Путь пермяка из центра до окраин – ПиПермь

Путь пермяка из центра до окраин

Как живётся тем, кому приходится добираться из центра Перми до окраин и обратно? Какая атмосфера существует на окраинах по сравнению с центром? Чем отличаются остановочные пункты в отдалённых районах города от центральных? Я решила проверить, какого это: жить на окраине города. С перекрёстка улиц Ленина и Попова началось моё длинное путешествие по обе стороны Камы.

Порядок посещения конечных остановок
Оригинал фото:
ru.wikipedia.org

Всего в Перми насчитывается 485 остановок, из которых лишь десятки располагаются на окраинах районов и считаются конечными. Сегодняшний маршрут охватит окраины каждого района города.


Пермский далёкий восток. Гайва и Заозерье 

Путь из центра до конечных остановок в построенном маршруте захватывает как ближайшие к центру части Перми, так и совершенно далёкие, некогда располагавшиеся за чертой города. Первый же остановочный пункт оказывается совершенно неизведанным краем города, хотя находящимся у многих на слуху.

Орджоникидзевский район, как один из наиболее отдалённых от центра районов, занимает площадь обоих берегов реки Камы. Несмотря на всю крупность включённых в него микрорайонов-деревень, большим числом жителей район не может похвастаться. К сожалению, прямые маршруты от Попова до Лёвшино и Голованово не следуют. До правобережной Гайвы мало кто осмелится поехать, кроме живущих и работающих в этом районе горожан. 

Отправиться в этот район пермякам поможет остановка, расположенная по улице Попова, напротив Эспланады. Маршрут № 49 довольно редко встречается на дорогах, однако довозит до двух крупных микрорайонов – «Гайвы» и «Заозерья». Именно в этих частях города произведётся первая остановка на интересующих нас конечках.

Доехать до конкретной «конечной остановки» на Гайве невозможно – первая же остановка после моста именуется названием микрорайона, а сам микрорайон растягивается далее по Гайвинской улице до самого Заозерья на Трясолобова. По пути в другой микрорайон в окнах автобуса расстилаются зеленеющие виды парка и лесистой местности. Здесь не так много домов, да и людей особо не встретишь. Чем дальше автобус уезжает в Заозерье, тем меньше видишь жителей на улицах микрорайона. В транспорте остаётся к тому моменту немного людей.

Микрорайон «Заозерье». Источник фото: Яндекс.Карты

Удобств у конечной остановки можно обнаружить не так много, кроме самого простого укрытия от неприятных погодных явлений. С остановочного пункта у жителей района есть возможность добраться до других частей города, в частности до других концов левобережной части Орджоникидзевского района. 

По правде говоря, об этом районе, а конкретнее об остановке, мало что удаётся рассказать даже местным. В основном следуют жалобы на засыпанные снегом дорожки зимой и скапливающуюся грязь на дорогах с наступлением весны. На вопрос об увеличении маршрутов до этого района послышались лишь усмешки встреченной мною компании, будто бы никто и не надеется или уже не нуждается в таковых нововведениях. Возможно, многие здесь довольствуются личным транспортом и хоть каким-то приезжающим общественным. Такой далёкий, спокойный район отличается от кипящего жизнью центра. 

Возвращение к начальной точке маршрута навеяло размышления о разности между окраиной города и его центральной частью. Насколько отношение людей отличается к такой простой вещи как общественный транспорт. Нуждаются ли вообще жители окраин в каких-то нововведениях на остановочных пунктах или они привыкли довольствоваться тем, что имеют. Насколько окраины отличаются друг от друга предстояло узнать с посещением следующей конечки, в соседствующем с Ордженикидзовским районом – бывшим центром Перми. 


Бурлящий старый центр. Мотовилиха

 Добраться из нового центра города в старый не составит особого труда из-за исторически сложившегося соседства Мотовилихи с Ленинским районом. Так как маршрут захватывает исключительно конечные остановки автобусов, путь достигнет одной из крайних точек района – микрорайона «Садовый». Маршрут под номером 68 возит пассажиров по центральным улицам Перми. Именно с Попова, на стороне возле торгового центра «Айсберг», часть толпы у остановки садится в автобус, направляющийся в сторону Цирка и площади Дружбы. Автобус №68 относится к типу общественного транспорта, сохранившего старую систему оплаты проезда – покупка билетов у кондуктора. 

