Уделять должное внимание психическому здоровью ребёнка, увы, удаётся немногим взрослым. Про синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) слышали далеко не все, однако от этого психоневрологического расстройства по статистике в мире страдает от 3 до 7% детей.
СДВГ — это расстройство поведения и психического развития, которое появляется в детском возрасте. Основные симптомы: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. СДВГ также может являться симптоматическим проявлением других расстройств. Взрослые часто такое поведение называют «характером», из-за чего не принимают меры. Поэтому около 2-3% людей узнают свой диагноз только во взрослом возрасте.
Я пообщалась с детским неврологом Ириной Власовой, чтобы узнать, насколько важно заметить симптомы СДВГ у ребёнка и начать его лечение.
— Как понять, что у ребёнка СДВГ?
— Понять, что у ребёнка СДВГ можно по основным симптомам: не может сидеть на месте, есть постоянная потребность двигаться, прыгать, в незнакомом помещении изучает все поверхности, столы, тумбочки, даже в кабинете врача. Ребёнок невнимателен, задания нужно повторять неоднократно; импульсивен, склонен к вспышкам гневных эмоций. Радостные эмоции тоже чрезмерно выражены.
— Почему родителям не нужно бояться обращаться к врачу, если они стали замечать, что с ребёнком что-то не так?
— Родителям нужно обязательно обращаться к врачу в связи с тем, что в основе заболевания лежат нарушения нейрохимических процессов в головном мозге, в частности в лобной доле, которые самостоятельно не купируются. В школьном возрасте это будет мешать учёбе и успеваемости. Такие дети очень неудобны в школе и часто подвергаются буллингу.
— Какую помощь вы, как невролог, в силах оказать детям с СДВГ?
— После проведения диагностики и установления диагноза проводится комплексное лечение, которое состоит из медикаментозной поддержки, занятий с нейропсихологом. А также таких немедикаментозных методов, как БОС* — терапия.
* Биологическая обратная связь (БОС) — поведенческая терапия, которая учит управлять работой мозга, вегетативной нервной системы и мышц.
Мне удалось найти девушку с подтверждённым СДВГ. Я побеседовала с ней, чтобы узнать, каково жить с психическим расстройством.
— Как у вас проявляется СДВГ?
— Я рассеяна, постоянно отвлекаюсь. Часто возникают сложности с выполнением повседневных дел. Постоянно опаздываю, забываю что-либо делать вовремя. Часто бывает, что я не слышу и не вижу ничего вокруг себя, как будто выпадаю из реальности. Из-за этого упускаю некоторые вещи особенно на занятиях.
— Когда вы узнали о том, что у вас СДВГ? Какая у вас и у ваших родителей была реакция?
— Сам диагноз был поставлен примерно в три года, а осознавать я начала уже в более взрослом возрасте, когда стала замечать некоторые симптомы. Бурной реакции не было, так как этот диагноз со мной всю мою жизнь. То есть я уже и не помню, как о нëм узнала. Родители тоже восприняли спокойно. Волновалась только бабушка, так как она первая заметила, что что-то не так, да и вообще она сама по себе впечатлительный человек.
— Возникают ли трудности при выполнении каких-то задач? Что человеку без СДВГ проще сделать, чем вам?
— Да, возникают, например, в домашних делах и работе. Делаю всë намного дольше, потому что всë время отвлекаюсь на что-то другое. Человеку без СДВГ проще строить планы и планировать своë время, чем мне. Ещё у меня нет никаких хобби. Я просто не могу концентрироваться на одном каком-то занятии: начинаю и бросаю. Я перепробовала очень много всяких хобби, но ни на одном не задерживалась долго.
— Проявляются ли у вас какие-нибудь «сопутствующие» СДВГ расстройства?
— Да, расстройство сна, неврастения, обсессивно-компульсивное расстройство. Например, я мыла голову по несколько раз в день, казалось, что она грязная. Есть паническое расстройство. Расстройство приспособительных реакций. Тревожность, раздражительность. Повседневные дела и общение с людьми мне даются с трудом.
— Как вы адаптировались к жизни с СДВГ?
— Стараюсь всеми силами контролировать это, но часто, конечно, не получается. Просто привыкла. Стараюсь относиться с юмором.
— Расскажите истории, когда синдром влиял на вашу жизнь.
— В начальной школе была такая ситуация. Мы сидели с одноклассником на уроке английского, и у меня по какой-то причине не было учебника. Он со мной поделился. Мы сидели, занимались. А я, как обычно, выпала из реальности: ни учительницу, никого не слышу. И мне под руку попался какой-то рисунок в учебнике. Я давай там ручкой вырисовывать. Опомнилась, когда одноклассник сказал: «Ты что делаешь?!» В общем, учительница поругала, он на меня подулся, и забыли. Учебник, конечно, испорченным остался. Но что поделаешь? Не объяснишь же: «Ой, у меня СДВГ, я не специально». Ну, не понимают люди такое.
Со мной часто повторяется одна и та же ситуация: я гуляю с друзьями и иногда выпадаю из реальности, а очухиваюсь, когда они с чего-то смеются.
То есть я не понимаю, что произошло, и начинаю их спрашивать. А они ещё сильнее смеются. Вот так я часто и пропускаю какие-то шутки или моменты.
Ещё я боюсь, что на меня когда-то наедет транспорт. Меня часто чуть не сбивают машины или самокаты, потому что я не вижу и не слышу их.
— Что бы вы как человек с психическим расстройством хотели сказать обществу?
— Что таких людей, как я, на самом деле, намного больше, чем кажется, и это могут быть даже ваши близкие. Поэтому старайтесь просто относиться с пониманием.
***
По данным Международного консенсунсного заявления Всемирной федерации СДВГ люди с диагнозом сильно подвержены риску низкого качества жизни. У них могут встречаться расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, есть риск случайных физических травм, они испытывают трудности в общении. Некоторые сталкиваются даже с преступной деятельностью.
Однако при лечении СДВГ многие пациенты не имеют этих проблем. Кто-то «перерастает» синдром, а кто-то приспосабливаются к жизни с ним во взрослом возрасте.
Жизнь с психическим расстройством сложна, поэтому крайне важно обращать внимание на поведение детей. Лучше найти и решить проблему в детстве, чем потом жить с последствиями.
Источник главного фото: Freepik