Уроки полового воспитания: табу или необходимость? – ПиПермь

Уроки полового воспитания: табу или необходимость?

А вы говорите о половом воспитании со своим ребёнком? Половое воспитание – то, о чем принято молчать? Я всерьёз задалась этим вопросом, когда мои ровесницы начали закрывать смайликами лица своих детей на фотографиях. Сексуальное образование все ещё является табуированной темой во многих общеобразовательных учреждениях. Сначала взрослые думают, что детям ещё рано знать о физиологических процессах человека, а затем выпускается новая серия «Беременна в 16».

Я решила изучить эту тему и посетила Пермский краевой перинатальный центр, где пообщалась с заведующим акушерским отделением палаты патологии Сергеем Куликовым.

— Расскажите про статистику юных рожениц. Как часто к вам поступают молодые девушки, как они переносят роды?

— Молодые девушки до 18 лет составляют примерно 20% от всего числа первобеременных женщин. Так как у нас перинатальный центр третьего уровня, все юные беременные поступают только в специализированные стационары третьего уровня. Роды молодые девушки переносят нормально, как и остальные роженицы, но им тяжелее морально, потому что физиологически они готовы, а психологически нет. Они не до конца понимают, что с ними происходит.

— Как часто молодые девушки делают аборт? Влияет ли это на их здоровье?

— Ежегодно в мире более 75 млн. женщин сталкиваются с проблемой нежелательной беременности, и у 2/3 из них это заканчивается абортом. Российская Федерация относится к странам с высокой частотой абортов (например, 33,3 на 1000 женщин фертильного возраста в 2007 году). И хотя за последние два десятилетия, по данным Росстата, их число снижается (абсолютное число сократилось в 2,7 раза), искусственный аборт продолжает оставаться основным, хотя и небезопасным, средством регулирования рождаемости. Более половины учтенных абортов приходится на женщин в возрасте 20-30 лет; женщины 30-35 лет и старше делают аборты в 2,5 раза реже.  Аборт в любом случае влияет на здоровье, это может обернуться любой травмой, как психологической, так и физической. 

— Поступают ли к вам юные беременные девушки с ЗППП? 

— Поступают, но очень редко, потому что, в основном, это первый половой партнер девушки. Чаще всего, они плюс минус одного возраста и находятся в своих первых отношениях, являются первыми партнерами друг друга.  

— Есть ли вероятность родить здорового ребенка при ЗППП? 

— Наличие вируса папилломы человека (ВПЧ) в организме не снижает шансы на успешное зачатие, нормальную беременность и естественные роды.

— Как девочки в 16 лет переносят роды в моральном плане? Считаете ли вы нормой рожать в 15 лет, ведь в средние века девушки рожали в 12 лет и это считалось нормой?

— Если их поддерживают родители, то роды переносят хорошо. Для них очень важна поддержка, потому что они сами еще дети. Сейчас девушки в 15 лет более морально и психологически незрелые, чем девочки, которые рожали в 12 лет в средние века. 

— Есть ли у молодых мам вредные привычки? Ответственно ли они подходят к беременности?

— Есть, если вредные привычки были до беременности, то процентов на 80 они сохраняются у них и во время беременности, и после беременности, и во время кормления грудью. Молодые девушки проще относятся к этому.

— Расскажите про статистику выкидышей, замерших беременностей. Как на это влияет возраст?

— Выкидыши и замершая беременность составляет 10-15% от всех беременных женщин. 80% выкидышей случаются в первом триместре до двенадцати недель. В 50% случаев это происходит в связи с генетическими дефектами плода. Угроза выкидыша по причине хромосомных аномалий снижается с течением беременности: к двадцати неделям составляет 10-20% против 41-50% в первом триместре. Основной причиной генетически обусловленных ранних выкидышей являются автономные трисомии, когда в клетках присутствуют три гомологичные хромосомы вместо двух. Такие дефекты возникают еще в момент зачатия и не подлежат корректировке. Они ведут к выкидышу или к развитию тяжелых генетических заболеваний. Помимо генетики, выделяют иммунологические, эндокринные и инфекционные причины.

Во втором триместре основной причиной выкидыша становятся различные заболевания и нарушения в организме матери. Возраст на это никак не влияет, это может случиться в любом возрасте.

—  Как вы считаете, нужно ли половое воспитание в школах? Как морально подготовить ребёнка ко взрослой жизни?

— Я считаю, что нет. Мама и окружающие родственники обязаны рассказать девочке о половом воспитании. От школы и так многого хотят. 

— Если планируется говорить о духовных ценностях и ценностях отношений, то как должны проводиться такие занятия?

— Занятия о духовных ценностях проводить не нужно, об этом нужно говорить постоянно.