Территория, которая преимущественно используется для расселения жителей в многоэтажные здания, сразу встречает потоком людей на улицах. Казалось бы, на конечной остановке трудно встретить толпу горожан, но именно здесь кипит вся жизнь. Возле конечной остановки расположился одноимённый с микрорайоном торговый центр «Садовый». 

Микрорайон «Садовый». Фото из личного архива

Автобусы паркуются по бокам дороги, практически перекрывая друг друга возле остановок и не давая пассажирам издалека увидеть номер маршрута. Радует близость заправочной станции, которой водители общественного транспорта могут воспользоваться в любое время до отправления. От спешки местных горожан в микрорайоне энергетический импульс подхватывает общественный транспорт и нередко отправляется раньше указанного в расписании времени. 

Возле конечной остановки на Садовом собеседником моим стала девушка. В момент встречи она неодобрительно качала головой, скрестив руки. Как позже выяснилось, минуту назад уехал её автобус, а следующий ей пришлось ждать. В попытке отвлечь её от дурных мыслей, мы завязали разговор об остановке. 

«Тот факт, что остановка здесь такая большая, может вам только показаться удобством! На самом деле здесь просто невозможно нормально сесть в транспорт. То дорога скользкая, что пройти до остановки невозможно, то лужа огромная растечётся, через которую не перепрыгнешь. Автобус вдалеке встанет и не сядешь в него, пока не испачкаешься. Ещё ужасно, что выходить надо очень рано, а то не уехать потом. Вот уехал только что 68 автобус, а у меня нет времени ждать! Ещё опоздаю из-за этого… ух!» 

Микрорайон «Садовый». Фото из личного архива

Скоро приехал её автобус, в который она поспешно запрыгнула с остальными скопившимися у остановки людьми. Тут то в моей голове возник образ совершенно пустой остановки, расположенной в Заозерье. Как разительно отличаются эти края города! В том районе будто всё застыло, а здесь, как в центре, всё движется и не думает останавливаться. И ведь это был только второй остановочный пункт, на котором обнаружились видимые противоречия в восприятии городских окраин, в частности различия в жизни на разных берегах Камы. 


Спокойное движение в промышленном краю. Крохалевка

Свердловский район, к которому в подчинение прикреплён посёлок Новые Ляды, всецело расположился на левом берегу, подальше от Камы. Добраться до разных микрорайонов из центра оказалось затруднительно – отсутствовали подходящие маршруты. К примеру, до вышеупомянутого посёлка нет прямого рейса даже с Центрального рынка. 

Среди множества остановок выбор упал на конечку микрорайона Крохалевка, в большей степени находящейся на слуху у многих горожан. Из особенного в пути выделялось обилие промышленных сооружений, маленькие домики и старые трамвайные пути. Район не может похвастаться красочными видами не только в Крохалевке.

Кое-что специфичное может выделить этот микрорайон среди остальных краёв города. Местная конечная остановка разделена на две, одна из которых предназначалась для всех маршрутов и касается местного рынка, а другая выделена специально для автобуса №50. Именно на последнем был проделан путь из центра города. Больше всего запутывает то, что конечная остановка для этого автобуса считается отправной точкой для остальных маршрутов. Странно только, что именно она сохранилась в форме старого образца, состоящего из металлических профнастилов. Для маршрута №50 поставили остановку поновее и расположили чуть дальше от старой. Возможно, для отделения автобуса, проезжающего через центр в микрорайон. 

Микрорайон «Крохалева». Фото из личного архива

По сравнению с другими конечными остановками, здесь расположились местный рынок с однотипными стандартизированными по оформлению киосками и небольшая церковь с довольно людным сквером. Здесь жизнь кипит по-особенному – по обеим сторонам остановки вырастают новые высотные дома, на площадках сквера веселятся дети, поток людей проходит через рынок, но мало кто доходит в это время до остановки, направленной в сторону центра. 

Микрорайон «Крохалева». Фото из личного архива

Между двух остановок нашёлся юноша, который собирался ехать в центр. Пока он ждал автобус, мне удалось поговорить с ним об остановках, хоть и не так подробно.

«Честно говоря, из центра сюда добраться вроде и можно на паре автобусов. Есть несколько маршрутов, но они то набиты народом, то ездят редко. Я бы мог, разве что, пожаловаться на скользкую дорогу на рынке, вечно идёшь в страхе упасть и опоздать из-за этого на автобус. А так сам по себе район от центра далёкий, приходится долго кататься отсюда до университета». 

