В первых двух частях цикла своими историями успеха поделилась танцовщица Анастасия Чепурова и тренер по оздоровительному плаванию Лариса Попова. В этой материале представляем историю следующей героини.
Ольга Аликина. Успешный театральный педагог. Профессиональная неудача, смерть близкого человека, авария
Интересная и вдохновляющая, смелая и яркая. Её любят ученики, ведь она учит их не только театру, но и жизни. Все это про театрального педагога Ольгу Аликину, которая является руководителем театральной студии «Три-четыре». На своем пути к успеху она была не раз испытана судьбой, но весь опыт, даже негативный, стал для нее ключиком к счастью. Ольга Владимировна поделилась оптимистическими взглядами на свой путь к успеху и рассказала о том, что ей помогло преодолеть неудачи и двигаться дальше.
— В каком возрасте Вы захотели заниматься театральным делом?
— В 12 лет я пришла в театральную студию, но до театральной студии у меня была уже музыкальная школа и танцевальный коллектив. В Красноуфимске, во дворце пионеров как раз открылся тогда театральный коллектив, я туда пошла, потому что это было дело достаточно экзотичное для Красноуфимска. И позже, занимаясь в этом коллективе, я еще и в школе вместе с другой девочкой открыла театральный кружок, начали спектакли ставить, как умели. Мы сами руководили. С этого времени началась моя любовь к театру и продолжается всю жизнь. В 17 лет я пошла поступать на артистку музыкальной комедии в Екатеринбурге, но со второго тура слетела. Мне сказали, что надо позаниматься. Но я девочка очень гордая была. Раз я тут не нужна, то и пошли вы нафиг. И приехала в Пермь поступать в институт культуры. Я принципиально не пошла на театральное отделение. И пошла на методиста-организатора клубной работы, а сейчас это отделение называется режиссура театрализованных мероприятий. Я пыталась оторваться от театра, видимо, из собственной вредности. Но меня жизнь притащила туда все равно. Сейчас я занимаюсь детским театральным коллективом и в большей степени считаю себя театральным педагогом, нежели режиссером.
— Почему именно театр?
— В разных возрастах были разные причины. В детстве театр, потому что я была очень неуверенным в себе человеком. Хотелось понять, кто я такая, что во мне лежит. Это была сверхзадача на всю жизнь, начиная от тех детских времен и заканчивая сегодняшним днем. Потом где-то мне хотелось славы, не буду врать, хотелось, чтобы все сказали «Вау!», что я супер режиссер. Где-то хотелось кому-то помочь через театр. Допустим, когда начала с детьми заниматься, многим мне хотелось просто помочь: я сама была неуверенной, и, когда дети ко мне приходили в этой же степени неуверенности, я знала, как им помочь. Почему я занялась детским театром – потому что в то время я хотела реализации себя как матери, у меня ребенку было 9 лет. Хотя я долгое время не хотела брать своего ребенка к себе в студию, но, видимо, где-то подсознательно у меня было желание что-то дать своему ребенку.
— Сколько лет обучения и работы ушло на становление вас как театрального педагога?
— Это вся жизнь. Я не считаю, что я закончила свое обучение. У меня за плечами три творческих лаборатории. У меня есть дополнительные театральные дипломы к моему основному методиста-организатора клубной работы. Я горжусь, что мне все-таки удалось поучиться на театральном отделении в нашем институте, причем у таких звездных педагогов, как Виктор Афанасьевич Ильев, которому я безумно благодарна и у которого я сейчас продолжаю учиться. Я думаю, что главный секретик – обучаться, обучаться, обучаться. Тогда, мне кажется, люди понимают вкус своей профессии. Главное, чтобы было желание, нужно полюбить свою профессию. Я никогда не думала, идя на работу, про деньги. Но странным образом, когда ты любишь свою профессию, тебе вдруг начинают через эту профессию приходить деньги. Любовь – это очень мощная энергия.
— Расскажите, чем приходилось жертвовать ради достижения профессиональных целей?