После разговора с Сергеем Куликовым я решила взять комментарии у практикующего психолога Антона Ставских.


— Как Вы считаете, нужно ли половое воспитание в школах?

— Да. Когда дело доходит до полового воспитания, нужно понимать, что это не только про секс, как процесс. Это про физиологию, различия, сходства, взаимоотношения, норму, патологию, здоровье. Информирование о половых особенностях и различиях между мальчиками и девочками облегчает их дальнейшее взаимодействие между собой и понимание собственного тела: что с ним происходит, что нормально, а что нет. Что такое сексуальность? Какие бывают взаимоотношения между полами: дружба, партнерство, «встречания», брак и т.д.? Когда уже можно начинать половую жизнь? Как с ней обходиться? Как отказывать партнеру? Что такое беременность? Что значит быть девушкой/парнем? Это важные вопросы, которые стоит обсуждать.

— В какой форме нужно проводить занятие: физиология или духовное воспитание?

— В первую очередь это физиология. Обозначение и нормализация естественности тела, половых органов, гигиены. Информирование о заболеваниях, последствиях половой жизни. Если же я нахожусь в неизвестности, здесь может подключаться много неприятных чувств (стыд, страх, тревога, паника и т.д.).

Что касается духовности и нравственности, это про общество и взаимодействие с ним. Если ребенок боится говорить о себе, о неотъемлемой части себя, в жизни его может проследовать стыд и вина перед другими, что он какой-то не такой (хотя все мы разные настолько, насколько похожи).

Здесь могут быть разные варианты: уроки психологии, биологии, отдельные уроки сексуального просвещения, обществознания, литературы. В общем, интеграция может проходить на разных уроках и мероприятиях. Главное, делать это спокойно и постепенно, а не один раз в год превращать это в постыдное «нужное» мероприятие, что будет является поводом для насмешек и растущего напряжения.

— Если планируется говорить о духовных ценностях и ценностях отношений, то как должны проводиться такие занятия?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, так как это одна из задач педагогики. Исходя из своих знаний и опыта в этой области, могу сказать, что форма занятий и информационное содержание должны опираться на возрастные особенности, задачи развития, уровень сплоченности группы, если мы говорим про образовательные организации, индивидуальные особенности развития учеников, культурные особенности и т.д. Существует много факторов, которые нужно учитывать при построении любых программ. Здесь же влияет само отношение педагога к излагаемому материалу, его вовлеченность. Отсюда существует сложность в выстраивании программ по одним стандартам для всех, так как важно учитывать много факторов.

— Нужно ли половое воспитание дома? С какого возраста нужно начать обсуждать с ребенком половые отношения? Как морально подготовить ребёнка ко взрослой жизни?

— Хотите вы этого или нет, ребенок будет интересоваться сексом, половыми органами, мальчиками и девочками, отношениями и т.д. И уж лучше они будут иметь достоверную и умеренную информацию от вас, нежели из других источников (например, интернета). При всем при этом, родитель сам должен владеть достаточными знаниями, или, при незнании, изучать вместе с ребенком.

Нет одного определенного момента, когда стоит начинать об этом разговаривать. Лучше всего нормализовать разговоры о полах, особенностях, отношениях, сексуальности по мере взросления. Тогда ребенок будет постепенно и здраво формировать свое отношение к этой теме. Ребенок с ранних лет начнет интересоваться, исследовать себя и других, поэтому важно давать ему объяснения на языке, на котором говорит ребенок. Отвечая на эти вопросы по типу как на вопрос «почему небо голубое?», нужно рассказывать это как что-то естественное.

— Какие советы Вы можете дать родителям? Какие советы Вы можете дать девушкам и юношам?

— Расширяйте границы своих знаний! Интересуйтесь и подходите осознанно к своему интересу, особенно практическому. Как родители ответственны за гармоничное воспитание своих детей, так и дети, по мере взросления, наделяются ответственностью за свои действия. 


Также я спросила о необходимости проводить половое воспитание в школах и дома у 17-летней беременной девушки:


«Думаю, да, я сама не знаю, как правильно к этому подойти, но уверена, что лучше обсуждать многие вопросы с родителями или узнавать полезную информацию от врачей или взрослых, потому что подружки и их советы – это хорошо, но все эти “советы” мы познаём на своем опыте».



Половая жизнь является неотъемлемой частью жизни людей, поэтому важно правильно и вовремя поговорить об этом с ребенком. Но взрослому необходимо самому быть готовым к разговору. По поводу необходимости производить половое воспитание в школах мнения специалистов разнятся. Но если оно планируется, то важно, чтобы уроки проводили квалифицированные специалисты. 


Источник главного фото: Google Картинки.