В Пермском крае, как и в самой Перми, имеется огромное количество действующих, заброшенных и реконструирующихся монастырей, храмов и иных святых мест. Также много старых и новых икон, которые можно встретить в каждом таком святом месте. На иконах в церкви или храме перед нами предстают образы. И мало кто задумывается, какой смысл несет рисунок на иконе, и что она является художественной работой, в которую заложен некий замысел создателя.
Иконы читаются снизу вверх, как бы возвышаясь от людского мира к миру Божьему. Часто художники изображают святых, находящихся на земле и достигающих небесной глади – именно такой была их жизнь. Иногда в нижней части иконы мастер прорисовывает значимые элементы, фрагменты жизни святых, которым многие не предают особого значения при просмотре. В иконах древних художников даже деревянной рамке присуща некая роль. Она разделяет наш мир и духовный воображаемой гранью.
Фону принадлежит особая роль, как и всему в искусстве иконописания – каждая частичка иконы несет свою смысловую нагрузку. Древние христианские иконы отличались детализировано прописанным фоном для демонстрации реальности показанных действий. На более современных иконах реальность носит не такой значимый характер, для них характерен преимущественно белый или золотой фон. Оба цвета являются наиболее почитаемыми в византийской традиции. Белый сравнивают с раем, на иконах с белым фоном показывается действие, происходящее непосредственно в раю. Золотой указывает на святость и сияние. Также золото всегда остается в одном оттенке и указывает на вечность.
Иные цвета также обладают своим определенным смыслом, однако есть цвет, который художники никогда не используют при написании икон. Это серый цвет, который получается путем смешивания черного и белого.В духовном мире недопустимо смешивание зла и добра, ада и рая, как и неприемлемо объятие света тьмой. Иконописцы относятся к цвету как к смысловому образу, они не используют его просто так.
Красный цвет обзавелся одновременно несколькими значениями. Он символизирует кровь и соответственно распятие Иисуса. Поэтому человек, нарисованный на иконе в красном одеянии, определенно является мучеником. Также этот цвет указывает на воскресение и символизирует победу жизни над смертью.
Голубой и синий цвет являются символами чистой небесной глади и вечного мира. Также их можно назвать цветом Богоматери, которая соединяет в себе как все небесное, так и земное.
Черный цвет в иконописании ассоциируется с грешниками и бесами. Падшие ангелы имеют схожесть с небесными духами, которые потускнели, почернели и утратили яркое небесное сияние. Также сочетание черного и красного цвета в иконописании приемлемо для изображения ада. Красный и черный цвет ассоциируются с двумя главными стихиями ада – племенем геенны и кромешной тьмой.
Икону со святыми практически всегда дополняют визуальные рассказы об их жизненном пути и невероятных чудесах. Такие рассказы можно найти вокруг центральной части иконы – средника. Сценки находятся в клеймах; их не всегда разделяют линии и часто наблюдается наслоение одной надписи на другую. Их необходимо читать как обычный текст: слева направо, постепенно перемещая взгляд через средник. В первой сцене, которая занимает верхний левый угол показан момент появления на свет святого, сменяемый сценами младенчества. Далее художник показывает совершенные чудеса и иные значимые жизненные эпизоды. Момент смерти праведника запечатлен не в правом нижнем углу, его обычно показывают раньше. Последние эпизоды – это посмертные чудеса: невероятные исцеления смертельно больных у святого гроба и перенесение его мощей.
Дальше попробуем расшифровать атрибуты на иконах. Даже трудно заметные атрибуты могут помочь понять их предназначение. К наиболее часто встречающимся атрибутам святых на иконах следует отнести кресты. Крест в руках человека ассоциируется с мученической смертью, связанной с его верой.
Как правило, в руках святых изображается то, чем они смогли прославиться при жизни. Допустим, Сергий Радоженский держит в руках миниатюрный монастырь, который был основан при его непосредственном участии. Святой Пантелеимон, как правило, изображается с коробочкой лекарств. В руках Евангеилистов и Святителей иконописцы показывают Евангелии.
Довольно часто атрибутика святых является весьма неожиданной и удивительной. Например, святого царевича Димитрия иконописцы часто изображают с короной на голове (несмотря на то, что при жизни его не короновали), иногда в его руках оказываются орешки, которые он перебирал в руках перед самой смертью.
Святого мученика Христофора иконописцы изображают в довольно непривычном образе с собачьей головой. Это немного искаженный жизненный эпизод: Христофор просил Господа лишить его красоты, дабы свести на нет все соблазны.
Фигуры на иконах также носят некий символизм. К примеру, прямоугольник, на котором рисуют нижние конечности святых, ассоциируют с человеческим – нашей землей. Фигуры с углами также имеют свою символичность: шесть углов шестиугольника обозначают шесть дней, за которые Господь создал наш мир, восьмиугольник указывает на вечность и т.д.В круге, как известно, нет ни единого угла, его можно назвать совершенным. В нем отображается полнота событий, также его часто используют для изображения создания земли.
На этом первую часть закончим. Вторую часть статьи мы начнем с «обратной перспективы».
Главное фото взято с сайта Все иконы