— Честно говоря, никаких особых жертв я не приносила. Но было такое, что я увлекалась каким-то проектом и запускала личную жизнь, это приносило свои проблемы. Но, опять же, я рада, потому что работа стала своеобразным маркером. Для примера, в личной жизни – сейчас подспудно говорю и о себе тоже, но отстраняясь. Ты вышла замуж, долгое время жила с человеком, думала, что у вас все окей, но потом в определенный момент ты увлеклась творческим проектом, начала туда отдавать больше сил, и вдруг ты обнаруживаешь, что с человеком, который с тобой, стало что-то разваливаться. Можно, конечно, себя обвинять и пинать. Я пинала себя. Но потом, по прошествии времени я поняла: хорошо, что я рассталась с этим партнером, ведь это была лакмусовая бумажка к тому, что моя личная жизнь не на сто процентов хороша, и, возможно, это был не мой человек. Если бы вы мне задали вопрос насчет жертв лет двадцать назад, я, может быть, бы ответила по-другому, сказала бы, что чем-то личным пожертвовала. А сейчас нет.
— С какими неудачами Вы столкнулись? Казалось ли Вам, что эти неудачи непреодолимы? Расскажите об этом подробнее.
— Я считаю, что с неудачами сталкиваюсь время от времени, но они мне не кажутся глобальными. Самая первая крупная неудача на моем пути – я не поступила туда, куда хотела, не стала профессиональной актрисой. Я долго переживала это, путь в театр хотела себе закрыть. Это был крах надежд. Мне не хватило уверенности в себе и какой-то выучки, у меня не было педагога. Но я пошла другим путем. Сейчас я уже умею бороться и перестала бояться конкуренции. Я помню, как тогда, завернувшись в эту французскую штору, я рыдала как не знаю кто. Сейчас я могу сказать: слава Богу, что я туда не поступила. Слава Богу, потому что то, что я имею сейчас – это гораздо круче, гораздо больше. Мне вообще в жизни все дается сложно. Но я недавно поняла, что меня все-таки любят высшие силы! Мне дается нелегко, но мне дается.
И что бы ни случилось, шоу должно продолжаться. Режиссер – это человек очень ответственный, за ним стоят люди. Ничего не должно рушиться. Ситуация, когда я похоронила своего папу… У меня на следующий день после похорон должна была состояться премьера спектакля. А на день похорон была назначена генеральная репетиция. Мы не стали отодвигать премьеру. У меня был совершенно дикий день. С утра оповестила ребят, уехала на похороны в Красноуфимск на такси, на такси же вернулась обратно. Единственное, что я сделала – перенесла генеральную репетицию на час позже. Я не буду говорить о том, чего для меня это стоило внутренне. Но то, что мне нужно было продержаться, помогло мне пережить личное горе грамотно.
Еще одна история была, когда я попала в аварию. Попала в больницу и провалялась в этой больнице со своим сложным переломом три недели. Здесь было некому ребят подхватить. Я жёстким образом переживала. И потом мне нужно было месяца три восстанавливаться, фактически еще на один месяц мне нужно было идти на реабилитацию. Я не должна была вести занятия, врачи считали, что я не смогу это делать. Но я смогла. Поняла, что сама смогу свою руку разработать до нужного состояния. Когда через месяц я пришла к врачу и проделала невообразимые пируэты, врач упала на стул и спросила: «Вы где так реабилитировались?» Я сказала, что все очень просто: шторки тяжелые в своем театре вешала-снимала, делала свою работу, руководила – махала руками. Дело не может останавливаться. Всегда говорите себе, что вы можете больше того, что, вам кажется, вы можете.
— Что Вы чувствовали, когда столкнулись с преградами на пути?
— Я отношусь к тем людям, которые если дают волю своим чувствам, то это слезы рекой, очень бурная реакция – это словами не описать. Так было, когда я сталкивалась с неудачами. Во время трудностей нужно просто вовремя выплеснуть все эмоции, побить чашки, поколотить подушку, главное, чтобы плохие эмоции не отразились на окружающих. И после этого нужно сесть и проанализировать, почему так, причем сделать это с холодной головой. Когда пытаешься разобраться в ситуации спокойно, то понимаешь, что ситуация не настолько страшная, какой она оказалась.
— Что Вам помогло преодолеть трудности на пути к успеху?
— Я считаю, что если у человека с детства сформирован стержень, то он все трудности преодолеет. Я вот вредина. Я на зло всем как махну! Себе и всем все докажу. Меня жизнь много раз шлепала. Но во мне живет птица феникс. Казалось бы, что уже все: руины, пепел. А потом опять откуда-то вылезает солнышко, и я опять верю. А еще мне кажется, что жизнь нам дана для прохождения, а не для того, чтобы мы за результатом бежали. Папа мне сказал, что результат жизни – это смерть, поэтому я живу не для результата, я живу в процессе. Это тоже помогает справиться с неудачами.
