Пермская киностудия документального кино «Новый Курс» снимает кино более 30‑ти лет и является организатором кинофестивалей «Флаэртиана», «Future.doc», «Радуга Прикамья». Студия располагается в маленьком офисном помещении, а все съемки происходят на выезде – в подлинном окружении героя того или иного фильма.
Начало 2020 года было особенно плодотворным. Правительство одобрило несколько заявок на крупные проекты, которые предполагали поездки в города Пермского края и крупные города России. Но, не противясь указу президента, в конце марта студия ушла на карантин.
Сотрудники киностудии рассказали, чем они сейчас занимаются, и о возможности удаленной работы в сфере кино.
— Как изменился ваш рабочий процесс?
— Стал больше погружен в интернет. Рабочее место перенеслось на 90% домой. Я и на работе-то работал в основном на компьютере. Так что для меня сильно ничего не изменилось.
— Какие профессиональные планы разрушила изоляция?
— У нас было запланировано несколько поездок со съемками в районы края к героям – они отменились.
— Возможно, эта ситуация принесла какие-то новые возможности?
— Раньше я почти не использовал интернет для дистанционной работы. Сейчас мы делаем через интернет трансляции фильмов студии. Ну вот, какие-то интернет-технологии приходится больше использовать.
— Как это повлияло на документальное кино?
— Всё равно мир изменится очень сильно. Тут два момента. Первое – документальное кино обратило внимание на такую проблему, как коронавирус. И уже несколько проектов запустилось в России. И второе – серьезная проблема для проведения фестивалей документального кино.
— Как изменился ваш рабочий процесс?
— Я сижу дома. Занимаюсь проектами, которые на данной стадии не требуют съёмок. Проводим ресерч (англ. research – исследование) с помощью видеосвязи с потенциальными героями.
— Эта ситуация принесла какие-то новые возможности?
— Сейчас особое внимание уделяем продвижению старых фильмов. Показываем их онлайн в социальных сетях.
— Как это повлияло на документальное кино?
— Говорят, будет бум док фильмов про коронавирус. Все документалисты кинулись снимать. Не знаю. Я пока не нашла себе тему в пандемии.
— Как изменился ваш рабочий процесс?
— В целом, рабочий процесс не изменился. Я всё так же много времени провожу за компьютером. Просто теперь я делаю это дома. Единственное изменение – это общение с коллегами по видеосвязи. Пожалуй, это не позитивное изменение. Потому что по видеосвязи невозможно обнять моих прекрасных коллег…
— Эта ситуация принесла какие-то новые возможности?
— Новые возможности – это из позитивного. Больше свободного времени, сейчас я не трачу два часа на дорогу до работы и обратно, подольше сплю. Возможность потратить появившиеся пару часов на просмотр фильмов. Пока в основном смотрю фильмы, связанные с теорией и историей кино. Ещё одна возможность – исследовать новые инструменты работы в социальных сетях. Например, со студентами. Как говорится, новая реальность требует новых форм.
— Как это повлияло на документальное кино?
— Вся эта ситуация, безусловно, отразится на всех аспектах жизни, и на кинематографе в том числе. Думаю, в следующем году выйдет немало документальных фильмов, так или иначе связанных с темой вируса. Кроме того, я думаю, во многих фильмах зритель увидит дневники, снятые героями в самоизоляции, или же куски интервью из Скайпа, Зума и других похожих программ для видеосвязи. Возможно, кто-то найдет новые, никому ещё не известные формы кинематографа.
— Как изменился ваш рабочий процесс?
— Мой рабочий процесс не изменился. Я давно работаю дома.
— Какие профессиональные планы разрушила изоляция?
— У меня не стало возможности контакта с людьми, которые имеют кинохронику. Получить желаемый контент стало затруднительно.
— Эта ситуация принесла какие-то новые возможности?
— Никаких новых возможностей, кроме вреда делу.
— Как изменился ваш рабочий процесс?
— Первые три четыре дня были не очень продуктивны. Повлияла смена места. Вместо офиса – дом. В целом ничего страшного, просто на уровне ощущений и привычки. Многое отвлекало: близость дивана, телевизора, холодильника. На данный момент адаптировался. Продуктивность восстановлена.
— Какие профессиональные планы разрушила изоляция?
— Перенос премьеры спектакля, как результат отсрочка выплаты гонорара. Часть моих заказов непосредственно связана с работой одного из промышленных предприятий. Предприятие в данный момент не работает. И так же – потеря финансов.
— Эта ситуация принесла какие-то новые возможности?
— Появилось чуть больше времени на реализацию ранее отложенных проектов, на разбор накопившихся проблем, на чтение книг и просмотр видео для самообразования. Да и вообще эта ситуация дала повод задуматься над собственным мироощущением, которое, на мой взгляд, претерпевает серьёзные изменения.
— Это может изменить траекторию развития зрителя?
— Мне кажется, что эта ситуация изменила мир и он уже никогда не будет прежним. Соответственно изменился и зритель, который по-новому, сквозь призму случившегося, будет воспринимать любой контент. Возможно, мы на пороге открытия нового мира.