Микрорайон «Крохалева». Фото из личного архива

Мой собеседник вместе с другими жителями района ожидали транспорт между двух остановок, будто им не хотелось стоять под старым укрытием, а от нового пришлось бы бежать до подъехавшего к другой остановке автобуса. Перед тем, как поехать в центр, я снова оглядела бродивших жителей этого микрорайона. Среди прохожих не встретишь спешащих с работы домой. Люди будто выходят на прогулку и наслаждаются наступающей весной в этой части города. Даже на рынке местные не совершают покупки, а просто прогуливаются и общаются с продавцами. Время здесь тянется медленнее, чем в центре, наверное, потому что вся работа кипит в расположившихся дальше заводах. По-своему кипящий жизнью район не похож ни на Садовый, ни на Гайву, ни на Заозерье. 

Восточная часть города разнообразна на конечные остановки. Здесь разительно могут отличаться соседствующие микрорайоны. Теперь же мне предстояло посетить противоположную часть Перми. Впереди ожидали настоящие конечные пункты, расположенные на выездах из города.   


Молодая окраина на юге. Нагорный

Плавно маршрут уводит в сторону юго-западной границы города, к самому молодому району Перми – Индустриальному. Одна из крайних точек располагается выше центральной части района, остановка микрорайона Нагорный. Поездка в Индустриальный район в нерабочее время становится настоящим испытанием. Несмотря на обилие маршрутов, доезжающих до Нагорного из центра, с улицы Попова прямым рейсом следует только маршрут №10. Другой бедой для горожан становится даже не пробка, которая могла бы возникнуть на шоссе Космонавтов, а нескончаемый поток людей, который пытается разъехаться по домам из центра по вечерам. 

Автобус, подъезжающий к остановке на Попова, уже выглядит довольно наполненным. Своих пассажиров «десятка» набирает ещё у ЦУМа, далее по улице Ленина автобус умудряется вместить огромное количество людей и ехать буквально набитым битком, как консервная банка. Особенно страшно увидеть такую картину в вечерний час пик, когда все спешат уехать из города домой. 

Естественно, такая толпа стремится выйти на своих остановках, а не ехать до самого Нагорного. Первый поток людей выходит из тесного автобуса возле печатной фабрики Гознак. Именно здесь пермяки пересаживаются на другие маршруты, недоступные в центре. Другие пассажиры выходят до подъёма автобуса в горку, на улице Леонова. С этой автобусной остановки есть возможность сесть на межгородские маршруты. Оставшаяся часть пассажиров проезжает по Чердынской улице с жилыми домами. Сделав небольшой крюк, автобус доезжает до Нагорного и отсюда вновь начинает своё движение вниз до шоссе и центра города. 

Микрорайон «Нагорный». Фото из личного архива

Как только выходишь из автобуса на последней остановке, то сразу ощущаешь себя на самом краю города. Широкая дорога по левую руку и пустая незаселённая территория, не считая шиномонтаж и заправку. Как и в микрорайоне Крохалевка, неподалёку от остановки расположилась церковь, а чуть дальше виднеется стройка – будущий зоопарк. 

Здешней собеседницей оказалась одна из жительниц района. Эта миловидная женщина держала пару толстых пакетов с продуктами, точно направлялась домой из центра. Ранее я пересеклась с ней на остановке, она приехала на другом автобусе. Разговор же завязался совершенно случайно возле пешеходного перехода. 

«Я здесь давно живу, раньше в Балатово жила вон там, у самого леса, – она указала в сторону дороги, куда как раз уезжала десятка. – До остановки добираться нетрудно, для меня она тут рядом. А до центра и работы маршруты есть, только редкие такие, каждый раз приходится заранее выходить из дома, потому что автобус может уехать раньше. Иногда вообще не приезжает, приходится потом по полчаса ждать. Не в прямом смысле, конечно. Хотя по столько ждать приходится по вечерам. Тройка, например, ездит так после девяти. Остановки здесь продувают, но какие поставили, под такими и прячемся». 