— В Вашем профиле во ВКонтакте есть девиз «При любых обстоятельствах оставаться человеком». Можно ли назвать его жизненным принципом, который помог Вам достичь успеха?
— Этот девиз абсолютно рабочий. Его во мне поселили мои родители. Раньше я еще говорила: «Хороший человек – это не профессия». Я долгое время так говорила, а потом поняла, что я дура. И у меня появилось продолжение: «Хороший человек – это не профессия. Это дар Божий». Девиз, который на страничке в ВК, появился не сразу. Где-то если я не удержалась, слила на детей свой негатив, я могу прийти и извиниться. Я должна быть человеком. Этот девиз возвращает меня к реалиям, когда проявляется моя амбициозность (я ее в себе обнаружила), порой доходящая до беспредела. В один момент меня понесло в сторону амбиций и я почувствовала, что начинаю ходить по головам. Но спасибо моим честным детям, которые смогли мне сказать о том, что я на них давлю, что за их счет пытаюсь как-то приподняться.
— Расскажите о студии «Три-четыре».
— О студии я сама не очень люблю рассказывать. Мне интересно, какими глазами дети смотрят на студию. Ну, а от себя… Мы стараемся более-менее держать программу театров-студий. Мы располагаемся на базе дворца им. Солдатова. Всех приглашаю сюда! Мы играем спектакли для маленьких детей, для детей среднего возраста, для молодёжи, и даже к нам с удовольствием приходят взрослые. Занимаемся с детьми от 5 лет и официально до 18, но могут прийти и студенты. Главное, чтобы по расписанию все складывалось. Театр – это вид искусства сложный и требующий много времени. Здесь обучение актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи. Дополняем это программой по гриму, основами танца, основами вокала. У нас на первом месте наши постановки. Мы здесь пытаемся дать ребенку понимание о том, каким бывает театр. Кстати, мне очень нравится, когда нам дают дипломы в номинации «Творческий поиск» или «Экспериментальная работа». Я кайфую, потому что эксперименты не позволяют нам засохнуть.
— Испытываете ли Вы чувство гордости за Ваш профессиональный путь и за саму себя?
— Да. Точно да. Я понимаю, что я счастливый человек. Каждый день был прожит не зря. Я сейчас прямо полюбила те самые темные дни. Я теперь понимаю, что не случись в моей жизни этого, не было бы того, что есть сейчас, не было бы этого счастья. И если бы мне сейчас сказали: «Давай мы тебя вернем в твои 25», я бы ответила: «Нет, ребята, мне мой возраст нравится, я уже все понимаю, еще все могу и уже много что знаю». Сейчас самый клевый возраст, потому что у меня впереди еще большой путь. Молю только о здоровье. У меня такое ощущение, что я жить только начинаю сейчас. Во всех смыслах: в личной жизни, в своей профессиональной жизни и в роли мамы. Сейчас я, наконец, пришла к тому, что я уже могу делиться своим счастьем. Дай Бог, чтобы нашлись те, кому это надо. Недавно ко мне пришел мой выпускник. У него сейчас сложный период в жизни. И мне совершенно в диковинку было, что он пришел ко мне поделиться и получить совет. И ушел с такой благодарностью. У меня просто такие слезы радости, счастья, гордости за моих детей! Я думаю, как можно быть несчастным человеком. Причем ребята потом мне начинают писать, присылают свои стихи, песни под гитару. Теперь вы понимаете, почему я не грущу, что не стала актрисой?
Путь к успеху – это целая жизнь. И Ольга проживает эту жизнь с радостью и благодарностью, осознавая свое счастье. Мы желаем нашей героине насыщенного продолжения пути и множества ярких событий, как профессиональных, так и личных.
Три человеческих жизни – три трогающих душу истории: такие разные, но такие родственные. Их объединяет не только боль и неудачи, но и великое чувство любви: любви к своему делу, любви к жизни. Любовь делает нас уверенными в себе и в том, чем мы занимаемся. Без любви к своему делу невозможен успех. Благодаря этому искреннему чувству человек становится сильным и делает все возможное и невозможное, только бы остаться на своем пути, не останавливаться и достичь заветной высоты. Наши героини показали это своим примером. И, что самое главное, они всегда двигались вперед. Сломленные, они вновь поднимались на ноги и шли. Помни: шаг за шагом – и вырастают крылья, несущие тебя прямиком к вершинам.
Главное фото взято из личного архива