыкаешь. Расстояния здесь большие, конечно, но это уже не так критично. Я смогла найти квартиру не так далеко от работы, добираться чуть больше 40 минут. Не хотела, чтобы она была в пригороде, хотя так живут многие и ездят на работу в центр, но мне сложно представить, как тратить на дорогу два-три часа в день.
Работы очень много, вечерами я в основном дома или с друзьями. Но в выходные удается погулять, посмотреть на красоту, сходить в театр или ещё куда-нибудь. В общем и целом, удаётся наслаждаться тем, что теперь я живу в городе, где есть всё, что только можно себе представить. От вкусной кухни, кафе, театров и до гончарных мастерских. Здорово понимать, что в свободное время ты можешь выбрать что угодно, всё увидеть и попробовать, вопрос только твоего собственного запроса на это и самоорганизации.
Как сейчас проходит ваша работа? Она отличается от предыдущей?
Она очень близка по своему характеру к работе в Перми, только теперь связана не с театром, а с Московской филармонией: я работаю с журналистами и критиками.
В пермском театре вы посещали репетиции и были очень близко к работе музыкантов и артистов, есть ли такая возможность в Москве?
Да, конечно, мы работаем в том же здании, где проходят концерты. Чтобы попасть на репетицию, достаточно просто спуститься вниз на другой этаж. И несколько раз в неделю мне точно удаётся послушать живую музыку.
Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.
Главное фото: Никита Чунтомов