Толерантность — так ли это трудно?

На Прикамской земле проживает 120 народов — это один из самых многонациональных регионов России. Многообразие национальностей –  возможность для края найти свою идентичность. У региона есть северные финно-угорские корни, тюркский южный мир и мощный пласт русской колонизации. 

Советский Союз был интернационален. Все люди страны были советскими, независимо от национальности. А после распада Союза этой объединяющей идеи не стало. Этнический бум – всплеск активности народов, которые долгое время о себе не заявляли.

Могут ли люди смириться  c нетерпимостью, которая проявляется к их личным качествам, а также к социальной и естественной природе? Данный вопрос характеризуется терпимостью и толерантностью. Однако, когда рассматривается образ жизни, привычки отдельных личностей, то появляются определенные трудности.

К примеру, были бы мы толерантны по отношению ко всему грязному и дурно пахнущему, бездомному или тунеядцу-алкоголику, которые являются злостными нарушителями нашего привычного спокойствия? На данный вопрос ответить довольно непросто. Такая несовместимость, которая относится к духовности, культуре и нравственности неизбежно приводит к противоречивой реакции.

Толерантность – одно из важнейших условий, позволяющих найти компромисс для преодоления конфликтных ситуаций. Нетерпимость – путь в никуда, она толкает человечество в пропасть. Именно поэтому вопрос толерантности остается актуальным во всех странах мира.

«Декларация принципов толерантности» состоит из трех основных международных документа: «Устава Юнеско», «Устава ООН» и «Всеобщей Декларации прав человека». В «Уставе ООН» толерантность рассматривается как намерение «жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» — это, по сути, одно из неотъемлемых условий мирного сосуществования.

«Устав ЮНЕСКО» гласит, «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В мире существует очень много культур, и каждая нация или отдельный народ должны уважительно относиться к нравственным, моральным и поведенческим принципам других народов и наций.

«Всеобщая Декларация прав человека» — основные законы: «право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их». Обучение «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами». Если детей с ранних лет учить уважительно относиться к таким же детям, как они, то, будучи уже взрослыми людьми и состоявшимися личностями, они с большой долей вероятности не станут конфликтовать с другими.

В «Декларации принципов толерантности» имеется четыре составляющих понятия толерантности:

1. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Иными словами, все люди абсолютно свободны в своем выборе, нельзя сказать, что есть правильный и неправильный выбор, как и нет высших и низших культур и религий.

2. «Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Из второй составляющей мы видим, что в условиях глобального мира объединение человечества осуществляется лишь универсальными ценностями, а именно универсальными правами и свободой человека, которые не будут иметь ничего общего с политикой и мировоззрением. Разделяя их, люди могут поддерживать любые политические взгляды или вероисповедания.

3. «Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе, культурного плюрализма), демократии и правопорядка». Рассматривая третью составляющую, мы понимаем, что соглашение и осознание c идеями толерантности недостаточно, необходимо защищать права всех людей, поддерживая правопорядок и демократию, независимость судов и равенства всех без исключений граждан перед законодательством.

4. «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими». Четвертая составляющая указывает на то, что толерантность – это основа непримиримости с социальной несправедливостью. Она поддерживает как свои личные убеждения, так и убеждения других людей.

Декларация также показывает проявление толерантности на государственном уровне: «на государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм». Соблюдение гражданами законов способствует стабильным отношениям в обществе.

Благодаря справедливым законам каждый человек способен реализовать свои права и свободу в самых разных сферах жизни. Необходимо проявлять уважение к чужой индивидуальности. В Конституции Российской Федерации можно прочитать следующие слова: «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Толерантность очень важна для человечества в целом ещё и потому, что, как написано в Декларации, «каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер».

Всемирно известный канадский культуролог, филолог, философ и литературный критик Герберт Маршалл Маклюэн дал сегодняшнему миру свое название — «Глобальная деревня», в которой нет такого понятия как расстояние, и люди находятся как на ладони — один напротив другого. Основное и главное условие человеческого существования как биологического вида – взаимное уважение и признание прав друг друга. Люди не могут изолироваться друг от друга, как бы они этого не желали. Массово распространять идеи, прививать будущим поколениям толерантность позволяет эффективно предупреждать возникновение такого явления как нетерпимость.