Микрорайон «Нагорный». Фото из личного архива

Чем дальше от центра расположены остановочные пункты, тем хуже оказывается их состояние. К сожалению, многие стремятся жить ближе к главным улицам города, ведь именно там происходит вся его жизнь. Живущие далеко от центра стараются по меньшей мере использовать общественный транспорт. Он хоть и обходится дешевле такси и собственного автомобиля, но обладает меньшими предоставляемыми удобствами для пассажиров. Потому в модернизации остановочных пунктов нуждается меньшинство, и то мало кто действительно высказывает свой дискомфорт на этот счёт. Большинство привыкает к тому, что есть. Многие считают, что лучше никто и не сделает. Потому атмосфера на конечных остановках может показаться мрачной, ведь сюда даже если и добираются, то стараются поспешно покинуть это место. Как никак, на конечке нет смысла стоять – приехал и пошёл по своим делам. И стоит ли вообще переживать за эти остановки и их состояние? Лишь дальнейшие остановочные пункты могут разуверить в плачевности состояния остановочных пунктов окраин.  


Более далёкий северный конец. Закамск 

Одним из самых отдалённых районов от центра является Кировский район. Многие считают этот район отдельным городком. Жители центра спрашивают закамчан: «Когда ты поедешь в Пермь?». Кировский район, как и Орджоникидзевский, расположившись вдали от центра, довольствуется собственными достопримечательностями, магазинами и внутрирайонными маршрутами, в частности маршрутными такси. 

Единственный автобус №20, следующий на крайнюю конечную остановку, довозит до микрорайона Новый Крым. Микрорайон, отдалённо напоминает близлежащие к центру конечки, но по ощущениям, приезжая в этот район, оказываешься в совершенно другой города. 

Недалеко от остановки расположилась церковь. В отличие от тех, что были в Индустриальном и Свердловском районах, этот храм считается местной достопримечательностью. По сравнению с южным выездом, здесь остановка отделена от основной дороги, как это было в Заозерье.   

«Тоскливо здесь, по правде говоря. – Вдруг завязал со мной беседу мужчина, сидевший на остановке. – Остановка небольшая, да и не тесная, вроде крыша прикрывает нормально. Иногда приезжают маршрутки, иногда двадцатый. Я отсюда не ездил в центр, пару раз дела какие-то делал. У меня внуки там, в городе живут». 

Микрорайон «Новый Крым». Источник фото: 59.RU

Этот тихий микрорайон можно было обойти меньше чем за час, увидеть простоту посадочных пунктов и местных улиц. О многом тут и не скажешь, как в случае с Заозерьем, безлюдные улицы, на которых неместный просто так не может оказаться. 


Загадочный спальный район. Заостровка

Постепенно маршрут приближается к своему завершению. На западе с центральной частью города соседствует Дзержинский район. В нём расположены несколько крупных жилых микрорайонов. До центра в микрорайон «Парковый» можно добраться на нескольких маршрутах – большое преимущество по сравнению с остальными микрорайонами – однако как таковой конечной остановки у Паркового не имеется, лишь одноимённые микрорайону промежуточные остановки до другого конца Дзержинского района. Автобус №14 один из немногих, кто добирается до окраины – микрорайона Заостровка. 

Сравнивая с Парковым, через который проезжал автобус, Заостровка значительно отличается по своей структуре. Если в первом микрорайоне преобладает наличие высотных зданий, небольших прогулочных дорожек, обилие магазинов и даже торгового центра, то здесь всё выглядит очень даже просто. Не считая наличие школы со своим катком, в этой части города практически не на что смотреть, сложно найти ближайшие знакомые магазины. На территории Заостровки, находящейся за мостом через Мулянку, советские двух- и пятиэтажки соседствуют с высотными новостройками, а на окраине и вовсе начинается сектор домов-частников.

Микрорайон «Заостровка». Фото из личного архива

У микрорайона нет как таковой одноимённой остановки, но конечный пункт в этом районе имеется. Располагается он на улице Маяковского и ничем примечательным привлечь не может. Старенькое профнастильное покрытие напомнило конечную остановку в Крохалевке, только пугало своим слишком заржавевшим видом. На самой остановке народ скапливался точно по часам отправления – за пять минут до приезда автобуса рядом оказывалось несколько человек. На пути к остановке в окнах автобуса виднелись совершенно пустые улицы, потому было удивительно встретить такое количество людей на остановке. Большинство пассажиров в момент поездки успели выйти на Новоколхозной улице, не доехав до конечки, однако на этой остановке мне повстречались два молодых человека. 

