«Работы нет, и всё…жизни нет»: как изменилась жизнь в посёлке Уральский – ПиПермь

«Работы нет, и всё…жизни нет»: как изменилась жизнь в посёлке Уральский

В современном мире большинство людей стремится к жизни в городе, где есть возможности для развития, самореализации, работы. В деревни, небольшие поселения уезжают в основном отдохнуть ото всей городской суеты, чтобы потом, конечно, вернуться обратно к своей привычной рутине и делам. 

Населённые пункты, которые пустеют и прекращают своё развитие, существуют по всему миру. На это есть множество причин, основными из которых являются миграционный отток и естественная убыль населения. 

Здесь я расскажу о судьбе рабочего посёлка Уральский, в котором я выросла.

В детстве меня устраивало в нём абсолютно всё. Тихое, уютное место с невероятной природой. Казалось, что лучшего нельзя и придумать. Но по мере моего взросления я начинала понимать, что хочется большего. Один и тот же маршрут для прогулок, изученные «от и до» места – всё это стало надоедать.

Прошло уже три года с того момента, как я не живу в Уральском и приезжаю туда лишь на выходные и каникулы, чтобы увидеться с семьёй. Теперь там открыли небольшой кинотеатр, отремонтировали Набережную, некоторые детские, спортивные площадки, но глобально в лучшую сторону ничего не изменилось. Наоборот, замечаю, что с каждым разом людей там становится будто всё меньше и меньше, многие уезжают, на улицах пусто. У людей здесь нет перспектив для развития: мест для устройства на работу мало, образование можно получить только общее. Но так ведь было не всегда. В одно время люди в достаточно большом количестве переезжали в посёлок и считали его лучшим местом для жизни. 

Герой, с которым я поговорила об истории Уральского, переехал туда в 1962 году вслед за всей своей роднёй. Там тогда строился фанерный комбинат, было очень хорошее снабжение продуктами и всем, что нужно для комфорта, благодаря компаниям ОРС (отдел рабочего снабжения — организация государственной розничной торговли в СССР) и ПМК (передвижная механизированная колонна — учреждение, осуществляющее строительные, монтажные или ремонтные работы). «В те времена с этим было сложно, – вспоминает герой, – и в Мантурове, где вот мы жили раньше, такого не было». 

На тот момент в посёлке ещё, конечно, не существовало всего, что есть сейчас, даже больницы. Вместо неё была медсанчасть на месте, где сейчас открыта музыкальная школа. Однако всё изменилось с невероятной скоростью. В 1965 году наш герой ушёл в армию, а в 1968, когда вернулся, обнаружил, что всё уже застроено. Он вспоминал об этом с удивлением. Приподняв брови, он сказал: «Такими темпами строить…».  Уральский вырос очень быстро. За 3 года из небольшого поселения он превратился в место с хорошей инфраструктурой: со школой, дворцом культуры, множеством жилых домов. Позже появилась и больница, и детские сады. Посёлок продолжал активно развиваться, люди приезжали сюда жить, работать, и были счастливы. 

Но с 2002 года численность населения начала уменьшаться. Место, которое так активно росло и наполнялось жителями, стало понемногу пустеть. Некоторые предприятия закрылись. Одно из них – это ПМК (строительная организация). «Строить нечего стало, – вспоминает герой с сожалением, – мы раньше строили в деревнях. В Уральском уже в конце работы один дом построят за год и всё, а остальное в деревнях строили: фермы, свинарники, дома. Вот КСК (комбинат строительных конструкций) в Нытве, когда построили, стали коттеджи возводить, а потом и КСК закрылось. В Новоильинском домостроительный комбинат был, но тоже закрылось производство». Работы не стало. На комбинате «СВЕЗА Уральский», от которого по сути полностью зависит жизнедеятельность поселения, позже сменилось управление. Люди, которые жили в посёлке, начали ставить перед начальством какие-то вопросы, а они просто: «Не хочешь работать – уходи». Стали привозить работников из Нытвы, из Новоильинского. Многие уральцы в итоге остались без работы, начали переезжать в другие города. 

Подростки практически все уезжают по окончании школы: кто-то получать высшее образование, кто-то работать, потому что понимают, что никакого развития при жизни в посёлке не будет.  Всем говорят или родители, или учителя: «Вот учиться не будешь, останешься здесь, и пойдёшь на завод работать». И эта «пугающая» фраза служит в качестве мотивации к учёбе, потому что все понимают – перспектив на будущее это не даёт. 

Есть много жителей посёлка, которые пробовали жить и в других городах, но всё же вернулись обратно. Для них это родное и спокойное место, где всё знакомо и понятно, где всё идёт своим чередом. 

В разговоре о будущем Уральского я получила от героя размышления о том, что всё зависит от комбината: «Если будет работать, значит, будет жизнь какая-то, а не будет…производства не будет, и всё, одни пенсионеры останутся. У нас и так в посёлке по слухам квартиры продают сплошь и рядом, много пустых квартир, все уезжают…работы нет и всё – жизни нет». 


И, действительно, огромное количество городов прекращают своё существование из-за отсутствия работы, развития. И несмотря на то, что Уральский — это невероятное место для отдыха с очень красивой природой и недавно отремонтированной Набережной, место, в котором активно развивается спорт, люди из него всё же уезжают. Об этом говорит и статистика численности населения, и сами жители посёлка. 

Оценка численности постоянного населения Пермского края в разрезе муниципальных образований. Источник: Wikipedia

Очень хочется верить, что населённый пункт будет процветать и обретёт больше новых жителей и возможностей, да и в целом количество пустеющих городов в России перестанет увеличиваться. Но, как показывает история, любой, даже самый большой и развитый город может прийти в запустение и самый маленький посёлок может вырасти до небывалых размеров. Всё это, действительно, лишь вопрос времени. 

Источник главного фото: интернет-ресурсы