— Сигаретки у вас не найдётся? – спросил один из парней рядом со мной. Он ехал со своим другом на том же автобусе, что и я, точнее, дремал в автобусе до улицы Маяковского. Решила на всякий случай уточнить, знают ли они этот район.

— Ой, да мы тут случайно оказались, не местные. Нам до Паркового надо было, да вот кое-кто не уследил, – он толкнул первого моего собеседника в бок.

— Да ты что! Сам знаешь, ночь отлично провели. Да и доберёмся мы до твоего Паркового, тут других маршрутов-то нет, дальше не уедем.

Микрорайон «Заостровка». Фото из личного архива

По правде говоря, дальше уехать они вполне могли, если бы вновь так задремали в автобусе. Юноши запрыгнули в первый прибывший автобус, потому их дальнейшая судьба мне теперь неизвестна. И ведь действительно, конечные остановки трудно назвать ходовыми местами, коими являются остановки в центре. 


Конец в центре

Каждый сегодняшний маршрут следовал из исторического ядра города – Ленинского района. Даже в центральном районе есть свои особенные конечные остановки – на левом берегу Пермь 1 и трамвайное депо Разгуляй, на правом берегу Студенческий городок и Город Сердца. 

Ближайшей конечкой, которая разительно отличается по своему виду от тех, что были на окраинах города, оказалась остановка возле Пермского национального исследовательского политехнического университета. По правде говоря, добраться до неё с Попова можно даже пешком по улице Ленина. Если же ехать до ПНИПУ, то доберёшься через две центровые остановки, с которых до конечной остановки выходит большинство пассажиров – новая остановка «улица Куйбышева» и многолюдный «Центральный универмаг». 

Крохотная остановка, расположенная возле университета, лишь слегка выделяется на длинной асфальтированной дорожке. Её размеры вполне обоснованы малочисленностью пассажиров, садящихся в автобус на этой остановке. Однако у этой конечки есть свой недостаток – если посадка на транспорт вполне удобна и доступна, то высадка происходит у самого забора, разделяющего дорогу от тротуара. Выходя из автобуса, пермяки оказываются вблизи автомобильных полос. В зимний период жизни горожан особенно подвергаются риску при выходе на заледеневшую дорогу с собранной на остановке горой снега. Сегодня удалось выйти не в скопившуюся лужу, а на новенькую дорожку.

Мне удалось побеседовать с юношей, оказавшимся в центре по делам. 

«Я работаю недалеко от остановки, сажусь обычно на автобус у ЦУМа. На этой остановке бываю, только когда еду в другой район по делам с пересадкой. Что касается удобства, то здесь меня не устраивает постоянный поток ветра, от которого каждый раз успеваешь замёрзнуть до приезда автобуса. В остановке не спрячешься от ветра, всё равно достаёт, да и народ там копится, она ведь маленькая. Под дождь здесь не попадал, потому не могу судить, насколько удобно под ней прятаться». 

ПНИПУ. Фото из личного архива

Большинство автобусов добираются из центра до других районов не столько с центральной части города, сколько с остановок, расположенных возле Центрального рынка и автовокзала – наиболее многолюдной части города. Что касается другого транспорта, то он доступен не во всех частях города, как автобусы. 

Фото из личного архива

Конечные остановки в разных частях города, с одной стороны, похожи друг на друга. Это касается не только внешнего вида остановочных пунктов, но и темпом жизни горожан в этих микрорайонах. Каждый микрорайон по-своему внутренне устроен, по-своему живёт. Где-то скапливается много людей и все куда-то спешат, а где-то даже обычного прохожего трудно встретить. На некоторых остановках всё построено для населения, а на других расположен только пустырь с автобусами. Но главное: не все окраины могут похвастаться новыми остановочными пунктами и благоустроенным окружающим пространством. Многие жители этих микрорайонов не надеятся, что состояние остановок изменится, также они привыкли к опозданиям автобусов: «Конечно, неудобства есть, но они будут всегда и с этим придётся смириться». А разве жители окраин не достойны пользоваться комфортными остановками и регулярным транспортом, который довозил бы их напрямую до центра?

Как сложатся дальнейшие судьбы остановок на окраинах покажет время. Возможно, как и в центре, по всему городу разместят новые остановочные пункты. Пока что можно довольствоваться тем, что укрытия на этих остановках вообще есть. 

   Источник главного фото – личный архив.